Исх.65/2011. Руководство Федеральной миграционной службы России (ФМС) предложило считать знание русского языка ключевым фактором, определяющим возможность работы в стране для иностранных граждан. Позиция ФМС вызвала неоднозначную реакцию среди общественных, и в частности этнических, организаций, действующих в РФ и за рубежом. В этой связи Русско-Азиатский...
Руководителям национальных общественных объединений,
правоохранительных органов РФ,
министерств по вопросам миграции стран СНГ,
средств массовой информации
ЗАЯВЛЕНИЕ
Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП)
РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МИГРАНТОВ НЕОБХОДИМ В ТОЙ ЖЕ СТЕПЕНИ, КАК И НОВАЯ СИСТЕМА ЕГО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
Руководство Федеральной миграционной службы России (ФМС) предложило считать знание русского языка ключевым фактором, определяющим возможность работы в стране для иностранных граждан. Позиция ФМС вызвала неоднозначную реакцию среди общественных, и в частности этнических, организаций, действующих в РФ и за рубежом. В этой связи Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП), регулярно работающий с миграционной средой, заявляет следующее.
Русский язык – основной межнациональный, межгосударственный инструмент коммуникации, сохраняющий взаимосвязь не только между народами постсоветского пространства, но и со стратегическими партнёрами РФ из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В современных условиях без русского языка невозможна полноценная работа таких межгосударственных союзов как СНГ, ЕврАзЭс, ШОС, Таможенный Союз, ОДКБ. Русский язык является одним из главных связующих элементов между миграционно активными по отношению к РФ странами, что автоматически снимает вопросы о необходимости его изучения.
В то же время следует признать, что методы включения мигрантов в процесс изучения русского языка, практикуемые РФ в настоящий момент, во многом носят формальный характер, что в значительной мере отталкивает потенциальных слушателей от овладения предметом. Значительные средства, расходуемые Российской Федерацией по данной статье, не говоря уже о коррупционной составляющей, уходят в пустоту, что подтверждает сам факт сужения территории распространения русского языка на фоне роста соответствующих бюджетных расходов.
РАСПП поддерживает курс ФМС России на активное привлечение институтов гражданского общества к процессу социальной адаптации мигрантов и обучения их русскому языку, что существенно снизит нецелевое расходование средств. Однако на данном этапе административные органы РФ не до конца используют потенциал новых общественных организаций, предлагающих инновационный инструментарий для популяризации и продвижения русского языка в миграционной среде, по-прежнему отдавая предпочтение изжившим себя методикам и структурам.
Исходя из этого, Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП) заявляет о поддержке инициативы ФМС России по усилению роли русского языка в процессе интеграции мигрантов, а также призывает руководство национальных диаспор, автономий, общин и землячеств сделать аналогичный шаг. Свободное владение русским языком – одна из главных основ и безусловных задач, стоящих перед лидерами диаспор, действующих на территории России, так как в противном случае они не смогут в полном объёме исполнять обязанности по руководству своими общинами.
РАСПП считает, что необходимо срочное принятие программы, в разработке которой приняли бы участие как представители государственной власти, так и лидеры национальных организаций, в рамках которой должна быть предложена новая схема языковой подготовки для иностранца, желающего работать в РФ. Цель программы – не силовое принуждение мигранта к изучению предмета, а создание условий для его личной заинтересованности в овладении языком, исходя из того, что он не школьник и не студент.
Для этого программой должны быть предусмотрены различные формы мягкого, естественного вхождения мигранта в русское языковое поле. Практику по вручению мигрантам буклетов на абсолютно чужих для них языках (в частности, английском) следует прекратить, создав унифицированные пакеты на языках народов из миграционно активных стран: таджикском, киргизском, казахском, вьетнамском и т.д. РАСПП не раз выступал на конференциях с данной инициативой, однако до сих пор она, к сожалению, так и не получила практического развития.
РАСПП подчёркивает, что если сфера социальной адаптации мигрантов в ближайшее время не будет модифицирована, то старая, существующая в настоящий момент система подвергнется ещё большей политической обструкции, что автоматически дестабилизирует всю миграционную сферу. Уже сейчас руководству ФМС предъявляются претензии по поводу того, что необходимы огромные финансовые средства на создание или восстановление системы преподавания русского языка в ближнем зарубежье и что якобы только в этом случае ФМС получит право тестировать прибывающих в РФ мигрантов.
Для практического решения задач РАСПП предлагает создать Рабочую группу под эгидой Общественно-консультативных Советов при ФМС России и УФМС России по г. Москве, которая займётся выработкой конкретных предложений по данному вопросу, и готов предоставить ей свои рекомендации.
15.08.2011
Контакты: +7 (495) 972-52-27, raspp@raspp.ru www.raspp.ru
http://kurban-aka.livejournal.com/58048.html
http://www.kyrtag.kg/?q=news/9418
http://www.stringer.ru/publication.mhtml?Part=37&PubID=17572
http://www.fergananews.com/news.php?id=17152&mode=snews
http://rss.novostimira.com/n_1325595.html
http://news.ukrhome.net/content/3984043/
Ответ Председателя Общероссийского общественного движения "Таджикские Трудовые Мигранты" К.Б. ШАРИПОВА на вопрос "К каким последствиям для Таджикистана и России может привести решение ФМС России проводить экзамен по русскому языку для мигрантов?"
Если бы Вы мне задали этот вопрос в ноябре 2009 года, когда на II-ом Внеочередном съезде таджикских трудовых мигрантов, проходившем в Москве, его делегаты обратились к Президенту Таджикистана с просьбой не ущемлять права русского языка, то я бы однозначно ответил: «Шаг ФМС России есть ответ на решение Таджикистана».
Но сегодня, когда Верхняя палата парламента Таджикистана одобрила законопроект, который возвращает русскому языку статус языка межнационального общения, и русский язык вновь можно использовать в законотворческой деятельности, то могу ответить на заданный вопрос так: решение ФМС является или интригой, провокацией, или же результатом политической близорукости и свидетельством несогласованности в работе различных ветвей государственной власти РФ.
Не исключаю, что данная акция есть просто примитивный способ заработать деньги на мигрантах, желающих получить вид на жительство. Начальник управления содействия интеграции ФМС РФ Татьяна Бажан объявила на пресс-конференции, «что сдача экзамена может обойтись мигранту в 6 тыс. руб., и что около 160 учебных заведений готовы принимать экзамены на знание русского языка у мигрантов, приехавших работать в Россию».
Если для госпожи Бажан 6 тыс.руб не деньги, то для бездомного, арендующего жилье, и низкооплачиваемого мигранта, который в добавок еще не имеет соц.пакета и кормит семью в Таджикистане, эти деньги являются значительной суммой. Меня удивляет: почему Россия копирует Запад? Экзамен! Балловая система оценок! Но ведь мы были единой семьей! И никогда не вставал вопрос проверять на знание таджикского языка русских, живущих в Таджикистане.
Почему мы так и не научились жить с учетом нашей истории? Ведь даже во «Всеобщей декларации прав человека» есть такое понятие как «национальные суды». Это значит, что при принятии решений необходимо учитывать традиции.
А у нас, граждан СССР, в течение многих лет была общая судьба!
Мой вопрос, прозвучавший в эфире: "Зачем гражданину Таджикистана, который выполняет черновую работу, нужно знать русский язык?», - цитируют во многих СМИ. И никто не задумается какая боль и какой подтекст в этом вопросе?
Сегодня в Россию едут молодые таджикистанцы, не владеющие не только русским языком, но и своим родным, таджикско-персидским, владеют на бытовом уровне. Это — трагедия. И решить её можно только вернув всеобщее обязательное образование с изучением иностранных языков, отдавая приоритет русскому!
Это сегодня! Но первая волна трудовых мигрантов, около 700 тысяч которых стали гражданами России, - профессионалы многие из которых со средне-техническим и высшим образованием, работники культуры, врачи и педагоги. Они вынуждены работать в России в качестве чернорабочих, дворников. Почему же эти люди, называются неквалифицированной рабочей силой? Но разве для того, чтобы работать «подметалой» или подносить кирпичи на стройке, необходима особая квалификация? Многие дехкане сегодня трудятся в качестве садоводов в частном секторе экономики. Любовь к земле — это у них природный дар.
Что касается последствий введения экзамена, то все зависит от условий получения знаний русского языка. Если русский язык вернуть в школы Таджикистана и создать поощрительные условия для учителей, то и идея экзамена не будет иметь смысла. А сегодня с экзаменом произойдет такая же история как с квотами. Разрешение на работу мигрант выкупает у посредника, при этом - безработный! В случае с экзаменом: тот мигрант, который найдет деньги, чтобы заплатить экзаменатору, тот получит вид на жительство! Но это не означает, что он будет знать русский язык. Русский язык нельзя выучить за короткий срок! А те мигранты, кто лишен денежных средств, оставят мечту получить вид на жительство и возвратятся на родину.