За последние 10 лет наша жизнь сильно изменилась. Развитие и технологии не стоят на месте и сегодня для нас стали привычными вещи, которые пару десятилетий назад мы могли с трудом представить. А привычные нам явления и предметы порой кардинально меняют свой облик с течением времени. Это справедливо и для PR-отрасли. Как она изменилась в России за прошедшее десятилетие? Какие новые «фишки» появились у маркетологов?
За последние годы PR-индустрия пережила несколько изменений. Поскольку медиа-ландшафт изменился, а новые технологии стали все более доступны, компании нашли более эффективные способы рассказать о себе. Затем пандемия COVID-19 резко перевернула все. В с связи с тем, что потребительский спрос поменялся и компании вынуждены искать новые способы ведения бизнеса, мало что останется прежним. Но некоторые тенденции 2020 года будут существовать ещё долгие годы.
1. Авторы будут больше использовать письменный контент, чем интервью
В прошлом мы встречались с людьми, налаживали с ними контакт, общались и получали от них нужную для нас информацию. Сегодня Интернет заменяет нам общение и мы можем получить и передать всю нужную информацию не отходя от рабочего места. С наступлением пандемии эта тенденция лишь усилилась, поэтому важность отображения вашего контента поисковиками сейчас сложно недооценить.
2. Масштабные пресс-конференции и деловые встречи уходят в прошлое
Разумеется, они не исчезнут совсем – для каких-то важных событий такой формат работы по-прежнему актуален, поскольку подчёркивает значимость происходящего. Но большая часть таких конференций резко ушла в онлайн в 2020 году и причина этого всё в том же коронавирусе, который дал резкий толчок цифровизации общества.
Рано или поздно эта тенденция набрала бы обороты и через него, тем более что и в 2010 году мы могли поговорить с собеседником по Skype, но тогда такой формат работы был распространён гораздо меньше, чем сегодня.
3. Усиление специализации: SMM, PR, маркетинг
В начале 10-ых годов работодатели старались нанять «универсального пиарщика», чтобы сэкономить свои деньги. Чтобы и PR-менеджер, и SMM-специалист, и маркетолог в одном флаконе. Из-за этого специалисты буквально захлебывались в делах, не могли чётко распределить задачи и разрывались между несколькими целями, из-за чего страдала их общая эффективность во всех отраслях. Сложно оперативно вести соцсети, если ты в этот же момент должен составлять рекламный проект и вести переговоры с партнёрами компании.
Сегодня происходит чёткое разделение обязанностей и распределение того, где PR, а где SMM. Рынок PR в 2020 году диктует другие условия: часть специалистов изначально договариваются на фрилнас с чётко выставленными KPI и задачами. Свободный график работы дает возможность общаться с журналистами и коллегами, посещать необходимые отраслевые мероприятия и быть всегда в теме повестки дня.
4. Рост конкуренции за публикации в СМИ
Если о вас кто-то написал, вам необходимо распространять этот контент: делитесь им в социальных сетях, добавляйте в свою подпись электронной почты и т.д. Тогда автор увидит, что одна из его статей о вас набрала популярность, частично благодаря вашей помощи, и он подумает о том, чтобы упомянуть вас в своей очередной публикации.
5. Пресс-релизы заменяются короткими сообщениями
Пресс-релизы в 2020 году читают редко: только если его тематика близка журналисту и его аудитории, цепляет его. Короткие сообщения в Telegram, ВК и FB намного удобнее – они позволяют оперативно доносить до прессы важную для вас информацию. При этом распространяются они намного быстрее: пара репостов и о произошедшем знают минимум уже несколько сотен человек. А если ваше сообщение попадёт в какой-то закрытый Telegram-чат журналистов, то через пару часов его опубликуют почти все основные СМИ. Правильно упакованный и кратко раскрытый инфоповод может дать охват в десятки раз выше, чем пресс-релизы. Хотя в 2010 про Telegram ещё никто не слышал, а его ближайшим аналогом был Twitter из-за своей направленности на короткие сообщения.
6. Замена внутренних специалистов PR-агентствами
Другая тенденция – это массовый отказ от специалистов внутри компаний в пользу контрактов с PR-агентствами. Если еще 10 лет назад компании активно брали пиарщиков в штат, то теперь многие отказываются от этого в пользу аутсорсинга? Почему это происходит? Причин несколько. Во-первых, растет конкуренция. Руководство многих предприятий понимает, что дешевле работать с агентством, чем нанимать специалиста. Агентство – это, как правило, команда, а не один человек, поэтому и эффективность работы выше. Во-вторых, у агентства есть выстроенные отношения с журналистами и целыми изданиями, через них дешевле реализовывать спецпроекты, чем собирать базу самостоятельно и заходить в издания с улицы. В-третьих, PR – это отдельное направление бизнеса. Далеко не все руководители предприятий разбираются в предмете, поэтому не могут качественно контролировать работу PR-специалиста. Пиарщики это понимают, и начинают заниматься очковтирательством, что не приносит результата.
7. Конвергенция традиционных СМИ и социальных сетей
В 2020 году сложился тренд на интеграции традиционных СМИ и социальных сетей – Instagram, Telegram и YouTube. Каждый бренд желает соприкоснуться с крупными блогерами в Instagram, но это уже в отдел SMM, а вот YouTube-интеграции проходят через PR-менеджеров. В октябре 2019 топ-3 популярных социальных сети в мире были: Facebook, YouTube, Instagram. В России пользуются популярностью Telegram-каналы, но с оговоркой, что читают их только в городах-миллионниках.
За последние два года русский YouTube совершил качественно новый рывок, кроме развлекательных видео появились форматы интервью со звёздами и политиками («вДудь», «А поговорить», «Осторожно, Собчак»), каналы для людей земных профессий («10 глупых вопросов», «Редакция»), множество каналов про мотивацию и косметику, обзоры недвижимости, техники и автомобилей, куда вполне реально интегрировать рекламу. Аудитория YouTube выросла и стала более «денежной» для рекламодателей, а также возросла и планка к качеству контента. Если раньше на YouTube рекламировали только молодежные и подростковые товары, то теперь активно продвигают квартиры в новостройках, брокерские счета и кредиты.
РАСПП вот уже 10 лет занимается PR-продвижением и накопил огромный опыт по сопровождению как российских, так и китайских компаний. Наши специалисты могут помочь разработать стратегию и получать регулярные выходы в ключевых федеральных, региональных и отраслевых СМИ.
Для получения более подробной информации Вы можете оставить заявку в форме обратной связи или позвонить Наталье Сапуновой – руководителю Департамента торгово-экономического сотрудничества РАСПП по номеру телефона: +7-963-963-8363 или же написать на почту business@raspp.ru