+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

РАСПП на заседании ОКС УФМС «О миграционной ситуации в Москве»

 

 

 

Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей принял участие в плановом заседании Общественно-консультативного совета Управления федеральной миграционной службы России по г. Москве (председатель - гендиректор Фонда "Добрососедство" Николай АЛИСОВ), состоявшемся в Зале заседаний УФМС на Большой Ордынке.

 

Повестка дня заседания:

1. «О миграционной ситуации в г. Москве» (Начальник УФМС России по г. Москве Ф.В. КАРПОВЕЦ);

2. «О заседании Научно-экспертного совета ОКС «Национальный вопрос в переписи населения: Москва и Россия» (Ответственный секретарь, член ОКС, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Ю.В. МОСКОВСКИЙ);

3. «О студенческой и школьной практике волонтёров в УФМС России по г. Москве» (Руководитель Рабочей группы по взаимодействию с молодёжью и молодёжными организациями, член ОКС Г.Г. КОСАКОВСКИЙ);

4. «О влиянии внешней миграции на эпидемиологическую обстановку в столице» (Директор медицинского центра В.Г. ХРАМЦОВ);

5. «О взаимодействии ОКС с Общественным советом города Москвы» (Председатель Комиссии по делам национальностей и миграционной политике Общественного совета города Москвы М.Г.КОТОВСКАЯ).

 

Заместитель Начальника УФМС России по г. Москве Сергей АНТОННИКОВ подробно проинформировал членов ОКС о состоянии, динамике и тенденциях миграционной обстановки в г. Москве, а также мерах, направленных на усиление контроля за ситуацией.

Согласно официальным данным в настоящее время на учете в УФМС состоит более 399 тысяч иностранных граждан, что 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года (351 тыс.). За четыре месяца 2012 года на учет было поставлено 584 654 иностранцев (рост на 5,9%), из которых со служебной целью в Россию прибыло 11 147 человек, с целью туризма 51 154, деловой 60 875, учебной – 20 302, частной 205 508, гуманитарной 1 013. Указали, что их целью является «работа» 228 777 человек, указали, что прибыли к нам с другими целями 5 878 зарубежных приезжих.

За этот период УФМС Москвы было оформлено 77 104 разрешений на работу, против 68 396 за тот же период прошлого года, оформлено 58 042 патентов (25 671 за аналогичный период прошлого года)

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на рост числа иностранных граждан, в столице по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксировано на 7,2% меньше преступлений, совершенных жителями «ближнего зарубежья» - 2 766 (в прошлом году 2980), что составляет 5,4% от всего числа преступлений, совершённых в столице.

По протоколам, составленным сотрудниками УФМС, было наложено судами штрафов почти на 50% больше, чем в прошлом году. Сотрудниками УФМС было взыскано штрафов более чем на 207 миллионов рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 88%. Из Москвы за четыре месяца было выдворено 2 384 иностранных граждан и лиц без гражданства – это на треть больше, чем в прошлом году.

России по г. Москве Юрий МОСКОВСКИЙ коснулся проблемы неточного, а в некоторых случаях целенаправленно искажённого информирования москвичей о цифрах находящихся на территории столицы трудовых мигрантов, что, в свою очередь, формирует негативный общественно-политический фон. На самом деле количество приезжих находится в контролируемых пределах, которые не превышают установленных законом норм.

Участники заседания НЭС ОКС отметили, что результаты переписи опровергают слухи, распространяемые в СМИ и Интернете о том, что в России происходит стремительное изменение национального состава населения.

Москва и Московский регион в целом населены преимущественно русским населением, так в столице почти 92% назвали себя русскими, а в Московской области 93%, что выше общероссийских показателей. В Москве при населении, согласно данным переписи 11 503 501 человек русских 9 930 410, при том, что в 2002 году перепись зафиксировала 10 382 754 человек из которых 8 808 009 назвали себя русскими

В целом же, если население Московского региона увеличилось с 17 миллионов до 18,6 миллиона человек, русских стало больше на 1,3 миллиона человек (было 14,8 млн. – стало 16,1 млн.) Участники заседания НЭС отмечали, что, естественно, нельзя абсолютизировать итоги переписи, но других, более объективных данных нет. По их мнению, для того, чтобы данные последующих переписей были всеобъемлющими и объективными, а самое главное, не вызывающими сомнений, при их проведении потребуется, согласно практике многих стран, введение обязательного, а не добровольного, участия в них как граждан Российской Федерации, так и иностранцев, оказавшихся на её территории во время ей проведения, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными соглашениями.

Для объективного анализа ситуации в период модернизации возможно потребуется более частое проведение общих промежуточных переписей, а также локальных переписей в крупных городах. Также необходимы иные формы мониторинга реальной ситуации с миграционными потоками в стране.

На этом нельзя экономить. Дешевая статистика слишком дорого обходится государству, да и всему обществу.

Также участниками заседания НЭС ОКС отмечалось, что необходимо вывести Росстат из состава Минэкономразвития. Следует отметить, что в настоящее время при реструктуризации правительства это было сделано. Росстат сейчас подчиняется Председателю Правительства напрямую.

Следующей темой повестки дня стало обсуждение вопроса «О студенческой и школьной практике волонтеров в УФМС России по г.Москве». По данному вопросу, вызвавшему большой интерес участников заседания, выступил руководитель рабочей группы по взаимодействию с молодёжью и молодежными организациями, член ОКС Герман Косаковский. Герман сообщил собравшимся, что совместно с Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Гражданская смена» Департамента семейной и молодёжной политики города Москвы (директор Сергей Новиков) начат пилотный проект по участию волонтеров из числа студентов и школьников старших классов в прохождении практики в подразделениях УФМС, во время которой будет отрабатываться методика работы с целью максимально эффективной взаимовыгодной волонтерской работы в УФМС в самое напряженное летнее время, а также в другие декады. Об итогах проекта его руководителями будет доложено участникам ОКС, также его ход будут освещать СМИ, взаимодействующие с Советом.

Ведущий эксперт Департамента политического консалтинга Григорий ТРОФИМЧУК поддержал позицию Ю. Московского, отметив, что намеренная «мифологизация» и даже «демонизация» отдельных миграционных сфер является серьёзным инструментом для давления на профильные ведомства – ФМС России и УФМС России по г. Москве. Помимо искаженных данных о находящихся в Москве мигрантах, информационной обструкции подвергаются требования В.В. Путина о необходимости владения русским языком и т.д. Как раз здесь неправительственные организации, члены Общественного совета при УФМС, должны сыграть свою роль, направленную на стабилизацию обстановки. Внимательнее к своим общественным обязанностям должны отнестись и лидеры диаспор, которые представляют в Москве своих центрально-азиатских соотечественников: они первыми должны оказывать содействие российской власти в её инициативах, направленных на оптимизацию миграционной составляющей, в том числе в работе по изучению русского языка. В частности, РАСПП предлагает издать серию плакатов, на которых в простой и доступной форме будет зафиксирован установленный законом образец единого медицинского документа, которым должен обладать трудовой мигрант.

Член Научно-экспертного совета ОКС при УФМС Москвы, президент Фонда «Институт развития» и вице-президент Института национальной стратегии Виктор МИЛИТАРЁВ высказал мнение, что доложенные на Совете данные об эпидемиологической обстановки в городе вызывают ужас. Он призвал Совет обратиться совместно с Общественным советом города Москвы к Правительству Москвы с предложением о создании Межведомственной комиссии для разработки экстренных мер по нормализации эпидемиологической обстановки в городе. В состав Межведомственной комиссии, по мнению докладчика, должны войти представители ряда департаментов Правительства Москвы и ряда федеральных ведомств - департамента здравоохранения, департамента труда и занятости, департамента жилищно-коммунального хозяйства, несущего непосредственную ответсьвенность за допущение массового проживания мигрантов в нежилых помещениях в Москве, ФМС, МВД, Прокуратуры, Роспотребнадзора, Минздравсоцразвития, Минсоцтруда и Росстата.

В задачи Межведомственной комиссии должны входить: в первую очередь, подготовка постановления Правительства Москвы о немедленном запрете трудоустройства мигрантов без законной медицинской аттестации, суровых санкциях против нарушителей этого порядка, как из числа работодателей, так и из числа работников, немедленной высылке за пределы России всех опасных в эпидемиологическом смысле больных иностранцев, о разработке системы медицинского и эпидемиологического учета иностранцев в Москве и о максимально широком информировании жителей Москвы о принятых мерах.

Во вторую очередь Межведомственная комиссия должна разработать поправки к действующему федеральному законодательству, Постановлениям Правительства РФ и другим подзаконным актам, необходимые для нормализации эпидемиологической обстановки в Москве. Комиссия должна также, в инициативном порядке, разработать основы межгосударственных соглашений Евразийского экономического союза в части единого трудового пространства, так чтобы в процессах трудовой миграции в Москву в рамках ЕЭС обеспечивалась эпидемиологическая безопасность города. Организацией работы этой Комиссии должно, по, мнению Милитарева, заниматься УФМС России по г.Москве с привлечением возможностей Общественно-консультативного совета, возглавляемого Н.Алисовым.

По основному вопросу повестки дня, связанному с эпидемиологической обстановкой в Москве и влиянии на неё миграционного фактора, также выступили: Алексей ТАРНАВСКИЙ, представитель Департамента здравоохранения Москвы; Татьяна ИВАНОВА, начальник Отдела надзора за особо опасными инфекциями Роспотребнадзора по г. Москве; Александр ПОЛЕВ, главный врач-эпидемиолог г. Москвы.

Врачи и миграционная служба сообщили членам ОКС о непростой эпидемиологической ситуации среди мигрантов в Москве. В частности, число страдающих наиболее опасными болезнями (туберкулез, СПИД, сифилис) среди приезжих в 20-30 раз больше, чем среди москвичей. Ухудшает ситуацию и то, что данных о состоянии здоровья приезжих практически нет, отмечает «Русский обозреватель».

Как заявил на встрече директор медицинского центра Всеволод ХРАМЦОВ, сегодня заболеваемость мигрантов выясняется только тогда, когда они попадают в стационар во время обследования. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения. Поскольку к врачам они не ходят, а по указанным адресам не живут. По его мнению, нужны специальные медцентры для обследования мигрантов.

Сотни диагнозов по туберкулезу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую после смерти, у многих болезнь развивается и приводит к летальному исходу в течение года, что тоже трудно отлавливать.

Как утверждает Храмцов, рост заболеваний туберкулезом начался с 90-года и достигал 82-83 больных на 100 тысяч человек. Это сравнимо с уровнем 70-го года. Сегодня этот прогноз остается неблагоприятным. С 2007 года у мигрантов появилась свободная возможность регистрации. Они не обязаны представлять справку о своем здоровье сразу после появления в стране.

«Такими темпами к 2020 году мы будем тратить на лечение мигрантов 20 процентов бюджета, выделенного на здравоохранение», - считает Храмцов. Медик уверен, что необходима база по обследованию мигрантов, нужен универсальный медицинский полис мигранта, выдаваемый при въезде, по которому им смогут оказывать помощь в любом регионе страны. Причем это должно касаться и патентников, которые сегодня совсем не обследуются. А ведь они чаще других входят в наши дома, как ремонтники или няньки.

Представитель столичного департамента здравоохранения Алексей Тарнавский считает, что у предложений доктора Храмцова есть будущее. Но она будет действовать только тогда, когда обновится законодательная база.

Представитель московского управления Роспотребнадзора Татьяна Иванова обратила внимание на то, что больных намного больше, чем указывается в отчетах. По ее словам, нет замкнутой системы медосвидельствования мигрантов. Роспотребнадзор оформляет документы по нежелательному пребыванию граждан других стран на территории страны. Но нужна единая база при въезде в Россию, чтобы те, кто не желает лечиться, уже никогда не мгли вернуться. От них исходит реальная опасность, также сообщает «Русский обозреватель».

Татьяна Иванова в качестве положительного примера работы с мигрантами в области медицины привела опыт Санкт-Петербурга. Там отлажена система одного окна. Мигрантам в одном месте оказывают все услуги, включая перевод и выдачу документов.

Ее поддержал и главный врач-эпидемиолог города Александр Полев. «Статистики по заболеваемости мигрантов в Москве в полной мере нет», - говорит он. Многие существующие медицинские центры, выдающие медсправки, просто не подают свои данные. «Я никогда не видел такого количества фантиков, а они принимаются как реальные документы, - говорит Полев. - Единая же информационная база, о которой так много говорили, пока только намерение, а не свершившийся факт».

Примерно 20-30 процентов выданных медкнижек – поддельные. Представители ФМС, Департамента здравоохранения и Роспотребнадзора считают, что необходима единая база и единый городской медцентр, а у всех документов - единый номер. Иначе возрастает опасность опасных эпидемий в городе.

Справка "Медицинского Диагностического Центра - Специальный": В 2011 году Россию в течение года посетило 10 миллионов человек, а покинуло 7,7 миллиона. На регистрационный учет встало 6,7 миллиона. Из них право на работу оформило 939 тысяч человек. Оформлено 775 тысяч патентов, что дало государству 2,1 миллиарда рублей. Мигранты, въезжающие в Россию в безвизовом режиме, могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток, и это при 14 процентах больных.

С 15 июня 2010 года временные трудовые мигранты получили право работать у физических лиц по договорам, оплачивая ежемесячно 1 тысячу рублей, не проходя при этом медицинское обследование. При этом они потеряли право на бесплатную медицинскую помощь. Заболеваемость туберкулезом среди них находится на уровне 3 тысячи на 100 тысяч обследуемых.

Помимо трат на лечение, бюджет Москвы тратит более 200 миллиардов рублей на обеспечение вызовов неотложной помощи иностранными гражданами. Ущерб от лечения 30 наиболее распространенных в России инфекционных заболеваний 51,3 миллиарда рублей в год. Суммарный экономический ущерб от туберкулеза в России только в 2008 году составил 128 миллиардов рублей.

Отсутствие единой базы, работающих в «вахтенном» режиме не позволяет отслеживать выполнение лечения выявленных больных. Не получая лечения ( нет доступной медицины и денег, не ощущения опасности для себя), мигрант второй раз не идет на обследование и становится нелегалом или покупает фальшивые медицинские справки, также подчёркивает «Русский обозреватель».

По окончании заседания члены ОКС УФМС России по г. Москве приняли решение осуществить проекты, предложенные в ходе дискуссии. В частности, руководством ОКС были отмечены практические идеи РАСПП, связанные с усилением общественной работы, направленной на поддержку инициатив российской власти и профильных миграционных ведомств.

 

 

ДПК РАСПП,

Антон Синицын

 

 

 

 

 

 

Краткая справка:

Общественно-консультативный совет при УФМС России по г. Москве - совещательно-консультативный орган, созданный в соответствии с приказом ФМС России в целях наиболее эффективного взаимодействия Управления Федеральной миграционной службы с общественными, научными организациями и представителями бизнеса при реализации миграционной политики.

Среди основных задач Совета рассмотрение инициатив общественных объединения, а также научных и управленческих инициатив, связанных с решением наиболее сложных проблем миграции, развитие взаимодействия УФМС России по г. Москве с общественными объединениями, научными учреждениями и использование их потенциала для повышения эффективности реализации территориальным органом законодательства Российской Федерации в сфере миграции населения и его совершенствования, формирования обоснованных и взвешенных предложений по основным направлениям государственной миграционной политики. Решения совета носят рекомендательный характер.

В состав Совета входят Ректор Московской государственной юридической академии (МГЮА) В.В. Блажеев, Герой России С.А. Петров, руководитель Центра межнационального образования «Этносфера» Ю.А. Горячев, директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) М.Г. Делягин, президент Общероссийской общественной организации «Деловые женщины России» Н.Л. Костина, профессор Академии ФСБ В.А. Власов, заместитель председателя Московской Федерации Профсоюзов С.А. Чиннов, директор Центра общественных технологий А.О. Потеряхин, член Кабинета Дублера Правительства Москвы Г.Г. Косаковский, генеральный директор Туристической компании «Спутник-Столица» В.А. Рудаков, Вице-президент МедиаСоюза Е.К. Зелинская, заместитель главного редактора «Российской газеты» И.А. Черняк, председатель профсоюза работников телевидения К.А. Нестеров, директор Института политических инноваций А.В. Шапошников, председатель Совета ветеранов УФМС России по г. Москве Г.Н. Лешан и другие общественные деятели, учёные, предприниматели, представители СМИ.

Действуют Научно-экспертный совет ОКС (ученый секретарь А.Т. Гаспаришвили) и рабочие группы Совета, в частности по взаимодействию с молодежью и по работе со СМИ.

Возглавляет Общественно-консультативный совет при УФМС России по г. Москве генеральный директор Фонда развития международных связей «Добрососедство» Николай Алисов.

 

 

 

 

 

 



Возврат к списку