+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Дискуссия в российских СМИ: накормит ли Китай Россию?

14.08.2014

В связи с ответными мерами Москвы на западные санкции, а также оперативным созданием в КНР оптовых площадок по экспортированию в Россию овощей и фруктов (http://www.raspp.ru/novosti/raspp_akcii/kitajskij_prodovol_stvennyj_koridor_v_rossiyu_stremitel_no_rasshiryaetsya/), в российских средствах массовой информации разгорелась дискуссия по поводу качества продовольствия из Поднебесной.

К сожалению, российское общественное мнение пока что отстаёт от экономических задач и не подготовлено к переориентированию части отечественного рынка питания с Запада на Восток, с Европы на Азию. Об этом, в частности, говорят мнения экспертов, собранные и опубликованные одним из ведущих российских изданий «Аргументы и Факты».

Так, шеф-редактор информационного издания РАСПП-Новости (Деловые Новости Евразии) Григорий Трофимчук заявил АиФ, что у России есть опыт работы с китайскими производителями, и он позитивен. «Русско-Азиатский Союз уже несколько лет работает с китайским производителем, и мы можем уверенно сказать, что Китай применяет современные сельскохозяйственные технологии, которые позволяют выращивать качественный продукт. Наоборот, это как раз тот самый глянцевый овощ, который почти невозможно есть, приезжал в Россию из Европейского Союза до применения санкций. Овощи и фрукты из стран Европы представляли собой красивую картинку, не имеющую вкусового наполнения и витаминов. Но про китайские овощи и фрукты такое говорить не приходится!»

По данным шеф-редактора РАСПП-Новости, нареканий в сторону удобрений, которые используются в китайском агропромышленном комплексе, никогда не было. В своё время СССР тоже вёл грамотную агропромышленную политику, добиваясь прекрасных урожаев без ухудшения качества готового продукта, и без этого было нельзя, так как растения, в таких огромных объёмах, требуют бережного ухода.

«Уверен, что российскому потребителю совершенно не стоит опасаться поставок из Китая и Азии», – говорит Трофимчук. Есть в китайском агромроме и свои бренды, известные российскому потребителю, как, например, пользующиеся успехом в России китайские груши. «И, конечно, не стоит забывать о низкой цене овощей и фруктов из КНР, по сравнению с европейскими поставками».

Однако другие специалисты из России придёрживаются иного мнения в отношении китайской аграрной продукции. Например, Владимир Мурашев, заместитель заведующего кафедрой «Высших растений» МГУ им. М. В. Ломоносова, заявил АиФ, что «высокая плотность населения в стране и большое количество ртов, которые надо прокормить, ведёт к тому, что китайское сельхозпроизводство работает на износ».

«В Поднебесной огромное количество полей, которые после долгого использования уже не имеют плодородной почвы», — рассказывает он. «А это значит, что для выращивания овощей и фруктов на своей территории китайским производителям приходится использовать огромное количество микро- и макроудобрений, без которых урожая попросту не будет».

В. Мурашев рассказывает, что лично был свидетелем следующего: китайцы арендовали на Дальнем Востоке российскую землю, где выращивают многие плоды. Но на территорию никого не пускают и аграрными секретами не делятся: поэтому узнать, какую конкретно «химию» они используют, невозможно. «Но факт применения вредного для человека количества удобрений очевиден: их плоды блёклые, у них совершенно отсутствуют запах и вкус, — продолжает Владимир Мурашев. — Есть экземпляры, которые внешне выглядят вполне прилично, но, опять же, перенасыщенные удобрениями плоды и на вкус будут более пресными, чем их натуральные собратья».

Например, китайские сорта яблок, в отличие от большинства российских, могут лежать несколько месяцев, не испортившись при этом. Такие яблоки легко узнать на прилавке: они зелёного цвета, имеют толстую кожуру, кисло-сладкий привкус и минимальное количество витаминов. «Советую российскому потребителю даже при наличии на рынке китайского товара выбирать крымские и абхазские, пусть тепличные, плоды. Поставки из этих регионов России должны вот-вот начаться», — говорит В. Мурашев. Из чего же «химичат» китайские производители? – ставит в итоге вопрос представитель МГУ.

«Вопрос о качестве овощей и фруктов злободневен. Уже сейчас покупатели встревожены: будут ли тщательно проверять поставки из Китая? — добавляет Алексей Медников, председатель Совета некоммерческого партнерства «Росконтроль». — Ситуация не позитивна: в 2010 г. в России была отменена обязательная сертификация пищевых продуктов и введено декларирование соответствия. При этом ответственность за безопасность продукции ложится только на декларанта — изготовителя или продавца».

По его мнению, фактически это значит, что «любой производитель может сам, без участия органа по сертификации и независимого эксперта, принять декларацию – и этого достаточно! Захотел ввезти любой опасный продукт, берёшь подставное лицо, «оформляешь» на него сколько угодно деклараций и — в торговлю».

«По сути, наличие всех возможных пестицидов в овощах-фруктах на российском рынке никто не проверяет. Это очень дорого: партия таких овощей выйдет на вес золота, — подытоживает Алексей Медников. — Осуществляется лишь выборочный контроль продукции за пестицидами — глобальными загрязнителями, многие из которых уже давно не используются, но продолжают циркулировать в биосфере. А те новые пестициды, которые производители сельхозпродукции реально используют, в продуктах никто из контролирующих органов не определяет: дорого».

Все эти мнения (полностью: http://www.aif.ru/money/economy/1315160) говорят о том, что информационное поле России, в отличие от экономики, для продовольственного переориентирования страны с Европы на Азию, к сожалению, ещё не совсем готово. Над этим надо работать вместе, и российским, и китайским средствам массовой информации, а также учёным обеих стран, которые смогут дать своё компетентное заключение.

В противном случае, через общественное мнение США и ЕС смогут достаточно легко влиять на отношение россиян к китайским сельскохозяйственным продуктам, снижая эффективность глобальной продовольственной политики Москвы. Продукты будут качественными (и, кстати, доступными по цене), но при этом многие россияне будут убеждены в обратном. Другими словами, с китайскими продуктами может произойти примерно то же самое, как когда-то с китайской промышленной маркой «Made in China», имидж которой пришлось исправлять в общественном российском сознании долгие годы. Сейчас, учитывая стратегическую значимость российско-китайских отношений, этой ошибки повторить нельзя.

 

РАСПП-Новости (Деловые Новости Евразии)

Фото: www.globallookpress.com



Возврат к списку