По мере развития и укрепления экономик России и КНР, их стратегическое взаимодействие приобретает существенное значение не только в регионе, но и в мировом масштабе. Всестороннее сотрудничество в рамках международных организаций и объединений содействует продвижению интересов двух стран во всех сферах общественной жизни. Основные принципы современных китайско-российских отношений отражены в «Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР» и официально определяются сторонами как равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Всего заключено более 300 межправительственных договоров и соглашений, которые охватывают практически все области сотрудничества.
Одним из ключевых проектов в современных дипломатических отношениях России и КНР является Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), образованная участниками «Шанхайской пятерки», т.е. Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и присоединенным к организации Узбекистаном. В 2017 году Индия и Пакистан также стали полноправными членами ШОС. Изначально, организация ставила своей целью стабилизацию обстановки, противодействие терроризму, сепаратизму, экстремизму и наркотрафику в странах Центральной Азии, однако уже через год после подписания первого соглашения, было решено расширить формат в экономической, энергетической, научной и культурной сферах. В рамках долгосрочных целей, основополагающей можно выделить создание Зоны Свободной Торговли, которая создаст благоприятные условия для региональной торговли и инвестиций. Подобный проект выступит огромным стимулом для экономик, увеличит уровень занятости и благосостояния, а также расширит сферы сотрудничества и повысит привлекательность организации на международной арене.
Сотрудничество России и Китая уже давно не ограничивается региональными объединениями. В 2009 году пятерка наиболее быстро развивающихся крупных стран – Бразилия, Россия, Индия, КНР подписали соглашение о создании новой организации, которая получила название BRICs. После присоединения в 2011 году ЮАР, организация окончательно оформилась в BRICS и на данный момент не рассматривает варианты расширения. Выделяют несколько направлений развития и сотрудничества в рамках БРИКС:
1) создание благоприятной среды для инвесторов и содействие инвестициям;
2) повышение устойчивости ко внешнеэкономическим потрясениям;
3) укрепление экономического роста с целью снижения уровня бедности и безработицы;
4) ускорение инновационного экономического роста, основанного на развитии новейших технологий;
5) наращивание взаимодействия между странами БРИКС и другими международными организациями.
Для финансирования проектов устойчивого развития и создания инфраструктуры лидерами БРИКС было принято решение о создании Нового Банка Развития, который смог бы дополнить деятельность уже существующих международных и региональных финансовых институтов. Один из наиболее крупных по своему масштабу и значимости проект, финансируемый в России – строительство двух гидроэлектростанций в Карелии. Кредит предоставлен совместно с ЕАБР и МИБ в размере 8,15 млрд. рублей. Еще один немаловажный для жителей Приволжья проект «Развитие систем водоснабжения и водоотведения в городах Российской Федерации» был профинансирован на сумму 320 млн. долларов в 2018 году. НБР также поддерживает программы, направленные на реставрацию культурного наследия, транспортной инфраструктуры и улучшения экологической обстановки.
Помимо поддержки национальных проектов, БРИКС анонсировали создание единой платежной системы BRICS Pay, которая сможет перевести расчеты и платежи на национальные валюты стран-участниц и посодействовать отказу от доллара в международных транзакциях.
Одним из наиболее продолжительных проектов сотрудничества РФ и КНР является «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)», в составе которого в настоящее время входят 21 государство. Форум АТЭС представляет собой уникальное явление в мировой экономике и политике, так как охватывает страны, расположенные на четырех разных континентах. Помимо этого, группа ведущих мировых держав (США, КНР, Россия, Япония) - ядро форума, что, с одной стороны, может углубить интенсификацию международного сотрудничества, а с другой породить конкуренцию за лидерство и продвижение собственных целей. Приоритетные направления развития для России в рамках АТЭС:- Преодоление разрыва в экономическом развитии и интеграция удаленных территорий в целях устойчивого развития АТЭС;
- Развитие международного взаимодействия между инновационными кластерами и регионами экономик АТЭС;
- Регулирование новых технологических рынков;
- Предоставление государственных услуг в электронном формате;
- Защита прав интеллектуальной собственности в торговле цифровым контентом и прочие.
Одним из основных механизмов сотрудничества между Китаем и Россией является Российско-Китайская Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств, а также 12 отраслевых подкомиссий. Подобный механизм регулярных встреч создан для координации двустороннего сотрудничества в торговой, экономической, военной, научно-технической, энергетической, транспортной, в сфере ядерной энергетики и других областях.
Для развития отношений граничащих регионов России и Китая была образована межправительственная Российско-Китайская Комиссия по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР. Благодаря тесному сотрудничеству в регионе, появились 18 территорий опережающего развития и 5 свободных портов, в которых сформировался самый низкий уровень налоговой нагрузки на всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Завершилось строительство трансграничных переходов через Амур Благовещенск-Хэйхэ и Нижнеленинское - Тунцзян.
Китай – ключевой партер России на международной арене. Тесное взаимодействие между двумя странами осуществляется через сотрудничество в рамках многосторонних организаций и форумов, прежде всего ООН, ШОС и БРИКС. Ведется работа по формированию Большого Евразийского партнерства через сопряжение ЕАЭС и проекта «Один пояс-один путь». Дальнейшее углубление двусторонних отношений России и Китая – веление времени, отвечающее интересам граждан обеих стран, способствующее стабильности и процветанию региона, прочного мира и устойчивого развития.