+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Чем отличаются китайские СМИ, работающие в России, от американских?

12.04.2013

Чем отличаются китайские СМИ, работающие в России, от американских?

На днях появилась информация о том, что США планируют скупить крупнейшие городские интернет-порталы России. В частности, в Екатеринбурге (www.e1.ru – около 6 000 000 просмотров в день), Тюмени (www.tyumen.ru), Барнауле, Новосибирске, Омске, Иркутске, Кузбассе, Красноярске, Томске и других региональных центрах.

Предполагается, что влияние Запада на россиян с помощью региональных рычагов будет намного более эффективным, чем даже через федеральные каналы. Сообщается также, что в создание региональных сетей, которые объединят порталы в централизованную и оперативно управляемую систему, в ближайшее время будут инвестированы десятки миллионов долларов.

Вашингтон задумался над этим проектом после того, как практика работы с российской оппозицией не дала никаких результатов. В отличие от чисто политической составляющей, которую культивировали российские либералы, региональные электронные СМИ нацелены не на глобальную – и в целом отвлечённую, по убеждению россиян, информацию – а на проблемы конкретного региона. Включая проблемы ЖКХ и состояния дорог, подробности жизни и деятельности губернаторов, мэров, их жён и детей. Тщательная, профессиональная работа с таким взрывоопасным материалом, с учётом негативного отношения населения к местному руководству, способна в сжатые сроки сформировать нужное, тем или иным силам, массовое общественное мнение.

Если такое произойдёт на практике, информационное оружие с региональным, а не федеральным, прицелом станет намного более опасным, чем традиционная критика президента Путина и его министров.

При этом через региональные порталы в миллионы российских голов может быть вложена, в доступной форме, любая политическая информация, в том числе регулирующая (усиливающая или ослабляющая) отношение жителей субъектов РФ к той или иной нации и даже конкретной стране.

Это означает, что китайские СМИ, в значительном объёме представленные на территории России, должны принять эту информацию к сведению и как минимум насторожиться, не говоря уже о необходимости модернизации всего информационного потока.

Интересно, что информационный подход со стороны США кардинально отличается от подхода китайских средств массовой информации, которые, на российский взгляд, действуют по каким-то своим законам, ориентируясь на собственное понимание России, что в целом идёт мимо цели. Проще говоря, проамериканские издания, работающие в России, выискивают те внутренние струны (бытовые, социальные, общественные), которые свойственны российскому менталитету, а прокитайские просто рассказывают о хорошем Китае. Очевидно, что рано или поздно сработает подход, который говорит об актуальном, а не просто о хорошем и добром.

В этом плане пресса КНР кардинально проигрывает проамериканским СМИ, работающим на территории России. Кстати, почти то же самое можно сказать и о российских СМИ, работающих в направлении Китая: развлекательного толка информация, с цветными шариками и улыбающимися людьми, не решающая никаких прикладных задач, не затрагивающая ничего острого и не дающая рецептов по улучшению ситуации в той или иной «горячей» сфере.

Наблюдатели, непосредственно работавшие с китайскими СМИ – русскоязычным телевидением, радио, интернет-сайтами – почти в один голос говорят о том, что китайская сторона не стремится прислушиваться к мнению российских специалистов, делая только тот информационный продукт, который нравится самим китайцам, поэтому кажется им наиболее подходящим и для российской аудитории тоже. Возможно, такой подход приемлем – но только в некоем абсолютно спокойном, отвлеченном, придуманном идеальном мире, которого не может быть в принципе, когда все страны живут в согласии друг с другом. Когда США по-настоящему дружат и с Россией, и с Китаем, и с Северной Кореей.

Если США действительно реализуют заявленную программу, то на их пути не возникнет никаких препятствий, так как у региональных российских СМИ, за все двадцать лет существования новой России, денег нет и не было. Они с радостью отреагируют на предложение о финансовой помощи, тем более что такое предложение поступит явно не напрямую от Госдепа и поступаться патриотическими принципами редакторам не придётся. Это создаст условия, при которых могут быть переподчинены не только уральские и сибирские интернет-порталы (а также, не исключено, и «загибающиеся» сегодня районные газеты), но и стратегические дальневосточные – во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре, Магадане, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске.

Такой проект может достаточно быстро перевернуть всю ситуацию на Дальнем Востоке, вразрез с задачами стратегического российско-китайского партнёрства, подорвав его изнутри. Чтобы этого не произошло, Россия и Китай должны оценить то, чем занята, чем наполнена масса электронных и печатных изданий, которые формально работают на их совместные интересы – но при этом неинтересны почти никому.

Более точное наполнение изданий, работающих в российско-китайской сфере – задача, которая не терпит отлагательств. В противном случае, может быть поздно.

 

Григорий Трофимчук,

Ведущий эксперт Департамента политического консалтинга РАСПП



Возврат к списку