Китай является основным торговым партнером России, кроме того, нас соединяют более 4000 км общей границы. За последнее время российский бизнес столкнулся с перегрузкой основных логистических каналов поставок из Китая: срок ожидания железнодорожной отправки растет, есть проблемы с доступностью морских отправок, и это повышает актуальность автотранспортных путей. В нашей сегодняшней статье мы напишем про основные 10 сухопутных погранпереходов через которые ежедневно проходят тысячи тонн грузов.
Кстати, актуальность сухопутных погранпереходов признает и министр по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков, который назвал в числе приоритетов развитие «северной морской логистики», в том числе Северного морского пути, и создание дополнительных пограничных переходов между Россией и Китаем, а также увеличение складских мощностей — сельскохозяйственных и холодильных.
Поэтому, вероятно, в скором времени часть из 13 нефункционирующих погранпереходов между Россией и Китаем будет расконсервирована. В данной статье мы хотим рассказать о том, как обстоят дела на границе с Поднебесной, какой товар проходит через нее и в каких объемах, а также об инициативах развития данного направления.
1. Нижнеленинское – Тунцзян
Проезд через Нижнеленинское (Ленинский район, Еврейская автономная область) в Тунцзянь (провинция Хэйлунцзян) осуществляется смешанным путем сообщения, речными судами в период навигации, и автомобилями (по ледовой переправе) в период ледостава. Через данный пункт пропуска проходит наплавной мост, длина которого составляет 550 метров. Он способен выдержать транспортное средство массой до 44 тонн.
Кроме того, совсем скоро планируется открытие железнодорожного перехода. 27 апреля 2022 года тестовый состав проехал по только достроенному российскому участку железнодорожного моста через Амур между селом Нижнеленинское и китайским городом Тунцзян. Реализация проекта затянулась на 14 лет, но введение в эксплуатацию планируется уже этим летом, как только китайская сторона подтвердит готовность. Речь пока что идет только о перевозке грузов. Длина моста составляет 2,2 км, российская часть же составляет 309 м. Для российской стороны проект также включает строительство 4,96 км подъездных путей и новой станции Ленинск-2, реконструкцию станции Ленинск-1, а также создание пропускного пункта. Станционный парк включает в себя 11 железнодорожных путей, 6 из которых выполнены по российскому стандарту, а 5 – по китайскому. Пропускная способность составляет 8 пар поездов в день длиной состава 72 вагона. Прогнозируемые объемы перевозок находятся на уровне 10 млн т в год, но после введения всех объектов инфраструктуры в действие может составить 24 млн т в год в обе стороны.
В Китай планируется экспортировать нефть и продукты ее переработки, уголь, лес, руду, зерно, химическую продукцию, машины и оборудование. Импортировать же из Китая будут потребительские товары, продукты питания, также машины и механизмы.
2. Амурзет – Лобей
Перевозка грузов производится через реку Амур по воде, а также по понтонной переправе, соединяющей село Амурзет (Октябрьский район, Еврейская автономная область) с китайским городом Лобэй (Мишань, уезд Лобэй, провинция Хэйлунцзян). Протяженность моста составляет почти 1 км., а грузоподъемность – до 80 т. Также в зимний период, когда река замерзает, организовываются ледовые переправы, как для людей, так и для транспорта. Данный переход сильно подвержен природным условиям, а именно наводнениям и паводкам. Также, во время таяния льда при смене способа переправы, могут возникать сбои в расписании, поэтому очень важно следить за графиком работы.
За 9 месяцев 2019 года грузооборот составил 40,5 тыс. тонн, а границу пересекли 14,6 тыс. пассажиров и 4,7 тыс. транспортных средств.
Но в данный момент, в связи с проведением работ по обустройству и оснащению противоэпидемическим оборудованием, работа пропускного пункта Лобэй приостановлена и возобновится после подтверждения готовности с китайской стороны.
Два вышеперечисленных пункта пропуска входят в состав Биробиджанской таможни. В 2020 году основным товаром, ввозимым в Россию через данную таможню, стали продовольственные товары (овощи и фрукты) с долей 62,7% от всего импорта. Лидером экспорта стали минеральные продукты (руда бруситовая, флюмаг, концентрат железорудный) и составили 94,5% от всего экспорта.
За первые полгода 2020 года через таможню прошло 1971 транспортное средство и 4862 человека. Груза было перемещено через таможенную границу объемом почти 23 тысячи тонн общей стоимостью более 115 млн долларов США.
3. Благовещенск – Хэйхэ
В 2019 году было объявлено о завершении строительства международного автомобильного мостового перехода между Благовещенском (Амурская область) и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), но только 10 июня 2022 года состоялось открытие, которое затянулось из-за пандемии COVID-19. Длина двухполосного моста — 1080 м, общая протяженность мостового перехода — около 20 км. В соответствии с заявленными показателями грузооборот должен составить 4 млн. т. в год, пассажиропоток – 2 млн. человек в год, а пропускная способность составит 315 тыс. транспортных средств, в том числе 230 тыс. грузовиков, 60 тыс. автобусов и 25 тыс. легковых автомобилей.
В течение первых 2 недель работы на таможенном посту МАПП Кани-Курга были оформлены 128 грузовых автомобилей, 64 на въезд в Россию и 64 на выезд. На сегодняшний день заявленная пропускная способность – 190 большегрузов в сутки. Основная номенклатура экспортируемых грузов состоит из пиломатериалов, косметики, а также соевого и облепихового масла. Импортированы же в Россию были картон, автомобильные шины, вилочные погрузчики, запасные части, полиэтиленовая лента, двери и электротовары
Речное сообщение было возобновлено 12 июня, после снятия ограничений, связанных с пандемией, но речные пункты пропуска работают в режиме закрытого цикла, бесконтактно. Стороны не готовы полностью отказаться от традиционного речного сообщения, так как скопление очереди из грузов велико. В первый день открытия в Благовещенск прибыло шесть барж, на каждой из которых находилось по 1000 тонн грузов и одна баржа с 600 тоннами грузов. На баржах перевозились нефтяные резервуары, огнеупорный кирпич и продукция машиностроения.
4. Хабаровск – Фуюань
С открытием навигации 6 июня на Амуре была возобновлена работа пункта пропуска Хабаровск (Хабаровский край) – Фуюань (провинция Хэйлунцзян). Курсировать по нему будут только грузовые теплоходы.
В 2020 году через данный пункт прошло около 450 тыс тонн груза. Из Китая импортируется спецтехника (самосвалы, погрузчики, трактора), CD и DVD диски, изделия из гранита, запасные части и промышленное оборудование. В Китай же ввозили лесо- и пиломатериалы, уголь.
Как отметили в ведомстве, в прошлом году через речной пункт пропуска прошло почти 450 тысяч тонн груза и около 200 транспортных средств.
Хабаровск – Фуюань также является популярной пассажирской линией, но из-за действующих ограничительных мер решения об открытии пока не принято.
5. Гродеково – Суйфэньхэ
Через железнодорожный погранпереход Гродеково(поселок Пограничный, Приморский край)– Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян) в первом квартале 2022 года было перевезено около 1,89 млн тонн грузов. С российской стороны в Китай было отправлено около 29,1 тыс. вагонов с грузами, а из Китая чуть более 1000 вагонов. Показатель снизился в сравнении с 2021 годом, когда товарооборот составлял порядка 8 млн. т. Основными товаром, переправляемым через данный пункт, являются лесные грузы (63%), а также уголь (20%) и руда (13%).
Данный погранпункт требует срочной модернизации, так как инфраструктура с российской стороны работает на пределах пропускной способности. Китай же форсировано развивает свою часть, перерабатывающие мощности со стороны Поднебесной увеличены до 38,5 млн. тонн в год, что более чем втрое превышает российские.
Для модернизации потребуется более 1,8 млрд. рублей, но это позволит увеличить пропускную способность с 12 до 18 пар поездов длиной 71 вагон с массой около 6 т. в сутки к 2025 году. Для этого потребуется развить станции Сосновая Падь и Гродеково-2 с удлинением и строительством новых приемоотправочных путей. Также важно усовершенствовать технологии обработки четных и нечетных поездов, снижение объема маневровой работы с порожними вагонами.
6. Краскино – Хуньчунь
МАПП Краскино (Краскинский район, Приморский край) является важным стратегическим объектом для российской экономики. Спрос на поставки в Хуньчунь (Чанлинцзы, г. Хуньчунь, провинция Цзилинь) через него очень высок, а пропускная способность ограничивается 30 большегрузами в день. Из-за этого скапливаются огромные очереди. Пункт находится в процессе модернизации, включающей в себя строительство 12 (6 на выезд и 6 на въезд) дополнительных полос движения и 10 кабин паспортного контроля, пропускная способность к декабрю 2021 года должна была составить 250 ТС в сутки, а к 2024 целых 750 машин в день. Но строительство задерживается, сроки первого этапа сдвигаются на 2023 год, на данный момент имеется всего 4 полосы, и только 2 из них для грузового транспорта, именно поэтому происходят застои. Даже переход на круглосуточный режим не помогает справится с потоком грузов. Так как этот погранпереход в большей степени используется для перевозки морепродуктов, а именно живых крабов, такие застои приводят к порче груза и потерям в стоимости соответственно.
Но как только запланированная модернизация завершится данный пропуск станет еще одним источником прибыльной кооперации с нашим китайским партнером.
7. Махалино (Камышовая) – Хуньчунь
Погранпереход Махалино (Приморский край) – Хуньчунь (Чанлинцзы, г. Хуньчунь, провинция Цзилинь) был создан как часть транспортного коридора «Приморье-2». Через него осуществляются транзитные перевозки из Китая через порт Зарубино, далее по воде в Южную Корею, Японию и остальные страны АТР.
С 28 марта 2022 года железнодорожный пункт пропуска был переведен на круглосуточный режим, поэтому пропускная способность увеличилась в 2 раза и составляет 10 поездов в оба направления.
За 2021 год через пункт было перевезено 2,8 млн т грузов, это на 4,7% больше чем в 2020 г. Основную долю перевозок составляет российский уголь, а именно 2,6 млн т, что на 3,5% больше чем в 2020 году.
Сейчас производится модернизация данного ЖДПП, строятся дополнительные железнодорожные приёмоотправочные пути и подходы, а также сооружения для досмотра грузов государственными контрольными органами. В перспективе это увеличит грузооборот до 8 млн тонн в год.
8. Пограничный - Суйфэньхэ
Погранпереход Пограничный (Пограничный район, Приморский край) - Суйфэньхэ (провинция Хэйлунцзян) включает в себя как автомобильные, так и железнодорожные пути. На данный момент пропускная способность автомобильного пункта составляет 5,5 млн тонн в год, а железнодорожного 50 млн. тонн.
Автомобильный пункт пропуска играет ключевую роль в развитии отношений с Китаем. В среднем в день через него проходит 48 единиц транспорта, а в отдельные дни – 60 ТС (соответствует доковидному уровню).
Из Китая везут хозяйственные товары, продукты, овощи и фрукты, технологическое оборудование, игрушки, обувь. В Китай же ввозят соевые бобы, кедровые орехи, пиломатериалы, мороженную рыбопродукцию и живых крабов.
9. Турий Рог – Мишань
Автомобильный пункт пропуска между Турим Рогом (Ханкайский район, Приморский край) и китайским городом Мишань (Данбичжэнь, г. Миншань, провинция Хэйлунцзян) в доковидный период являлся популярным туристическим направлением, в 2017 году через него проследовало 209 тыс. человек, но пассажиропоток был приостановлен в январе 2020 года.
Пропускная способность на сегодняшний день находится на уровне 12 грузовых машин в день в одну сторону.
В 2021 году основными экспортными товарами были пиломатериалы, уголь каменный, зерновые культуры. Импорт был незначительный и включал сельхозтехнику, хозтовары и деревообрабатывающие станки.
Данный пропускной пункт также планируется модернизировать, обеспечив техническими средствами таможенного контроля, весовым оборудованием, системами бесперебойного гарантированного энергоснабжения.
10. Забайкальск – Маньчжурия
Погранпереход Забайкальск (Забайкальский район, Читинская область) - Маньчжурия (Автономный район Внутренняя Монголия) является одним из основных пунктов пересечения границы между Россией и Китаем. Совсем недавно была проведена модернизация железнодорожного пункта, что позволило сократить как временные, так и финансовые затраты. Достичь этого получилось за счет строительства новых зданий (24 штуки), внедрения новейших технологий контроля, коммуникации и связи, а также за счет увеличения штата сотрудников российской таможни до 174 человек. Пропускная способность теперь составляет 52 состава в сутки. Этот пункт стал первым в России, на котором установили железнодорожный инспекционно-досмотровый комплекс, который позволяет проводить практически 100% контроль перемещаемых товаров.
По итогам первого квартала 2022 года через железнодорожный пункт пропуска Забайкальск – Маньчжурия в Китай было ввезено около 350 тыс. тонн российских удобрений (10% от экспорта в Китай через данный переход). Это составляет 20% от всего импорта Китая хлористого калия и сульфата калия. Кроме того, специализацией данного пропускного пункта являются руда, уголь и лес.
Из Китая же завозится дорожная, строительная и другая спецтехника, включая экскаваторы, грузоподъёмники, грузовики и пассажирские автобусы. За первые 5 месяцев 2022 года грузооборот составляет 4084 единицы.
Знание о работе погранпереходов помогает выбрать правильный логистический маршрут по доставке товара из Китая. РАСПП вот уже более 12 лет помогает российским компаниям находить необходимые товары и оборудование в Китае, осуществлять инспекции товара, производства и поставщиков, а также выбирать оптимальные логистические маршруты для доставки из Китая.
Оставить заявку на бесплатную консультацию можно через форму обратной связи на сайте ("Задать вопрос" в правой части страницы), по почте business@raspp.ru или по телефону +7-963-963-8363. Вам поможет Наталья Сапунова, руководитель Департамента торгово-экономического сотрудничества РАСПП.