Доклад Начальника отделения по работе с национальными сообществами УФМС России по г. Москве Т.Н. ДМИТРИЕВОЙ на заседании Общественно-консультативного совета УФМС 20.12.2012: 13 июня 2012 года утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, реализация которой, в том числе, должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов...
Доклад Начальника отделения по работе с национальными сообществами УФМС России по г. Москве Т.Н. ДМИТРИЕВОЙ на заседании Общественно-консультативного совета УФМС 20.12.2012
13 июня 2012 года утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, реализация которой, в том числе, должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.
Принципиально важна, обозначенная в Концепции, задача содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В настоящее время миграционная привлекательность Российской Федерации распространяется преимущественно на граждан государств-участников Содружества Независимых Государств.
На слайде представлена гистограмма, иллюстрирующая количество прибывших мигрантов в Москву за 9 месяцев текущего года. Наиболее многочисленные диаспоры узбекская, таджикская, киргизская и украинская. Очевидно, сравнение не в пользу стран с визовым режимом въезда.
Мигранты новых поколений, прибывающие в Россию из стран Содружества, по сравнению с их предшественниками обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. В июле 2012 года Управлением совместно с некоммерческой исследовательской службой «Среда» был проведен опрос среди трудовых мигрантов. В опросе участвовало 400 респондентов из наиболее многочисленных диаспор, обратившихся в структурные подразделения Управления по каким-либо вопросам. Интервьюерам «Среды» было предложено поделиться собственными впечатлениями о навыках опрашиваемых в ходе ответов на вопросы анкеты.
По их мнению, лишь треть (34%) мигрантов свободно говорит по-русски, порядка половины (45%) все понимает, но допускает ошибки в речи, порядка 20% практически не говорят по-русски.
Важнейшим звеном адаптационного процесса является изучение мигрантами русского языка, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения в принимающем сообществе. Безусловно, в данном процессе необходимо объединение усилий всех заинтересованных служб и ведомств, а также национальных, религиозных и профессиональных объединений мигрантов. Исследовательская служба «Среда» предложила респондентам оценить предпочтительность для них посещения курсов по изучению русского языка и культуры.
40% высказали желание посещать подобные занятия, 48% – отрицательно оценили подобную возможность. При рассмотрении комментариев, которые опрошенные высказали по поводу отсутствия желания посещать курсы, обращает внимание большое количество мнений, указывающих на недостаточность свободного времени. Среди тех, кто хотел бы посещать курсы, в качестве аргументов в пользу их посещения называли необходимость знания языка для возможности зарабатывать больше денег, развиваться в профессии и чувствовать себя более уверенно в российском обществе.
Среди навыков, овладение которыми представляет наибольший интерес для мигрантов, высказавших желание посещать курсы, очень часто встречались комментарии, указывавшие на необходимость знания русского языка с последующей возможностью получения образования в России.
Наибольшую заинтересованность в посещении курсов русского языка и культуры высказали граждане Таджикистана (55%), жители Киргизии (44%) и Узбекистана (38%) проявляют меньшую степень заинтересованности.
В настоящее время в Москве функционирует 27 курсов русского языка, организованных, в том числе, и при содействии государственных органов исполнительной власти города Москвы, 15 – при высших и средних учебных заведениях, 12 курсов для детей на базе общеобразовательных школ. Нашим отделением проводится работа по инициированию организации курсов русского языка силами национальными сообществ. В настоящее время рядом объединений и землячеств уже арендованы помещения для занятий.
Например, Федерация Мигрантов России на базе «Многофункционального центра адаптации мигрантов» при научно-методическом сопровождении Московского института открытого образования в ближайшее время планирует открыть курсы русского языка.
Межрегиональное общественное движение трудовых мигрантов Кыргызстана и Ассоциация таджикских организаций «Самандар» заявили об открытии курсов. Функционируют курсы, организованные Московской региональной организацией Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК).
Проводит консультации по вопросу открытия курсов непосредственно на производственных территориях, где трудятся мигранты, Всероссийский Конгресс узбеков и узбекистанцев.
Единственные бесплатные курсы для взрослых мигрантов организованы благотворительной организацией АНО Социально-культурный центр «Новая перспектива», являющейся партнером Российского объединенного Союза христиан веры евангельской пятидесятников. Скорее, это факультативные занятия для мигрантов, которые трудятся на ближайших к организации объектах ЖКХ, по изучению языка и компьютерной грамотности. Численность группы всего 15 человек.
Мне представляется, что, несмотря на активизацию национальных сообществ и других объединений мигрантов в отношении открытия курсов русского языка, пока не все указанные организации по уровню качества подготовки мигрантов к последующему тестированию могут конкурировать с действующими курсами, организованными при ВУЗах и лингвистических центрах. С другой стороны, национальные и профессиональные объединения, представляющие интересы диаспор, имеют преимущество касательно влияния на значительную часть сообщества мигрантов и способности организовать массовое изучение языка.
Поэтому в ходе встреч, а также, посредством электронных средств коммуникации мы информируем объединения, действующие на территории города, о курсах русского языка, центрах тестирования и головных центрах тестирования, которые способны обеспечить научно-методическое сопровождение курсов. Вся необходимая информация по данному вопросу размещена на официальном сайте Управления, а также, на информационных стендах в структурных подразделениях.
Что касается посещаемости курсов, то на настоящий момент она крайне низка. Не набраны группы даже из родителей детей мигрантов, которые, обучая своих детей в российских школах, должны, вероятно, стремиться не только к адаптации, но и к последующей интеграции в принимающее сообщество.
Но, возвращаясь к упомянутому исследованию службы «Среда», можно убедиться в том, что значительная часть мигрантов хотела бы в дальнейшем интегрироваться в российское общество. Надеюсь, ситуация с посещаемостью изменится в новом году. Закончатся разрешения на работу, выданные в текущем году, вернутся иностранные граждане, пребывание которых носит сезонный характер (Таджикистан), наконец, национальные сообщества, которые, безусловно, имеют влияние на членов диаспор, откроют курсы русского языка доступные по цене и удобные по времени посещения для трудящихся мигрантов.
Пользуясь присутствием на нашем заседании руководителей национальных объединений, сообщаю, что, в новом году Управление планирует проводить регулярный мониторинг курсов русского языка, действующих на территории города. Это необходимо для анализа миграционной обстановки, оценки эффективности самих курсов, и, соответственно, понимания динамики адаптационного процесса. В связи с чем, обращаюсь с просьбой, о направлении на наш электронный адрес (diasporaufms@ mail.ru) актуальной и полной информации о курсах русского языка, которые посещают иностранные граждане, интересы которых Вы представляете.
Взаимодействие заинтересованных служб и ведомств в части социокультурной и языковой адаптации мигрантов осуществляется в соответствии с Планом комплексных мероприятий по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в городе Москве на 2012 год, утвержденном Мэром города Москвы. Одним из партнеров Управления в данной сфере является, конечно, Департамент образования города Москвы.
Согласно информации, поступившей из Департамента, детей мигрантов условно можно разделить на три группы: не владеющих русским языком, плохо владеющих русским языком и детей, адаптированных к условиям обучения в московских школах.
Для детей первой группы на базе общеобразовательных школ функционируют «Школы русского языка»- специальные структурные подразделения, реализующие годичные программы интенсивного обучения русскому языку и социокультурной адаптации детей иностранцев. На данном этапе такие подразделения работают на базе 11 общеобразовательных школ (из них 2 – вечерние), два СОУ Зеленограда не открыли классы «Школ русского языка» из-за недостаточного количества нуждающихся.
Для второй группы детей-иностранцев на базе 88 образовательных учреждений города открыты 218 групп по изучению русского языка как иностранного, в которых обучается около 2500 детей (около 10% от числа детей мигрантов), которые не только изучают русский язык, но и изучают культуру России. На базе вечерней школы №185 в ЮВАО открыты бесплатные курсы для мигрантов старше 15 лет.
На платной основе курсы для взрослых (родителей обучающихся) организованы в ГБОУ СОШ № 308(СВАО) и ГБОУ СОШ № 157 с этнокультурным (азербайджанским) компонентом. Научно-методическое сопровождение курсов осуществляют сотрудники ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования».
Школа не только образовывает и воспитывает, она представляет собой уникальный механизм адаптации и интеграции юного гражданина, и в частности, иностранного в общество. Кроме того, школа, по мнению экспертов, это социальный институт, которому мигранты доверяют. Поэтому через школу может происходить адаптация и взрослых, особенно, матерей детей-иностранцев. Некоторые специалисты считают, что окончившие в России школу дети-иностранцы по своему менталитету и ценностным ориентирам - полноценные российские граждане, в связи с чем, предлагают предоставлять им возможность приобретения гражданства или вида на жительство вместе с получением аттестата о среднем образовании.
Предложения экспертов а, также, работа, проводимая Департаментом образования Москвы вполне коррелируется с Планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики на первом этапе, где предусмотрено внесение в ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений, направленных, в том числе на:
- упрощение порядка въезда и снятие ограничений для осуществления трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, заключивших долгосрочные трудовые контракты;
- стимулирование миграции в Российскую Федерацию молодежи, имеющей особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, включая обеспечение преференций в получении вида на жительство выпускникам российских образовательных учреждений профессионального образования из числа иностранных граждан, получивших профессию (специальность), востребованную на рынке труда Российской Федерации. Срок представления в Правительство Российской Федерации III квартал 2013 года, срок внесения в Государственную Думу I квартал 2014 года.
В структуру Департамента образования города Москвы входят не только дошкольные и средние образовательные учреждения, но и 90 образовательных учреждений профессионального образования и 4 ВУЗа. Эти учреждения могут стать базой не только для курсов русского языка (некоторые колледжи уже проводят консультации по данному вопросу), но и для полноценной адаптации и последующей интеграции в общество молодых мигрантов, имеющих специальность, востребованную на Российском рынке труда, в соответствии с предстоящими законодательными изменениями, о которых я упоминала выше. Полагаю, необходимо развивать сотрудничество УФМС России по г. Москве и Департамента образования города Москвы в данном аспекте.
Надеюсь, также, на использование в полной мере резервов взаимодействия Управления и Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы.
В заключение, хотела бы обратить Ваше внимание на то, что адаптация иностранных граждан в российское общество, безусловно, не ограничивается изучением русского языка, законодательства и правил поведения. Тем не менее, изучение русского языка – это первый и необходимый шаг на пути к культурной интеграции мигрантов, форсированному освоению ими основ отечественной культуры, на которые настроена Россия.
* * *