+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

МТПП: Необходима эффективная система по управлению трудовой миграцией

МТПП: Необходима эффективная система по управлению трудовой миграцией

12 июля 2012 г. в Московской Торгово-промышленной палате (МТПП) прошёл круглый стол на тему «Трудовая миграция через призму развития социальной ответственности бизнеса и государства», в которой приняли участие эксперты Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей. Организаторами мероприятия выступили МТПП, Департамент труда и занятости населения г. Москвы, Международный альянс «Трудовая миграция», Национальная конфедерация «Развитие человеческого капитала».

Целью дискуссии стал поиск предложений, направленных на кардинальное повышение эффективности управления иностранными трудовыми ресурсами и миграционными процессами, в которых участвует Россия, в лице официальных органов, и негосударственные провайдеры. Кроме этого, участники круглого стола дали экспертную оценку текущим трендам на рынке труда, проанализировали последний опыт участия московского бизнес-сообщества и государства в совместном решении этой социально важной задачи.

Модератор круглого стола, Председатель Комитета МТПП по труду, занятости и социальным вопросам, президент компании «ТРИЗА EXCLUSIVE» Владислав СЕДЛЕНЕК подчеркнул, что ответы на поставленные вопросы целесообразно находить и реализовывать вместе, используя для этого возможности Московской Торгово-промышленной палаты, которая придаёт трудовой миграции стратегическое значение, тем более в свете недавно принятой «Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года».

Заместитель генерального директора – руководитель Департамента по работе с членами МТПП Антонина ВАТОЛКИНА отметила тот факт, что сегодня буквально каждый житель столицы наблюдает приток мигрантов, которых  становится всё больше. Этот процесс тем более усилится, если иметь в виду прогноз о сокращении численности населения Российской Федерации к 2030 г. на 17%. У государства, кадровых агентств и других профильных структур, таким образом, остаётся два основных пути, чтобы восполнить эти потери: 1) более активное включение в работу старшего поколения, на которое до последнего времени внимания обращалось мало; 2) использование иностранной рабочей силы, трудовых мигрантов.

При этом мигранты неплохо выполняют свою работу: в частности, улицы Москвы, по словам А. Ватолкиной, находятся в замечательном состоянии именно благодаря мигрантам из Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, так как москвичи уже давно не идут работать в эту непрестижную сферу. К примеру, 44,6% киргизских граждан, от общего числа мигрантов из Киргизии, едут работать в Москву.

С учётом этих факторов необходимо введение точной системы для повышения эффективности управления миграционными процессами, чего до сих пор нет, что порождает хаотичность в этой важной сфере, а саму трудовую миграцию необходимо сделать максимально цивилизованной.

А. Ватолкина привела в пример опыт коллег из торгово-промышленной палаты г. Лейпцига (Германия), которой делегировано право на сертификацию такого персонала. В то же время в Испании во время кризиса всё развалилось, так как не было системы, которая регулирует рынок труда.

Представитель неправительственной организации Директор по управлению персоналом Центральной группы КНАУФ СНГ Людмила СОКОЛОВА обратила особое внимание на целый ряд нестыковок в российском законодательстве, что не позволяет вести нормальную работу с персоналом, переводу специалистов из одного подразделения одной и той же компании в другое; тем более автоматического трудоустройства работающего в РФ иностранного сотрудника во вновь образуемую компанию без необходимости повторного оформления миграционного пакета документов.

Вхождение России в ВТО было поддержано иностранными инвесторами. Однако чтобы вызвать у них положительную реакцию на практике, необходимо пересмотреть целый ряд положений, облегчающих работу иностранного бизнеса и иностранных специалистов в России. Иностранный бизнес не будет ждать, когда у российских чиновников созреет решение по тому или иному поводу, они переведут свои производства и инвестиции в другую страну. Условия найма иностранной рабочей силы в России сегодня не соответствуют тому, как хотят себя реализовать приезжие в той или иной экономической отрасли в субъектах РФ, поэтому наблюдается перегруженность Москвы в ущерб региональным потребностям и задачам.

Другие участники дискуссии, руководители кадровых агентств страны, полностью поддержали данные тезисы. Представитель Международного альянса «Трудовая миграция», директор правового департамента Евгений ВОЛОДИН подробно остановился на нюансах миграционного законодательства при привлечении иностранного персонала.

Он отметил, что на сегодняшний момент абсолютно невозможно реализовать задачи бизнеса, не нарушая трудового законодательства. Например, невозможно перевести человека на одну и ту же должность со старого места работы на новое, во вновь создаваемой компании и ли когда одна и та же компания открывает филиалы в регионах России. Особые проблемы возникают в отношении граждан из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, - нет проблем только в отношении граждан из стран-участниц Таможенного союза: Казахстана и Белоруссии. Всем остальным, кроме этих двух стран, надо получать полный пакет миграционных документов с нуля.

Е. Володин подчеркнул, что основной проблемой законотворчества является отсутствие кодификации. К тому же, законы написаны академическим языком, и всё в целом выливается в противоречивую судебную практику, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности легальной работы иностранных граждан.

Ещё одна техническая проблема – наличие мёртворождённых норм, одной из которых является возможность продлевать трудовые договоры вне квот. Никак не урегулирован статус целой адресной группы трудовых мигрантов – артистов и исполнителей, которым в силу специфики их работы просто невозможно получать заранее весь пакет необходимых документов. У них не получается это сделать чисто физически, так как они и мы вынуждены в таком случае заниматься ещё и долгосрочным планированием.

Таким образом, визовой статус и тех, и других мигрантов дисбалансирован полностью, указал Е. Володин. «Фактически, мы занимаемся организацией нелегального труда, хотя стремимся выполнять все положенные законом процедуры». Федеральная миграционная служба России, уверен представитель Международного альянса, должна иметь право давать разъяснения к сфере применения по сути своих же документов.

В этом смысле нельзя обойти вниманием и проблему квот: механизм квотирования не даёт никаких преференций конкретным работникам, идёт искусственная привязка работодателей к количеству квот. Отсюда, работодатель полностью лишён всех прав и своей роли в процессе, который не даёт работодателю никаких преимуществ.

Нормальной, согласованной работе мешает и разнобой в практике Арбитражного и Верховного Суда, когда непонятно, чем руководствоваться в том или ином случае. Мы сталкиваемся также с очень низкой правовой грамотностью наших российских законодателей – к примеру, цифру нелегальных мигрантов они берут из СМИ.

Говоря о проблеме нахождения грани между экономической выгодой и социальной ответственностью государства и бизнеса, Генеральный директор ООО «Центр кадровых технологий ОСТ» Юрий ИВАНОВ, констатировал, что в России должно быть абсолютно цивилизованное привлечение и использование иностранной рабочей силы. Без мигрантов, по его словам, Россия уже не обойдётся, так как у нас уже нет своего персонала для работы в целых экономических отраслях, которые в таком случае просто будут закрыты.

Ю. Иванов не согласился с мифом о том, что если открыть российские границы для мигрантов, то все они хлынут в страну: все, кто хотел сюда приехать, так или иначе давно находятся здесь. Теперь нам нужны лучшие из лучших, но как раз для привлечения такого персонала и должны быть устранены все формальные препятствия. Нельзя не принимать в расчёт и то, что самые первые «миграционные ласточки», те мигранты, которые приехали к нам в начале 90-х гг., прекрасно говорили по-русски, а сегодня почти никто из них не владеет русским языком.

Ещё один абсурдный штрих: в прошлом 2011 году уже было проще и выгоднее принимать на работу не российских граждан, а иностранных, что также следует отнести к несогласованности российского законодательства. Ю. Иванов заявил, что его «пугают последние решения по регистрации приезжих, это катастрофа, при которой непонятно, как решать целую массу практических вопросов». «У государства не хватает горизонта мышления, а значит, у бизнеса его не будет вообще».

Председатель Правления МОО «Центр содействия трудовой миграции специалистов» Владимир ВАШЕЦЕВ, говоря о механизмах трудовой миграции, указал, что наиболее эффективным инструментом при наборе персонала являются негосударственные провайдеры услуг, которые на данный момент могут выполнять две основные функции: 1) кадровые услуги; 2) вменённые или сопутствующие услуги (оформление статуса легального работника).

При этом В. Вашенцев отметил, что ужесточение политики государства сворачивает бизнес вспомогательных компаний, что в настоящий момент реальная выгода лежит не в рекрутинге, а в оформлении и лоббировании. При этом одна треть негосударственных компаний работает в сфере легальных услуг и две трети – на рынке нелегальных.

Отмечена тенденция, при которой уже более 60% провайдеров (бизнесменов) выступают за объединение на рынке негосударственных услуг.

Работодатель совершает ошибки только потому, что ему абсолютно некуда обратиться, чтобы снизить риски при наборе персонала и при этом не нарушить закон, так как нет такой единой внятной консультации, - убеждена Валентина МИТРОФАНОВА, генеральный директор НОЧУ «Институт профессионального кадровика». Она указала, что в российском Трудовом Кодексе есть кто угодно, однако иностранных работников там нет, «судебная практика здесь полностью шизофренична». В. Мирофанова отметила, что ФМС России, несмотря на прозвучавшие здесь мнения, всё-таки даёт разъяснения по применению того или иного закона и делает это с удовольствием, однако «эти разъяснения никак не укладываются в законодательный контекст».

Представитель Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей, суммируя сказанное участниками дискуссии, отметил, что прозвучавшие проблемы, в том числе вопрос адаптации трудовых мигрантов на территории Москвы и области, уже не раз рассматривались в последнее время, и экспертами РАСПП по ним были даны конкретные предложения; в том числе, в формате Рабочей группы по вопросам миграции при фракции КПРФ в Мосгордуме. Таким образом, необходимо перейти от слов к делу, использовав возможности и площадку Московской Торгово-промышленной палаты для начала такой совместной работы. Модератор круглого стола, представитель МТПП В. Седленек полностью поддержал эту инициативу, предложив обсудить её в рабочем режиме.

В целом, прошедшее мероприятие выявило серьёзный потенциал общественных организаций по оптимизации связки власть-бизнес-общество в рамках реализации миграционной политики государства.

 

Департамент политического консалтинга РАСПП

 

 



Возврат к списку