Россия перестала быть привлекательной для инвесторов из развитых и развивающихся стран – эта новость вышла в заголовки российских СМИ в последние дни. Фактически это стало итогом колоссальных усилий, которые прикладывало высшее руководство страны в последние годы, чтобы усилить инвестиционную привлекательность России. Иностранные инвестиции, по мнению Кремля – один из наиболее важных...
Россия перестала быть привлекательной для инвесторов из развитых и развивающихся стран – эта новость вышла в заголовки российских СМИ в последние дни. Фактически это стало итогом колоссальных усилий, которые прикладывало высшее руководство страны в последние годы, чтобы усилить инвестиционную привлекательность России.
Иностранные инвестиции, по мнению Кремля – один из наиболее важных каналов по выводу отечественной экономики из сырьевого формата, так как финансовые вложения зарубежных партнёров способны вывести на новый уровень буквально все отрасли российского хозяйства.
Основными причинами такого негативного расклада являются две: 1) запредельная сложность законодательства Российской Федерации в глазах потенциального инвестора, а также несоответствие одних положений другим; 2) прогрессирующая коррупция в исполнительных и административных структурах, которую теперь уже в ежедневном режиме «пропагандируют» ведущие российские СМИ, усиливая «привлекательность» объекта.
Кажется, что не осталось ни одной отрасли, которая не была бы густо нафарширована чиновниками-коррупционерами: олимпийская стройка, инновационные города, министерство обороны и сельского хозяйства, медицинские центры, энергетические объекты – список обворованных растёт с каждым днём, каждый день приносит всё новые цифры бюджетных потерь.
Ведущие страны Азии, являющиеся нашими традиционными партнёрами – прежде всего, такие как Китай, Вьетнам, Индия – и раньше не безоглядно оценивали перспективы своих вложений в российскую экономику, получив за это от российских бизнесменов прочный имидж «медлительных» и чересчур «острожных», тех, с кем «невозможно иметь дело». Но сегодня, когда кажется, что нет ни одной сферы, где бы чиновники не присваивали государственные средства, представители Азии станут не просто втройне более острожными – они не будут связываться с Россией вообще, чтобы быть целее.
Естественно, в российскую оборонную отрасль азиатские миллиардеры, по понятным причинам, вкладываться бы не стали так и так – даже если бы министр Сердюков оставался на своём посту и до сих пор руководил войсками. Но российское сельское хозяйство – без всех этих мутных «Росагролизингов» – вполне могло бы получить свободные азиатские миллиарды, автоматически поднимая сибирскую и дальневосточную целину страны. Но теперь уже – вряд ли, даже если будет объявлено, что женщина, мать Скрынник вне подозрений.
Недоумение – в частности, со стороны китайцев – вызывает и другой важный момент: если чиновники украли у государства так много денег, то почему они не только до сих пор не расстреляны, но даже и не задержаны? Можно ли после этого вести с этими структурами и конкретными лицами какие-то дела или лучше сразу передать им свои, китайские, деньги для личных нужд?
Недоверчивая, предельно насторожившаяся Азия – очень плохой сигнал для России, так как Запад ей здесь уже не поможет, в отличие от известного выражения из «12 стульев». Запад вкладывать в Россию уже не будет. Но Азия, в отличие от Запада – центр мировой центр экономической жизни, и если оттолкнуть и её, тогда остаётся последняя надежда на чудо – на бедные и голодные страны Африки, которые готовы вложиться в российские сферы, чтобы здесь сказочно обогатиться.
В этой ситуации единственной инстанцией, которой объективно доверяет азиатский бизнес, остаются независимые общественные российско-азиатские организации, которые могут дать как объективную информацию потенциальным инвесторам по всему своду российских законов, так и по конкретным отраслям и предприятиям, являющимся наиболее привлекательными, а также безопасными, в этом плане.
Веры, к сожалению, сегодня нет никому. Общественникам – вера есть. И российская власть должна использовать этот единственный резерв, чтобы исправить тяжёлое положение, возникшее в инвестиционной сфере после тотальных финансовых афер, о которых теперь наслышан весь мир – и Запад, и Восток, и Европа, и Азия. Россия стала действительно «финансовым центром» всего мира. Но нужен ли россиянам такой «центр»?
Экономический департамент РАСПП,
Фото ИТАР-ТАСС