+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Музей Сычуаньского землетрясения – настоящее потрясение для туристов

15.10.2013

Музей Сычуаньского землетрясения – настоящее потрясение для туристов

Одним из настоящих потрясений для российских журналистов, участников пресс-тура по китайской провинции Сычуань, стало посещение мемориального музея, расположенного в посёлке Цюйшань и посвящённого жертвам разрушительного землетрясения, случившегося 12 мая 2008. Ещё более резким контрастом этот трагический объект выглядел на фоне сказочных и безмятежных достопримечательностей, составляющих главную визитную карточку провинции, которые мы успели осмотреть до него.

Кажется, только этот музей в какой-то степени способен поспорить с главным мировым брендом Сычуани, местной гигантской пандой, так как после трагической даты «5.12», навечно врезанной в чёрный мемориальный камень, Сычуаньское землетрясение – теперь также на слуху у всего мира. Навечно, навсегда.

Как известно, эта природная катастрофа, магнитудой 8 баллов, разразившаяся на границе равнинной части Сычуани и начала отрогов Тибета, Сино-Тибетских гор, унесла жизни более 69 тысяч человек (при этом около 18 тыс. жителей пропало без вести) и оставила без крова 290 тысяч, уничтожив огромное количество жилых домов, объектов инфраструктуры.

Но поражает здесь и другое: мужество жителей пострадавших районов, а также скорость оказания им помощи со стороны центрального правительства. Уже через несколько минут после первого страшного удара, который полностью отрезал коммуникации пострадавших районов с внешним миром, к эпицентру взрыва устремились все спасательные силы большой страны, услышав страшную тишину из этих мест. Из зарубежных спасателей – Россия была в числе первых, и китайцы об этом помнят.

Тяжелейшую борьбу пострадавших людей за выживание, до подхода внешней помощи, наглядно – живо, вплоть до физического ощущения – демонстрируют скульптуры, установленные в музейных залах. Люди, практически сросшиеся с камнем, выламываются из-под этого страшного покрова наружу, на свет и воздух. В этих произведениях современного искусства проявилась вся творческая сила их авторов, которые простыми, аскетичными средствами смогли донести до посетителей музея трагизм ситуации.

Не менее высоким проявлением духа китайского коллективизма стало оперативное восстановление пострадавших районов, о чём вам также расскажут сотрудники музея.

Экспозиция наглядно иллюстрирует масштабы восстановительных работ. Это не просто новые районы, а целые жилые города, которые появились на месте прежних, разрушенных землетрясением зданий: современные, красивые и, самое главное, сейсмоустойчивые.

Но самым трогательным экспонатом этого сурового места является стенд с фотографиями так называемых «вторых детей». Детей, которые родились у тех местных родителей, которые потеряли в этом аду сына или дочь. Российские журналисты долго стояли у этих фотографий, на которых улыбаются, смеются, спят новые, только что роившиеся сычуаньцы, пока что не ведающие того, благодаря какому случаю они появились на свет.

Главным испытанием для посетителей музей является круглый чёрный зал, в центре которого находится круглая площадка, на которую вас приглашают пройти исключительно по личному желанию.

Дело в том, что именно на этом кругу вам предлагается ощутить на себе ощущения местных жителей, подвергшихся удару стихии. Комплекс современных технических средств вполне позволяет это сделать, и, как ни странно, отказавшихся здесь почти не бывает. Русский, немец, итальянец – всем хочется хотя бы таким, опосредованным способом выразить свою сопричастность беде, солидарность с пострадавшими.

Ощущение реализма, личного присутствия на месте землетрясения вырастает, когда вам предлагают пройти в зрительный зал, на просмотр фильма об этом аде в формате 4D. Здесь также не было дезертиров: каждый посетитель подвергся добровольному испытанию, вплоть до ударов звуком, шумом, воздухом, светом, толчками – и даже водой, которая под чудовищным давлением вырывается из трещин во время разлома земной коры.

Музей построен в считанных километрах от эпицентра взрыва 2008 года, и, может быть, именно максимальное ощущение близости этой точки добавляет эмоций зрителю. Безусловно, решение о возведении такого специфического музея именно в этом месте было правильным, ведь музей в Чэнду хоть и был бы приближен к туристам, но производил бы далеко не тот эффект.

Кто-то из отъезжающих задался вопросом: а нужно ли тем людям, которые никогда не испытывали на себе подземных ударов, в принципе об этом знать? Нужен ли вообще такой музей? После небольшой дискуссии все сошлись на единственно верном решении: такой музей необходим, так как только таким, необычным, путём можно понять своих далёких китайских друзей, попавших в беду в тот страшный день, который не забудется уже никогда.

Двенадцатого мая 2008 года. Или, короче и проще: 5.12.

В день посещения музея в пострадавшем, пять лет назад, районе шёл дождь. И тяжёлые капли дождя, сквозь которые отъезжающие россияне смотрели на этот символ стойкости сычуаньцев, лучше всего отражал настроения и мысли всех, кто хотя бы раз посетил этот трагичный, но по-своему удивительный памятник, наполненный высоким смыслом и духом.

 

 

Григорий Трофимчук,

Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей,

Фото автора

* * *



Возврат к списку