Ещё до начала всякой работы ведомство Виктора ИШАЕВА, созданное в новом правительстве Д. Медведева, пытаются обвинить в сепаратизме. Появились многочисленные комментарии по поводу наделения Министерства развития Дальнего Востока особыми полномочиями, которые в тех или иных случаях предполагают отменить вмешательство федеральных органов в дела ДВФО...
Ещё до начала всякой работы ведомство Виктора ИШАЕВА, созданное в новом правительстве Д. Медведева, пытаются обвинить в сепаратизме. Появились многочисленные комментарии по поводу наделения Министерства развития Дальнего Востока особыми полномочиями, которые в тех или иных случаях предполагают отменить вмешательство федеральных органов в дела ДВФО: http://news.mail.ru/inregions/ fareast/27/politics/9157711/?frommail=1
Кое-кто даже полагает, что реанимация призрака Дальневосточной Республики, которая образовалась на руинах разрушенной Февральской революцией Российской Империи, вполне возможна на практике, особенно в случае коллапса государства: http://colonelcassad.livejournal.com/750912.html
В этой связи стоит напомнить, что при создании федеральных округов, несколько лет назад, тема развала России зазвучала почти с той же силой, как сегодня по поводу «Дальневосточной Республики» на базе нового министерства Ишаева. Последний похожий информационный всплеск отмечался при создании СКФО. Однако время показало, что федеральные округа оказались всего лишь формальным поводом для удаления губернаторов с федерального уровня, поэтому не стоит преувеличивать и проблему ДВФО.
Теоретически, Россия может развалиться в тот момент, когда в Кремле появится слабый президент – при Путине этого не произойдёт. Опять же теоретически, для подготовки ситуации по обособлению ДВФО на этой территории должен пройти сравнительно долгий подготовительный период по обоснованию сепаратизма, массированной подготовке местного общественного мнения – естественно, на фоне появления ярких сепаратистских лидеров. Другим необходимым условием, которое может спровоцировать фактическое выделение «Дальневосточной Республики» из тела России, должно стать прекращение финансирования края из Москвы. Пока что получается слишком много «если».
Сама по себе перегрузка административного аппарата страны разного рода территориальными министерствами утяжеляет, замедляет его функционирование. В «новой России» сегодня в тысячи раз больше чиновников, чем в огромном СССР или ещё более необъятной Российской империи – хотя, по логике вещей, в уменьшенной стране их должно быть меньше.
Поэтому главной угрозой для страны является не сепаратизм, а хаотичная, бессмысленная управленческая структура, в которой или что-то сливают вместе, или вновь разделяют на дополнительные ведомства и агентства, и так без конца. Не исключено, что мысли об отделении Дальнего Востока возникнут в крае как раз на фоне бездействия нового бюджетного ведомства, а не по факту его создания.
Чтобы избежать разного рода угроз, министерство Ишаева должно иметь внятную программу подъёма Сибири и Дальнего Востока, под которую должна подгоняться соответствующая структура. Пока всё идёт наоборот: сначала кабинеты, сначала финансирование – и только потом тяжкие раздумья по существу.
Уже сейчас дальневосточный «кабинет министров» должен иметь внятные ответы на тысячу вопросов. К примеру:
- понизится ли внутрироссийская цена на авиабилет из ЦФО до ДВФО?
- когда конкретно Южные Курилы станут процветающим краем, чтобы автоматически исключить все разговоры о возможном отделении этой территории от РФ?
- сколько новых морских портов появится на континентальном побережье Охотского моря для массированного включения России в Азиатско-Тихоокеанский регион?
- когда Приморье станет вторым курортным «Сочи» для внутрироссийского отдыха, с учётом того, что Владивосток лежит на той же тёплой широте?
- будет ли реанимирована экономическая жизнь на БАМе и будет ли проброшена новая «евразийская», трансконтинентальная железнодорожная ветка для ускоренной перегонки грузов по линии Восток-Запад?
Если Виктор Ишаев имеет чёткие ответы хотя бы на эти пять вопросов, никакие подмётные разговоры о культивировании дальневосточного сепаратизма ему не страшны. Но судя по всему, таких ответов пока нет, иначе бы мы о них узнали.
Возможно, в поиске нужных решений новому ведомству помогут общественники, которые, по указанию премьера Дмитрия МЕДВЕДЕВА, должны появиться при каждом подразделении Правительства РФ.
Григорий Трофимчук,
Департамент политического консалтинга РАСПП