1. Сейчас практически весь мир встал из-за распространения Covid-19. Скажите пожалуйста, что сейчас происходит в Китае? Все ли предприятия вернулись в нормальный график?
Угроза пандемии короновируса явилась неожиданностью для всего мира. Первым удар принял на себя Китай. Весь остальной мир хоть и с обеспокоенностью следил за ситуацией в Китае, но сам не был готов к появлению вируса у себя. Реакция менялась от негативной: «Власть потеряла контроль над ситуацией, катастрофически не хватает ничего для борьбы с вирусом», до восторженной: «Только в Китае стала возможной такая быстрая победа над вирусом». Конечно, до полной победы ещё далеко, сам Китай не успокоится, пока в других странах не погаснут последние очаги. Но внутри страны ситуация постепенно возвращается в нормальное состояние. В большинстве провинций эпидемиологическая обстановка спокойная, и это даёт возможность производственным предприятиям, офисам, сфере обслуживания возобновлять свою работу. Правда, учебные заведения, развлекательные мероприятия, туристические объекты пока не работают, и большинство населения продолжает ходить в защитных масках. По заявлению замминистра промышленности КНР Син Гобина на 30 марта восстановили свою работу около 98% базовых предприятий и 76% предприятий малого и среднего бизнеса.
Надо понимать, что возобновление работы после незапланированной приостановки требует дополнительных усилий: не все рабочие смогут быстро вернуться из мест, где они проходили карантин, недостаток сырья и комплектующих из-за простоя поставщиков, потеря части заказов из-за карантина, сбои работы транспорта и многие другие факторы.
2. Какие основные тенденции за последние годы наблюдаются при ведении бизнеса с Китаем? Какие товары из Китая пользуются наибольшим спросом в России? Что стали чаще импортировать за последние 3 месяца и насколько?
Основные тенденции за последние годы это все большее законодательное упорядочение ведение бизнеса. Я имею в виду снижение доли серых схем, регулирование по видам деятельности, по товарной номенклатуре. К примеру, введён перечень запрещённых к импорту в Китай отходов и вторсырья. Введены новые требования по налогообложению и финансовым операциям. С одной стороны обеление бизнеса снижает его маржинальность, а с другой – уменьшаются и риски.
По структуре импорта из Китая в Россию наблюдаем рост поставок производственного, технологического и IT-оборудования при сохранении объёмов всех остальных групп товаров. Традиционно это одежда и обувь, электроника, мебель, строительные и отделочные материалы, посуда, продукты питания и прочее.
Что касается последних 3-х месяцев, они не показательны из-за пандемии. Многие предприятия занялись непрофильным производством средств индивидуальной защиты и другой противоэпидемиологической продукции. Если во время пика заболеваемости на фоне новогодних каникул Китай испытывал дефицит средств защиты и закупал их по всему миру за любые деньги, то сейчас Китай может производить 10 млн масок в день и обеспечить ими свои потребности и ещё экспортировать.
3. Какие китайские компании стали чаще обращаться в представительство РАСПП в Китае в последнее время? Какая в целом динамика по отраслям? Какое влияние коронавируса на развитие российско-китайской торговли?
За последние 2 года наибольшее количество обращений от:
- Производителей товаров народного потребления, готовых самостоятельно выходить на Российский рынок;
- Производителей медицинских товаров и расходников. Фармацевтические компании;
- Инвестиционных агентств, государственных бюро науки и техники, интересующихся передовыми Российскими разработками;
- Китайских производителей сельскохозяйственной продукции, планирующих выход на российский рынок;
- Частных бизнесменов, заинтересованных в покупке выгодных продуктов питания из России.
Мы наблюдаем активный прирост поставок на российский рынок медицинских изделий и субстанций для фарм индустрии. Эта тенденция сохранится в ближайший год.
Также выросли поставки сельхозпродукции. Как правило это фрукты и овощи. Видим в этом хорошую тенденцию и взаимный интерес России и Китая. На первом месте традиционно поставки оборудования и аппаратуры.
Деятельность РАСПП всегда была нацелена на помощь бизнесменам наших стран в выходе на новые рынки. В период изоляции России и Китая, предприниматели не могут вести активную деятельность, направленную на продвижение их товаров и услуг. Это существенно повлияло на экономику двух стран на длительный период.
Как следствие Российские бизнесмены получили, а в некоторых случаях получат, свою продукцию с задержкой в 2-3 месяца. Издержки периода простоя Китайского производителя, как и издержки содержания торговых сетей без получения прибыли с Российской стороны - это большие убытки для предпринимателей.
4. Как лучше всего искать поставщиков в Китае? Какие инструменты для этого использует представительство РАСПП в Гуанчжоу? Сейчас многие предприниматели предпочитают работать с поставщиками без посредников. Какие советы Вы можете им дать? Какие риски и расходы возникают, если работать самостоятельно и через посредника?
Традиционно поставщиков ищут на общедоступных порталах Alibaba, Made-in-China и подобных. Представительство РАСПП в Китае имеет возможность обращаться для этой цели в отраслевые ассоциации производителей, со многими из которых у нас налажены отношения, в региональные торгово-промышленные палаты, бюро коммерции провинций и городов, использовать базы экспортно-импортных и отраслевых выставок. Это позволяет существенно расширить круг поиска и гарантирует от попадания на недобросовестного поставщика.
Понятно желание импортёра работать напрямую без посредников. Обращаю внимание на то, что РАСПП не является посредником. Наши эксперты предоставляют консалтинговую помощь на всех этапах выхода на китайский рынок напрямую. И вот без такой помощи при самостоятельной работе велика вероятность набить много шишек, увеличив свои расходы, потеряв время вплоть до полного разочарования в этом бизнесе.
В нашем кейсе есть проект, который российский производитель безуспешно пытался самостоятельно продвигать в Китае в течение 2-х лет. После того, как он познакомился с нами и вступил в члены РАСПП, мы за полгода наладили сотрудничество с крупными китайскими контрагентами.
5. С какими поставщиками из Китая лучше работать российским импортерам? С крупными или маленькими компаниями? С какими из них проще договориться? По каким критериям Вы советуете выбирать китайских поставщиков?
Не могу дать однозначный совет. В каждом конкретном случае возможны разные варианты. Много зависит от вида продукции, от конъюктуры рынка, от размеров самого покупателя и масштабов бизнеса. Нюансы в переговорах есть всегда, независимо от размеров компании. У нас есть опыт работы как с крупными, так и с мелкими компаниями, мы умеем договариваться, приходилось решать и трудные вопросы.
Первым критерием выбора поставщика однозначно не должна быть самая низкая цена. Из-за этого до сих пор у многих потребителей сохраняется уверенность, что все китайское плохое. Гораздо важнее убедиться, что данный производитель вообще сможет произвести Ваш заказ, точно выполнив ТЗ и уложиться в заявленные сроки. Ну и, конечно, возможность контроля качества на всех этапах производства.
6. Насколько полезна проверка контрагента в Китае по Вашему опыту? Приведите примеры, когда она спасала людей от мошеннических действий.
По нашему опыту проверка контрагента обязательна. Кроме обычного изучения учредительных, разрешительных, финансовых и других документов, инспекции производства, в Китае важно установить прямой личный контакт с руководителем компании-контрагента. Это сразу меняет отношение к клиенту и повышает уровень взаимного доверия при долгосрочных отношениях.
В нашей практике бывали случаи, когда зарегистрированный на Алибабе поставщик оказывался просто частным лицом без компании, без офиса, просто посредником. При этом он даже пытался показать реально существующее производство, на котором его и не знают, но продукцию которого он рассчитывал использовать. Мы всегда готовы к таким вариантам и умеем их распознавать.
7. Сейчас в тренде несырьевой неэнергетический экспорт. Какие товары и продукты российского происхождения Вы в повседневной жизни замечали в Гуанчжоу? Какая есть динамика по российскому экспорту в провинцию Гуандун? Какие товары наиболее востребованы китайскими импортерами и дистрибуторами?
К сожалению, пока ещё не так много российских товаров в южных провинциях. Встречались некоторые продукты питания: подсолнечное масло, печенье, мороженое, минеральная вода, мёд. Некоторое время в одной крупной торговой сети стояла российская зубная паста. Однако, большинство этих продуктов через некоторое время распродавались и исчезали с прилавков. То есть дальше первых пробных партий дело не шло. Вместе с тем интерес у китайских импортёров есть и к продуктам питания, и к вину, и к полуфабрикатам. Вопрос в том, чтобы предложить требовательному китайскому импортёру правильные условия.
8. Как российским компаниям лучше всего начать экспорт в Китай? Какие шаги Вы можете посоветовать для выхода на рынок провинции Гуандун?
- Перед выходом на рынок КНР обязательно следует провести предварительный анализ рынка. Это можно сделать как самостоятельно, так и с нашей помощью. К услугам экспортёров: организация фокус групп из граждан Китая, участие или заочное участие в выставках внутри КНР, организация бизнес миссий для встреч с потенциальными партнёрами.
- Обязательная регистрация торговой марки и получение сертификатов КНР если это продукты питания.
- Проведение расчётов стоимости поставки продукции в КНР начиная от пробной партии, заканчивая большим объёмом поставки CIF.
- Наличие в КНР представительства с китайскими сотрудниками и возможностью оперативно предоставлять образцы продукции.
- Важно понимать, что любой товар на Китайском рынке должен иметь собственный маркетинговый бюджет, либо идти на существенные уступки китайскому партнёру, который будет нести эти расходы за Вас.
Если Ваш товар является перспективным для китайского рынка, мы рекомендуем открыть мини представительство на базе нашего офиса. Это даст большую финансовую экономию для старта Вашего бизнеса, а также возможность использования связей в КНР наработанных нашими руководителями за многолетний период работы в КНР.
Первым шагом мы рекомендуем обратиться в представительство РАСПП с подготовленными рекламными материалами и расчетами стоимости продукции при её поставке в КНР. Далее, специалисты Представительства совместно с Вами обсудят стратегию выхода на рынок КНР и предложат оптимальные шаги, которые уберегут Вас от больших финансовых трат.
9. Гуандун – это не только центр торговли, но и самая экономически развитая провинция КНР. Реализуются ли в России инвестиционные проекты с участием инвесторов из провинции Гуандун? Какие отрасли больше всего интересуют китайских инвесторов?
Конечно, сотрудничество России и Китая не ограничивается только экспортно-импортными отношениями. У Китая большие возможности по инвестированию в перспективные и инновационные проекты. Мы ведём работу с комитетом реформ и развития, который отвечает за инвестиции, с инвестиционными фондами, с частными инвесторами.
Китайских инвесторов интересуют в России строительство, сельское хозяйство, новые виды энергии, биофармацевтика и медицина, производственные объекты. Сейчас мы работаем с крупнейшей фармакологической китайской корпорацией по проекту строительства завода на территории России.
Кроме того, это инвестиции в инновационные технологии: IT и блокчейн технологии, умный город и другие.
По любым вопросам вы можете обратиться к специалистам РАСПП через форму обратной связи на сайте или по почте business@raspp.ru