Индия – вторая страна в мире по численности и плотности населения. Если экономика Индии сохранит свои темпы, то предполагается, что к 2021 году она увеличится на 6-6,5% (с учетом того, что среднемировой показатель находится на уровне 3%). Исходя из текущих задач индийского правительства, к 2025 году ВВП увеличится вдвое, достигнув 5 триллионов долларов США (на текущий момент, ВВП составляет 2,9 триллиона долларов США, 5 строчка в рейтинге стран), что сделает экономику Индии третьей в мире. Не удивительно, что этот регион привлекает большое внимание инвесторов и предпринимателей со всех уголков планеты.
Российские бизнесмены не стали тут исключением. Индийский рынок обширный и многогранный, однако многие остаются на нем ни с чем. Бизнес в Индии – это конкурентная борьба, преуспеть в которой можно, зная особенности и подводные камни рынка. В этой статье мы начнем разбираться в его трудностях и отличительных особенностях.
В Индии есть 2 взаимосвязанных фактора, которые необходимо учитывать при ведении коммерческой деятельности:
Высокая конкуренция. Основная ее причина – высокий уровень безработицы. От безысходности люди занимаются всем. Один человек может быть таксистом, официантом и проводником по городу. Те, кто не способен на большее, начинают продавать все, что не приколочено гвоздями. От чего возникает огромное количество продавцов при минимальном количестве покупателей.
Если говорить о цифрах, то в Индии существует около 3 500 000 зарегистрированных малых и средних предприятий. Если брать в счет микропредприятия, то эта цифра возрастет до 37 миллионов. Также не забываем о мелких торговцах, извозчиках и просто предприимчивых жителях поселений – которые нигде официально не зарегистрированы.
Бедность – как следствие безработицы. Большая часть населения получает не более 300-1000 рублей в день, при том, что семьям приходится обеспечивать далеко не одного ребенка. А порядка 12% населения вообще живут на $ 0,4 в сутки.
Выбирая сферу, целевую аудиторию, локацию, направление бизнеса и даже инструменты продвижения, нужно всегда отталкиваться от двух вышеперечисленных моментов. Без четкой стратегии и бизнес-плана, учитывающего все реалии рынка, риски по открытию бизнеса в Индии слишком высоки.
Получить четкое понимание о рынке можно через маркетинговое исследование интересующей вас отрасли / ниши / направления. Мы не рекомендуем пренебрегать этим, планируя коммерческую деятельность в Индии.
Среди прочих факторов стоит также выделить:
Разнообразие законодательства. В целом по стране действуют общие принципы, но каждый штат устанавливает свои «правила». Чтобы разобраться во всех тонкостях, пользуйтесь услугами квалифицированных юристов.
- Распространенность микробизнеса. Особенно это касается курортных штатов и бедных районов. Сувенирные палатки, экскурсионные бюро и мелкие ресторанчики национальной кухни тут встречаются на каждом шагу. Цены в таких заведениях низкие, санитарные условия и качество обслуживания соответствующее. Но для местного населения это является нормой. Пытаться втиснуться в такие сферы иностранному бизнесу не стоит.
- Традиции. В Индии по-прежнему сохраняются пережитки кастового строя. Несмотря на множество запретов на кастовое деление, даже сейчас представители некоторых каст отделяются друг от друга. Индийцы крайне неоднозначно оценивают квоты на приём представителей низших каст на госслужбу, межкастовые браки и преимущества для выходцев из низших каст при приёме в ВУЗы.
- «Налог на белую кожу». Многие индийские предприниматели устанавливают повышенные цены и предлагают менее выгодные условия для «белых» граждан, иными словами иностранцев.
- Распространенность посредничества. Это является серьезной проблемой и тормозом в развитии индийского бизнеса. Мало того, что стоимость услуг, переданных через «десять рук» будет значительно выше, так еще сроки исполнения и качество работ не могут быть гарантированы.
Несмотря на все вышеперечисленные факторы, Индия – это страна возможностей. Индийское государство ставит амбициозные цели по развитию экономики и для их реализации, всячески субсидирует и поощряет вход иностранного бизнеса на локальный рынок. Индия уже к концу десятилетия войдет в топ-3 мировых экономик, поэтому самое время начать готовить почву для развития своего бизнеса в Индии!
Для получения консультации достаточно оставить заявку в форме обратной связи ("задать вопрос" в правой части страницы), написать на почту business@raspp.ru или позвонить по номеру +7-963-963-83-63. Вам ответит Наталья Сапунова, руководитель департамента торгово-экономического сотрудничества. Желаем успехов в развитии бизнеса в Индии!