Наступивший по западному, и теперь уже по восточному, лунному календарю, 2013 год объявлен Годом китайского туризма в России. Соглашение об этом было подписано руководителями РФ и КНР в самом начале нового президентского срока Владимира Путина, с целью централизованного, массового ознакомления двух народов друг с другом – и прежде всего, китайцев с российской действительностью, раз уж это именно Год китайского туризма, а не наоборот...
Наступивший по западному, и теперь уже по восточному, лунному календарю, 2013 год объявлен Годом китайского туризма в России. Соглашение об этом было подписано руководителями РФ и КНР в самом начале нового президентского срока Владимира Путина, с целью централизованного, массового ознакомления двух народов друг с другом – и прежде всего, китайцев с российской действительностью, раз уж это именно Год китайского туризма, а не наоборот.
Россия должна использовать этот сравнительно недолгий временной период по максимуму (хотя и с наступлением 2014 года для нас ничего не заканчивается), причём не как очередное формальное мероприятие, формат которого, к сожалению, так часто сопровождает подобные акции, а как возможность резко сдвинуть геополитические пласты в российско-китайскую пользу. Чтобы после проведения этого Года Западу было бы на порядок сложнее противопоставлять российский и китайский народы друг другу. А такое противопоставление, к сожалению, есть, проблема усугубляется: достаточно послушать, что говорят многие обычные граждане РФ о «китайской оккупации русских земель».
Таким образом, за этот год и россияне, и китайцы должны посмотреть друг на друга под новым углом – в том числе с помощью новых маршрутов, проложенных, открытых российскими организациями для китайских туристов.
Что видят приезжающие в Россию китайцы? Конечно, как всегда, это Красная площадь, это Мавзолей Ленина (который, к счастью для китайцев, пока ещё не снесён), Третьяковская галерея и ещё около десятка фирменных, стандартных российских достопримечательностей, включая отдельное посещение Санкт-Петербурга (имя этого города от Ленина уже успешно вычищено). Ещё есть матрёшки, шапки-ушанки, балалайки и другие аксессуары из тривиального «русского набора».
И этим набором очень часто, для китайских коллег, ограничивается вся Россия.
А где же Волга? Где же Кавказ? Где «Русская Арктика»? Где маршрут по местам, связанным с жизнью и профессиональной деятельностью основоположника мировой космонавтики Циолковского? Где посещение китайцами памятных мест Сталинградской битвы, победе в которой в 2013 году исполняется как раз 70 круглых лет? Как было бы интересно китайским заворожённым путешественникам: вот Дом Павлова, вот здесь Красной армией был пленён фельдмаршал Паулюс, вот прямо на этом месте гитлеровцы контролировали берег Волги. А вот здесь, недалеко от Москвы, состоялся единственный в истории Коммунистической партии Китая – заграничный VI Съезд.
Удивительно, но в преддверии такого важного, в том числе для России, Года китайского туризма, в первую очередь сама Россия до сих пор не предъявила интригующую, захватывающую «дорожную карту» для туристов из КНР. Помимо чисто культурного аспекта, на такой уникальной программе можно заработать массу денег, которые однозначно не помешают ни русским, ни китайцам.
Отдельные российские организации (к примеру, такие как молодёжный Московский китайский клуб) пытались и пытаются активно продвигать в жизнь креативные формы двустороннего общения: просмотр новых российских и китайских фильмов с их последующим обсуждением, ориентирование на местности и т.п. Однако без помощи государства, без мощных материальных сил, на одном только креативе и энтузиазме сделать нечто большее практически невозможно.
Поэтому на практике получается всё как всегда: отдельные российские журналисты, отдельные учёные, активные пенсионеры ездят в Китай, оставляя свои неизгладимые впечатления в китайских журналах. Китайцы продолжают упорно посещать Красную площадь и Кремль, не зная, не подозревая, что эти красоты – в лучшем случае 1/1 000 000 000 часть красот необъятной России, оставшейся необъятной даже после развала СССР в 1991 году.
Поэтому Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей выступает за то, чтобы важнейшая общественно-политическая акция под названием «2013 год – Год китайского туризма КНР в России» впервые вышла на новый уровень и в полной мере использовала тот потенциал, который был заложен в эту идею Владимиром Путиным и Ху Цзиньтао.
РАСПП также считает, что как раз в рамках Года китайского туризма в самой России обязаны появиться недорогие, но качественные, отели для китайских гостей (они – далеко не все миллионеры, как представляется дезориентированным в этом отношении россиянам), пункты трёхразового горячего питания и вся остальная инфраструктура, включая транспортные тарифы, без которой массовое ознакомление с Россией не представляется возможным.
Сегодня ничего из этого ряда нет ни в Москве, ни в России в целом – всё невозможно дорого, всё недоступно, всё рассчитано на приезд Романа Абрамовича из Англии. Хотя нет, как раз в начале 2013 года в Москве открылся первый так называемый «капсульный отель», стоимость номеров в котором равняется стоимости нормальных номеров – видимо, это такой своеобразный московский подарок к Году туризма КНР. Как в таких условиях должен развиваться массовый, народный туристический бизнес, никто не знает. Нет ответа.
В этих целях РАСПП планирует провести серию специальных презентаций для туристических компаний из КНР, чтобы, в конце концов, перейти в этой сфере от общих слов, от формальных мероприятий к конкретному делу.
Григорий ТРОФИМЧУК,
Департамент политического консалтинга РАСПП