Российские компании имеют право нанимать иностранных граждан при строгом соблюдении порядка, установленного законом: штрафы за нарушения настолько высоки, а процедура в отдельных случаях усложнена, что многие работодатели неохотно связываются с иностранными работниками. Кроме того, ежегодно нормативная база корректируется, обязывая нанимающий персонал отслеживать последние изменения, начиная от форм уведомлений о приеме на работу и заканчивая требованиями к компании-работодателю. В данной статье мы разберем, какие документы необходимы мигрантам в 2021 году для законной рабочей деятельности на территории РФ.
Основу правового регулирования трудоустройства мигрантов составляют ТК РФ, Закон №115-ФЗ от 25.07.2002, Закон №109-ФЗ от 18.07.2006, Статьи 18.15–18.19 КоАП, а также приказы Министерства внутренних дел.
Согласно приказу МВД РФ от 30 июля 2020г. № 536 изменение претерпели формы уведомлений (о заключении и расторжении трудового договора с иностранным лицом, об обязательствах работодателя или заказчика по заработной плате и др.). Этот приказ имеет особую роль в рамках данной статьи, так как указанные изменения вступили в силу 1 января 2021 года. Кроме того, в период пандемии компаниям было разрешено нанимать иностранцев без разрешений и патентов на работу, однако с 16 июня 2020 года мигранты снова были обязаны оформлять вышеуказанные документы.
Фотография взята с ресурса: https://pasporta.org/grazhdanstvo/soglasie-na-registraciyu-inostrannogo-grazhdanina-ot-sobstvennika-...
Процедура трудоустройства иностранного гражданина и пакет необходимых документов зависит от статуса рассматриваемого лица. Согласно закону №115-ФЗ, иностранные лица, находящиеся в России, классифицируются на 3 группы:
1.Временно пребывающие – иностранные граждане, находящиеся в России без вида на жительство, но с миграционной картой;
- Прибывающие из визовой страны
- Прибывающие из безвизовой страны
- Прибывающие из стран-участниц ЕАЭС
2. Временно проживающие – иностранные граждане с разрешением на временное проживание (в большинстве случаев выдается на 3 года)
3. Постоянно проживающие – иностранные граждане, прожившие в России не менее года и получившие вид на жительство (на 5 лет)
Представителям первой группы и прибывающим из визовых стран трудоустраиваться сложнее всего. Компании-работодателю придется подать заявку в центр занятости (который в течение месяца будет предлагать граждан РФ в качестве замены иностранному лицу, и одобрит заявку лишь в случае, если компании не подойдет ни один кандидат), получить разрешение МВД на привлечение иностранных лиц в кадровый состав (срок рассмотрения заявки до 30 дней) и оплатить пошлину (10000 рублей за одного работника), а потенциальному работницу необходимо получить разрешение МВД на работу в РФ (срок рассмотрения заявки до 15 дней) и оплатить пошлину ( 3500 рублей), при этом предоставив медицинские справки об отсутствии ВИЧ и инфекционных заболеваний, копию паспорта и (при необходимости) пакет легализованных в РФ документов, которые выдала страна, откуда приезжает работник. После чего компания-работодатель оформляет рабочую визу для мигранта, подавая следующий пакет документов: ходатайство, оригинал паспорта или другого удостоверения личности представителя работодателя, копия паспорта рассматриваемого работника, гарантийные письма от работодателя (о его обязательстве материального, медицинского и жилищное обеспечения работнику). Кроме того, иностранное лицо должно иметь медицинскую страховку на протяжении всей трудовой деятельности в РФ (оформить которую можно самостоятельно или через приглашающую компанию). После сбора всех вышеуказанных документов и разрешений подписывается трудовой договор.
Представителям первой группы, прибывающим из безвизовых стран, для трудоустройства понадобится патент, который иностранный гражданин должен оформить самостоятельно в течение 30 дней после въезда на территорию России. Для его оформления потребуется миграционная карта с указанием уели приезда - «работа», а также самостоятельно оформленная медицинская страховка. Работодателю мигрант представит следующий пак документов: паспорт, миграционная карта, патент, трудовая книжка, СНИЛС, полис ДМС, документ об образовании (при необходимости).
Для граждан стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) действует упрощенная система трудоустройства: им не требуется разрешение на ведение трудовой деятельности в РФ, работодателю также не нужно разрешение на привлечение такого сотрудника на работу. При трудоустройстве иностранное лицо должно предоставить национальный паспорт, СНИЛС, полис ДМС или ОМС, трудовую книжку и документы об образовании (при необходимости).
Представители второй группы трудоустраиваются так же, как и граждане РФ. Работодателю иностранный гражданин должен предъявить паспорт с отметкой о разрешении на временное проживание (или отдельный документ), трудовая книжка, СНИЛС и документ об образовании (при необходимости).
Представители третьей группы также трудоустраиваются по упрощенной схеме. Для начала рабочей деятельности им потребуется паспорт, вид на жительство, трудовая книжка, СНИЛС и документ об образовании (при необходимости).
РАСПП уже более 10 лет помогает оформлять деловые въезды иностранных граждан в РФ. Наш центр миграционного консалтинга поможет вам оформить приглашение, получить разрешение на работу, подготовить полный пакет документов для внесения в списки на въезд, а также окажет любые сопутствующие услуги – перевод, легализацию документов и др. Особую поддержку мы оказываем работодателям, поскольку легализация трудовых мигрантов и иностранных сотрудников в России – наша важная задача.
Для получения бесплатной консультации можно оставить заявку на сайте («задать вопрос» в правой части страницы) или написать на почту imm@raspp.ru. Вам помогут специалисты Центра миграционного консалтинга РАСПП.