Вот уже как последние 5 лет китайские туристы в России являются наиболее многочисленными, среди гостей из стран дальнего зарубежья. Увеличение числа китайских туристов началось в 2014 году после стремительной девальвации рубля. Если в 2014 году Россию посетило 1,13 млн туристов, то по итогам 2019 года эта цифра, вероятно, превысит 2 млн. человек.
На первый взгляд может показаться, что это колоссальные объемы, но в масштабах Китая - это не так. Россия хоть и является быстрорастущим направлением, но, на сегодняшний момент, не входит даже в топ-10 мест для отдыха жителей Поднебесной. Хорошим сравнением станет количество визитов российских граждан в Китай, которое в 2018 также превысило 2 млн. человек, а в 2014 даже приближалось к 2,1 млн. Конечно, статистику искажают маятниковые визиты жителей Дальнего Востока, но факт остается фактом: наши турпотоки примерно одинаковы, несмотря на то, что население Китая в 10 раз больше российского.
Количество зарубежных поездок китайских граждан растет с каждым годом на протяжении всего периода бурного экономического роста. В 2019 году заграничные страны посетило свыше 166 млн. китайцев против 149,7 млн. в 2018 году, рост составил порядка 11%. В 2008, для сравнения, только 48,4 млн. граждан Китая путешествовали за границу. Так куда же стремится китайский турпоток? Наиболее популярные направления предсказуемы – это соседние азиатские страны: Таиланд, Япония, Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Камбоджа, Сингапур, Республика Корея, Филиппины, а также страны Запада: США, Австралия и Франция. Россия замыкает лишь вторую десятку наиболее популярных направлений.
В среднем китайские туристы тратят в зарубежных поездках $3700, и структура этих расходов отличается от расходов туристов из других стран, как и цели поездок. Ниже мы рассмотрим ключевые отличия:
-
Китайские туристы планируют тратить на покупки 25% бюджета на отдых против 15% для туристов из других стран. Это связано с тем, что цены на большинство брендовых товаров внутри Китая выше цен на рынках России, Европы и других стран Азии. Поэтому в ЦУМе, ГУМе, российских ювелирных и парфюмерных магазинах часто можно видеть очереди из китайских туристических групп;
-
Предпочтения отдаются групповым турам и готовым туристическим продуктам. 80% туристического потока составляют организованные группы, которые едут по пакетным путевкам. Для этого есть множество причин. Во-первых, такие туры дешевле за счет экономии на масштабе. Крупные китайские туркомпании на год вперед бронируют отели, самолеты, и за счет объема получают скидки, которые делают групповые туры дешевле индивидуальных. Во-вторых, китайские граждане плохо владеют английским и другими иностранными языками, поэтому им проще ездить группой с гидом, который знает местный язык и может помочь не потеряться в новой для них стране;
-
Их привлекают больше парки развлечений (41%), чем исторические места (38%). Именно ради Диснейлендов миллионы китайских туристов устремляются в Японию, Гонконг, Францию и США. Вместе с тем, природные красоты остаются в области интересов для 45%. Из особых предпочтений – «красный туризм» и «красные маршруты» - места и памятники, связанные с историей коммунистического движения в мире. Поэтому, например, в России для китайцев популярными направлениями являются Ульяновск, музей VI съезда КПК в Старо-Никольском и другие не самые очевидные локации;
-
Как бы это ни звучало, но китайские туристы отдают предпочтение китайскому. Жители Поднебесной предпочитают за границей работать со своими соотечественниками: если выбирать туркомпанию, то обязательно китайскую, если гид или переводчик, то обязательно китаец, даже обеды и ужины планируют в китайских ресторанах, которые, зачастую принадлежат тем же туркомпаниям. Это неотъемлимая часть китайского менталитета: искать партнера через личные связи или «гуанси».
И так, почему же Россия не до конца реализует свой туристический потенциал? Есть целый ряд причин:
-
Низкая узнаваемость местных туристических брендов и объектов. Китайские туристы хорошо знают, на что можно посмотреть в Европе, Японии, Корее и США, осведомлены о пляжном отдыхе в странах Юго-Восточной Азии, но о том, что можно делать в России представляют не так много. Это связано с тем, что российский туристический бизнес слабо представлен в китайском сегменте интернета. Например, на CTrip.com количество предложений для туристов в США превышает 35 тысяч, в то время как по России таких предложений менее 1000;
-
Низкая адаптация объектов. Как мы ранее говорили, китайские туристы плохо владеют иностранными языками, поэтому им сложно ориентироваться, когда вся информация доступна только на русском или английском языках. Эта проблема решается в групповых турах, когда автобус сопровождает гид, но зачастую останавливает индивидуальных туристов, которые являются на порядок более платежеспособными.
-
Низкий уровень развития туристической инфраструктуры. Сложно отрицать, что за последние годы российская индустрия гостеприимства сделала большой шаг вперед. Однако же этот шаг весьма неравномерный: города, в которых проходили последние спортивные соревнования: Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу, Универсиада, смогли обновить свою инфраструктуру и стать более привлекательными для посещения, в то время как остальные остались на прежнем уровне. Пример регионального успеха по привлечению китайских туристов – Мурманская область. Регион смог практически с 0 увеличить китайский турпоток до 18,5 тысяч человек в 2019 году, однако дальнейшее увеличение потока требует развития инфраструктуры: строительства новых отелей, увеличения количества авиа- и ж/д рейсов, модернизации аэропорта.
Развитие въездного туризма в России – перспективное направление с большим потенциалом. Привлечь китайских туристов – это та задача, которая сейчас стоит перед российской туристической отраслью. Решить ее позволит, в первую очередь, продвижение российских туристических брендов и объектов в китайском информационном пространстве.
РАСПП активно сотрудничает с ведущими китайскими порталами о туризме, такими как Ctrip.ru и Russia-online.cn, а также с руководством ряда туристических выставок в Китае и готов оказать поддержку по привлечению групп китайских туристов на ваши объекты.Если у вас остались вопросы, вы можете связаться с нашими специалистами, направив запрос по электронной почте business@raspp.ru или через форму обратной связи на сайте, а также по телефону +7 (963) 963-83-63 (Наталья).