Вх.200/2011. Накануне юбилейного саммита СНГ и заседания Совета ОДКБ наблюдатели отметили особую активность Узбекистана, его интерес к московским мероприятиям. Вопреки прогнозам о том, что официальный Ташкент в очередной раз проигнорирует встречу, президент Ислам КАРИМОВ не только прибыл в Москву, но и своим личным участием обеспечил принятие ключевых инноваций в деятельности...
Вх.200/2011. Накануне юбилейного саммита СНГ и заседания Совета ОДКБ наблюдатели отметили особую активность Узбекистана, его интерес к московским мероприятиям. Вопреки прогнозам о том, что официальный Ташкент в очередной раз проигнорирует встречу, президент Ислам КАРИМОВ не только прибыл в Москву, но и своим личным участием обеспечил принятие ключевых инноваций в деятельности партнёрских структур.
В частности, благодаря лидеру Узбекистана участники Организации Договора о коллективной безопасности смогли договориться о принципах и условиях размещения на территории стран-членов военных баз внерегиональных государств.
Видимо, не является случайным и тот факт, что на днях пресс-служба президента Узбекистана особо отметила роль Договора о создании ОДКБ, заключённого в 1992 году, который достойно выполняет функцию инструмента, обеспечивающего поддержание суверенитета участвующих в нём государств. В заявлении пресс-службы также отмечается, что «предпринятые ОДКБ усилия по укреплению Договора и его адаптации к современной геополитической ситуации позволили активизировать военно-политическое взаимодействие и приступить к формированию эффективной системы коллективной безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам». Что касается СНГ, то, по словам той же службы, «СНГ является объединением суверенных государств, одинаково заинтересованных в создании надёжной платформы для многостороннего сотрудничества в интересах и на благо своих народов».
В этой связи Департамент политического консалтинга Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей отмечает, что Узбекистан преждевременно и слишком опрометчиво стали считать не только неперспективным, в плане постсоветской интеграции, государством Центральной Азии, но и чуть ли не враждебным по отношению к Москве, а также блокам с её непосредственным участием.
Отдельные эксперты, по всей видимости, забыли, что именно Узбекистан лишил блок ГУАМ второй буквы «У» и что, возможно, по этой причине данное партнёрство так и не смогло стать по-настоящему широким и эффективным ни в плане экономики, ни в плане политики.
Ташкент наглядно продемонстрировал взвешенность и конструктивность своих подходов, что является серьёзным знаком – тем более на фоне таких региональных событий как ситуация в Жанаозене. Узбекистан объективно прав в том, что он всегда – как, в частности, и Казахстан – желал конкретных результатов деятельности интеграционных структур, в которые, помимо всего прочего, страны-участники вынуждены вкладывать деньги из собственных национальных бюджетов.
Григорий Трофимчук,
Департамент политического консалтинга РАСПП, 2011