+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Медведев: Миграцией надо управлять

09.08.2012

Медведев: Миграцией надо управлять

Председатель Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ провёл заседание кабинета министров, на котором одним из главных вопросов стало рассмотрение «Концепции государственной миграционной политики на период до 2015 года» в практическом аспекте. Премьер подчеркнул, что процессы миграции носят постоянный характер, и их не надо бояться, ими надо управлять. Д. Медведев в очередной раз указал, что ни в коем случае нельзя допускать на территории страны формирования анклавов из числа иностранных граждан.

РАСПП публикует выдержку из стенограммы заседания:

... Д.А. Медведев: Теперь по повестке дня. Первый вопрос посвящён теме, которая волнует огромное количество людей – миграции. Только в первом полугодии в Россию приехало свыше 8 млн иностранных граждан, сейчас в стране находится более 10 млн мигрантов. Но это, как всегда, оценки весьма и весьма приблизительные. С другой стороны, это сравнимо с населённостью такого мегаполиса, как Москва. Ключевая задача – создать цивилизованный и сбалансированный рынок труда (что нам пока не удалось) и обеспечить нашу экономику квалифицированной рабочей силой. Процессы миграции носят постоянный характер. Их не нужно бояться, но нужно ими управлять, и это, может быть, главное. Наши граждане тоже уезжают за границу, к сожалению, это люди обычно с высшим образованием, хорошим образованием и профессиональной подготовленностью. К нам же в основном едут работники низкой квалификации, которые с трудом объясняются на русском языке, очень часто не знают ни наших законов, ни нашей культуры, поэтому даже в этом плане работа предстоит очень серьёзная.

Если привлекать иностранных специалистов (я об этом неоднократно говорил), то, конечно, по наиболее дефицитным и востребованным профессиям, причём не в ущерб нашим людям, российским гражданам, которые претендуют на эти места. То есть, иными словами привлекать нужно на те места, на которые нет заявок со стороны российских граждан.

Важно не допускать негативных проявлений всякого рода, включая формирование анклавов из числа иностранных граждан. Это негативное явление. Государственная миграционная политика пока не вполне отвечает этим задачам и тем изменениям, которые происходят во всём мире, поэтому мы должны, ещё раз подчеркну, самым кардинальным образом изменить управление миграционными процессами. На это нацелена концепция миграционной политики на период до 2025 года, которую мы обсуждали на заседании Совета безопасности в апреле этого года. В настоящее время она утверждена Президентом, Правительству поручено разработать и утвердить план реализации. Все предложенные в плане меры должны, с одной стороны, быть направлены на укрепление правопорядка, ужесточение наказания вплоть до уголовной ответственности в отношении нарушителей миграционного законодательства, а с другой стороны (это оборотная сторона этой работы) – давать дополнительные преференции для законопослушных граждан, квалифицированных и востребованных на рынке иностранных работников.

Конечно, нужно давать зелёный свет иностранным предпринимателям, специалистам, хорошо профессионально подготовленным, преподавателям, учёным, способствовать студенческой миграции. У нас есть ещё два момента, на которые здесь нужно обращать внимание: Единое экономическое пространство с Белоруссией и Казахстаном, это первое, и второе – Дальний Восток, потому что это край, действительно, дальний, там немного людей живёт, к сожалению, и задача защиты наших дальневосточных территорий от избыточной экспансии граждан приграничных государств сохраняется...

... Давайте начнём работу. Начнём с комплексного плана реализации концепции государственной миграционной политики, как я и анонсировал. Слово – директору ФМС Константину Олеговичу Ромодановскому.

К.О.Ромодановский: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемый члены Правительства! Проект плана реализации первого этапа концепции миграционной политики до 2015 года разработан в соответствии с решением Совета безопасности от 27 апреля. Проект согласован с 15 федеральными органами исполнительной власти. В работе над проектом приняли участие представители экспертного сообщества. Прежде всего это - члены рабочей группы по разработке социально-экономической стратегии до 2020 года, а также представители Общественной палаты. При подготовке плана была продолжена практика широкого обсуждения: мы размещали на сайте ФМС все варианты документа. Кроме того, обсуждались наиболее резонансные темы. Был организован опрос по теме усиления ответственности за нарушение миграционного законодательства. По данным средств массовой информации, потом подтверждённым ВЦИОМ, три четверти респондентов поддержали подобные меры.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению основных положений проекта плана, очень кратко остановлюсь на сегодняшней миграционной ситуации в России. С апреля миграционная ситуация в целом существенных изменений не претерпела. На территории Российской Федерации на сегодня находится, по данным нашей информационной системы, более 10 млн иностранных граждан. 42% из них прибывает с целью, не связанной с трудовой деятельностью, – лечиться, учиться, в гости. 17% законно осуществляют трудовую деятельность. 21% граждан - об этом наша ГИСМУ (Государственная информационная система миграционного учета) говорит - находится в стране с превышением срока пребывания. Мы полагаем, что они нелегально осуществляют трудовую деятельность.

Как Вы помните, два года назад, 1 июля 2010 года, одновременно были введены в действие преференции для высококвалифицированных специалистов и введён институт патентов для работы физических лиц. С этого момента число законно работающих иностранцев выросло более чем в 2 раза, это видно на диаграмме. Количество высококвалифицированных и квалифицированных специалистов составило немногим менее 33 тыс. человек. За прошедшие шесть месяцев текущего года иностранцам оформлено более 100 тыс. разрешений на временное проживание, 60 тыс. видов на жительство, 45,5 тыс. человек получили гражданство. За полгода привлечено к ответственности более 300 тыс. иностранных граждан. С помощью нашей информационной системы активно реализуется норма, предусматривающая закрытие въезда в Российскую Федерацию лицам, совершившим административное правонарушение. Я имею в виду иностранцев. На 1 июля 2012 года принято решение (это за полгода) о запрете въезда в Российскую Федерацию более чем 37,5 тыс. иностранных граждан.

Теперь непосредственно о проекте плана. План структурно состоит из трёх разделов: первое – нормативно-правовое обеспечение реализации концепции, второе – организационное, информационно-аналитическое и научное обеспечение, третье – международное сотрудничество. Первый раздел предусматривает разработку девяти законопроектов и трёх постановлений Правительства, вносящих, прежде всего, изменения в законодательство, направленные на усиление ответственности за нарушение миграционного порядка. Эти законопроекты разработаны и 30 июля уже внесены в Правительство. Во-первых, это изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на усиление ответственности за организацию незаконной миграции. Данное деяние, по нашему мнению, должно квалифицироваться как преступление средней тяжести, а совершённое группой лиц по предварительному сговору – как тяжкое. Будет также подготовлен блок поправок в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, за повторное нарушение иностранным гражданином въезда, режима пребывания, осуществление трудовой деятельности без разрешения будет установлена ответственность в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Будет также усовершенствована ответственность работодателей за нарушение установленного порядка привлечения иностранных граждан. В 2013 году изменения в законодательство будут направлены на совершенствование порядка въезда, пребывания и проживания на территории Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан, в которых заинтересована Российская Федерация. Это инвесторы, предприниматели, студенты, преподаватели, представители науки. Кроме того, предусматривается модернизация институтов временного проживания и вида на жительство. Будет также создана правовая основа для введения Федеральной государственной информационной системы учёта населения. Это позволит повысить эффективность принятия решений в сфере внутренней миграции.

В 2014 году планируется корректировка законодательства в целях совершенствования регулирования трудовой миграции, а именно: порядка определения потребности в иностранных работниках и их привлечения к трудовой деятельности, подготовки различных программ трудовой миграции, включая организованный набор, модернизации патентного порядка. В этом же законопроекте найдут своё отражение и новеллы в отношении трудовой деятельности и медицинского страхования иностранных студентов. Наибольшие изменения, безусловно, затронут федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан». Остальные указанные в плане законопроекты предусматривают реализацию основных направлений и концепций в сфере внутренней миграции граждан Российской Федерации, содействуют добровольной образовательной и академической миграции в Российскую Федерацию, выполнению гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов (я имею в виду закон «О беженцах»). Кроме того, будут внесены изменения в законодательство, вводящие обязательный экзамен для отдельных категорий иностранных работников по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации. В течение трёх месяцев после принятия федеральных законов будут подготовлены соответствующие подзаконные акты.

Второй раздел плана включает в себя мероприятия по подготовке двух практических планов по совершенствованию образовательной миграции и повышению инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока и Байкальского региона. В этом же разделе предусмотрена подготовка предложений по совершенствованию механизма трудоустройства граждан Российской Федерации в других местностях, в том числе в целях обеспечения инвестиционных проектов кадрами требуемой квалификации, а также по обеспечению доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса.

Третий раздел – международное сотрудничество, он предусматривает работу по заключению международных соглашений. Во-первых, это международные соглашения, направленные на создание отдельных преференций для квалифицированных работников и членов их семей. Эти соглашения нацелены на долгосрочное привлечение таких специалистов на работу в Россию.

Далее, это соглашения со странами СНГ об организованном привлечении иностранных работников. Мы практически работаем по этому направлению, ведём переговоры с таджикскими, киргизскими, узбекскими, армянскими и молдавскими партнёрами, будем продолжать работу по заключению соглашений о реадмиссии. Мы ведём реадмиссионный диалог с 49-ю странами, с 37-ю из них заключены международные договоры о реадмиссии, реадмиссионные процессы выполняются в полном объёме.

В заключение отмечу, что в проекте плана нашли отражение все основные направления первого этапа концепции. Отчёт о выполнении мероприятий будет предоставляться в Правительство Российской Федерации в форме ежегодного доклада о миграционной ситуации в стране. Отвечать за подготовку будет Федеральная миграционная служба и ведомства-соисполнители. Поскольку тема миграции имеет большой общественный резонанс, предлагаю проводить в системе «Открытого Правительства» общественную экспертизу наиболее социально значимых инициатив, которые будут подготовлены в соответствии с планом. Предлагаю также обсуждать ход работы по плану на заседаниях Правительственной комиссии по миграционной политике, которая могла бы осуществлять и контроль его выполнения. Прошу поддержать проект плана и предложения по дальнейшей организации работы. Спасибо за внимание.

Д.А.Медведев: Спасибо большое, Константин Олегович, присядьте, пожалуйста. Присядьте, если что, вопросы какие-то будут, с места ответите.

Пожалуйста, коллеги, какие комментарии, дополнения, вопросы к докладчику по концепции и плану миграционной политики? Нет вопросов? Тогда есть предложение поддержать, в том числе последние позиции, которые были изложены руководителем Федеральной миграционной службы в части систематического обсуждения проблем миграции с гражданами в формате «Открытого Правительства» и на любых других площадках, потому что эта тема действительно волнует людей – это правда...

Фотоматериал предоставлен пресс-службой Правительства РФ



Возврат к списку