На этой неделе мы поговорили с Волковым Юрием Геннадьевичем – депутатом Государственной Думы, членом комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, который поделился с РАСПП свежими новостями о мерах государственной поддержки бизнеса и населения.
Как вы оцениваете меры поддержки для малого и среднего бизнеса в кризис, предложенные Правительством? Каких мер на ваш взгляд не хватает?
Новый антикризисный план старался охватить все отрасли, наиболее пострадавшие от пандемии. При разработке этого плана учитывались и данные соцопросов, и уже исходя из них принимались рациональные и взвешенные решения. Так, Принятый план с сопутствующими доработками по правкам Президента, благоприятно скажется на развитии предпринимательского сообщества в стране. Кроме того, важно снижение социальных взносов, это самая прорывная мера, которая может способствовать легализации отдельных видов малого и среднего бизнеса и выходу из «тени» некоторых предпринимателей. На мой взгляд налоговые и кредитные льготы существенно облегчили жизнь российскому бизнесу, однако сейчас важно сосредоточить внимание на промышленных производствах, ведь сейчас они инертны, так как не знают сколько им производить товара, при вероятной второй волне Covid-19 их продукция просто сможет не найти рынок сбыта, а если повторной вспышки удастся избежать, то недостаток продукции моментально отразиться на цепочках поставок, что спровоцирует репутационные потери. Я считаю, что мы прежде всего должны поддержать компании и производства, которые активно внедряют цифровые технологии и экологичные производства. Те, кто с советских времен ни разу не модернизировал свой завод или комбинат, выглядят как утопающие, спасение которых должно стать их же делом. Если одни владельцы или руководители стараются упросить жизнь сотрудников путем автоматизации, сделать производства менее вредными, чтобы по выходу на пенсию сотрудники действительно отдыхали и не лечили болезни, вызванные тяжелым трудом, то лучше поддержать их, чем те, кто просто выжимали все соки из разваливающегося производства.
Как на ваш взгляд будет развиваться ситуация с коронавирусом в России? Почему встране или в Москве не вводится чрезвычайное положение? Что этому препятствует?
Президент недавно заявил о вероятности второй волны коронавируса, но нужно рассматривать это заявление не как возможность всех запугать, а как угрозу, при которой все отрасли должны быть приведены в боевую готовность. Введение чрезвычайного положения предполагает приостановление деятельности всех производств и компаний, предоставляющих товары и услуги, причем это довольно затратный процесс, и в случае введения ЧС, мы не смогли бы оказать те меры поддержки бизнесу и населению, которые есть на текущий момент, а это более 7,3 трлн рублей или 6,6% ВВП. При этом ЧС вводится, как правило в случае паводков или сильных пожаров, то есть при таких условиях, когда сохраняется угроза жизни людей и они не в состоянии сами себе помочь. Спрятаться от Covid-19 можно в стенах родного дома, где ничего тебе не угрожает, поэтому говорить о чрезвычайном положении по всей стране неразумно.
РАСПП на основе соцопроса среди предпринимателей предложил собственныемеры поддержки. Как вы их оцениваете? Что препятствует введению этих мер?
В целом часть мер уже реализована, например те же кредитные каникулы. Притом Ваши идеи публиковались в прессе, и вероятно это было учтено при разработке антикризисного плана. Что касается понижения НДС до 16%, то идея хороша и могла бы действительно помочь предпринимателям, однако в таком случае мы жертвуем наполняемостью бюджета, а значит, и социальными обязательствами перед наименее защищенными слоями населения, на которых предусматриваются выплаты из бюджета. При понижении налога бюджет недополучит 2-2,5 трлн рублей, что повлияет на социальные выплаты, предусмотренные Правительством.
Сейчас основная политическая жизнь перенеслась в Московскую Мэрию и в Правительство РФ, в Координационный Совет по борьбе с распространением коронавируса входят представители обеих структур. Что насчет Госдумы? Есть ли инициативы по борьбе с Сovid-19, которые были предложены нижней палатой Федерального Собрания, какие были воплощены?
На сайте Госдумы появился целый раздел, посвященный мерам поддержки, которые были инициированы именно нижней палатой: http://duma.gov.ru/news/48314/ . Именно от Госдумы пошла инициатива по выплатам врачам, которую потом поддержал и Президент. Сейчас мы сфокусировались на фармацевтическом рынке, в частности предложили усилить контроль над подлинностью лекарств, а также узаконили онлайн-продажу лекарственных средств. Кроме того, мы инициировали освобождение от выплат НДФЛ на доплаты работникам социальных учреждений за период с 15 апреля по 15 июля. Также мы предложили внедрить платформу, которая уже работает на сайте Правительства, где можно узнать какие меры поддержки подходят именно вам, заполнив небольшой опросник.
Забайкальский край традиционно привлекателен для китайских инвесторов. Какиепроекты перспективны для инвестиций в этом году? Есть ли что предложить этому региону в качестве инвестиций со стороны КНР?
Разумеется. Китай активно инвестирует в Забайкальский край, в частности планируется реализация крупного проекта по строительству трансграничного туристического кластера на границе Забайкальска и Маньчжурии, площадью почти 100 гектаров. Кластер включит в себя развлекательные и деловые центры, а объем инвестиций оценивается в 50 млрд рублей. Также в городе Краснокаменск планируется построить завод по производству жидкого синтетического топлива, изготовленного из бытовых и коммунальных отходов, излишки этого топлива будут экспортироваться в Монголию и Китай. Кенонский и Кадалинский промышленные парки в Чите также будут предполагать участие иностранных инвесторов, преимущественно китайских. Эта зона будет специализироваться на производстве потребительских и продовольственных товаров, строительных материалов и конструкций, бытовой, коммунальной, строительной и другой техники. Также к крупным проектам относится Удоканское месторождение, в разработке которое принимают участие наши китайские партнеры. Забайкальский край может предложить инвесторам уникальные возможности в самых различных индустриях и рынках.
Какие проблемы МСП есть в вашем регионе? Как удалось их решить? Как помогает Госдума в решении этих проблем?
Зачастую малый и средний бизнес хочет сотрудничать с Китаем, но не обладает достаточными знаниями о специфике бизнеса в Азии. У МСП, как правило, не хватает компетенций и навыков: люди не всегда понимают, как и где искать партнеров, как привлечь финансирование в проект, как проверить контрагента или составить договор. Для этих целей мы сотрудничаем с деловыми объединениями такими как РАСПП, которые помогают делиться опытом и контактами, что крайне важно для наших предпринимателей, особенно в текущей ситуации.Сейчас, особенно в условиях пандемии Госдума создала Комиссию по вопросам поддержки МСП, где предприниматели смогут получить консультативную помощь. Данная инициатива еще полезна тем, что органы власти могут быстрее получать обратную связь от пострадавших отраслей бизнеса, и тем самым более оперативно реагировать и внедрять новые меры поддержки.
Вы являетесь членом Российско-китайской парламентской группы. Расскажите подробнее про ее деятельность.
Группа – это важный инструмент общения с нашими коллегами из ВСНП Китая. Недавно проходил съезд, который значимым как для России, так и для всего мира. Группа помогает быть в диалоге с нашими китайскими партнерами, находить точки сопряжения как по межпарламентской работе, так и по продвижению интересов Забайкальского края, который я представляю в Государственной Думе. Партнеры из РАСПП научили меня, что при общении с китайскими партнерами самое важное – это личные отношения, которые затем помогают развивать уже реальные проекты. Поэтому мы дружим, обмениваемся личными новостями, а также обсуждаем интересы забайкальских экспортеров и помогаем привлекать инвестиции, развиваем межрегиональные связи и отношения.