Общественный совет города Москвы обсудил пути решения проблем, связанных с иностранными рабочими, на заседании круглого стола «Проблемы адаптации трудовых мигрантов в столице: здравоохранение, образование, социальная защита». Он был проведён в связи с многочисленными обращениями граждан по инициативе Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве.
В заседании приняли участие руководители профильных Департаментов Правительства Москвы, ведущие эксперты, представители общественности и национальных диаспор.
В ходе дискуссии участники обсудили вопросы обучения иммигрантов русскому языку; проблему отсутствия законодательных норм, обеспечивающих процесс их адаптации; неравенство социальных и трудовых прав российских и иностранных работников; механизмы усиления ответственности работодателей; эффективность борьбы с нелегальным трудоустройством иностранных граждан.
Начальник УФМС России по г. Москве Федор Карповец проинформировал собравшихся о миграционной обстановке в столице. Единовременно в столице находятся до 800 тыс. иностранных граждан, что подтверждают данные пограничной службы. В 2011 г. зафиксировано 1 млн 700 тыс. въездов, а с 2005 г. в Москву в течении года не было более 1 млн 800 тыс. въездов иностранцев.
Всё чаще иностранную рабочую силу используют фирмы-однодневки, из-за этого невозможно привлечь компании, нарушающие миграционное законодательство к ответственности. Для пресечения этого участники круглого стола предложили разработать механизм привлечения к ответственности генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан.
Член Комиссии Общественного совета по делам национальностей и миграционной политике Валентин Гефтер отметил, что «мы с вами тоже отвечаем за безнаказанность недобросовестных работодателей, когда не поставляем в правоохранительные органы соответствующую информацию». А ведь все мигранты, приехавшие в Москву легально, обладают теми же социальными правами, что и граждане РФ, и для эффективной защиты их прав необходимо давление общественности на представителей коммерческого сектора, наживающихся на мигрантах. Ряд проблем в миграционной политике Москвы, по его словам, заключаются в том, что на сегодняшний день нет комплексной программы по адаптации мигрантов, она «разбросана» по различным ведомствам.
Также в качестве меры воздействия на работодателей, незаконно использующих труд иностранных рабочих, была высказана инициатива об отстранении от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организаций, допустивших в предыдущие годы правонарушения как в порядке оформления иностранных граждан на работу, так и в отношении самих иностранных рабочих (невыплата заработной платы, утеря документов и пр.)
Председатель Комиссии Московской городской думы по соц. политике и трудовым отношениям депутат Михаил Антонцев считает, что необходимо ужесточить правила приезда в Россию семей мигрантов, которая может приезжать только в том случае, если иммигрант обеспечен нормальным жильем и доходами, позволяющими его детям чувствовать себя равноправными москвичами.
Замруководителя департамента труда и занятости населения города Москвы Александр Воронцов сообщил, что Департамент беспокоит подавляющий спрос работодателей на иммигрантов из безвизовых стран, прежде всего из СНГ, которых отличает устойчивая тенденция к снижению профессиональной квалификации, уровня владения русским языком, а также отсутствие социально-трудовых навыков. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в Москве за последние четыре года сократилась в четыре раза - до 136,4 тысячи разрешений. На 2012 год поступило 13,5 тысячи заявок от работодателей на 834 тысячи иностранных работников и до 1 мая проходит корректировочная кампания, и максимальное число разрешений - 200 тысяч, которое не будет превышено.
Замглавы Департамента образования правительства Москвы Наталия Шерри сообщила, что в школах столицы учатся 28 тыс. детей иностранных граждан - около 3% от общего числа школьников Москвы. Среди посещающих детские сады таких детей менее 1%. При этом следует учитывать, что в понятие «дети иностранцев», входят те, у кого хотя бы один из родителей - зарубежный подданный, при этом это не только выходцы из Средней Азии и Закавказья, но также и из Украины, Белоруссии и других государств планеты. "Каждая школа готова работать с таким ребенком", — заверила Шерри, подчеркнув, что совместно с Институтом развития образования прорабатываются подходы к обучению, позволяющие уже с 1 сентября минимизировать дискомфорт для детей приезжих. В этом году детей записывают в школы преимущественно по месту жительства.
Были затронуты и вопросы медицинского обслуживания иммигрантов. В частности, члены Президиума Общественного совета Мария Котовская и Тамара Зуева обратили внимание на особенности медицинского освидетельствования и лечения детей, ведь много жалоб вызывает платная диспансеризация для детей иностранцев, необходимая при поступлении в школу. Посещение специалиста обходится в 1500 – 1600 р., что дорого для большинства иммигрантов. Из-за этого в школы ходят дети не прошедшие реального медицинского освидетельствования. Должны действовать специальные медицинские комиссии, бесплатно проводящие диспансеризацию, что обойдётся обществу гораздо дешевле, чем бороться с эпидемиями. Тамара Зуева отметила необходимость параллельного медицинского страхования детей работающих иммигрантов, что в случае болезни ребёнка позволит сократить материальные риски семьи.
Был поднят вопрос о проблемах социального обеспечения детей иностранных граждан, в первую очередь приехавших из безвизовых стран. Было высказано предложение о дополнительном рассмотрении на межправительственном и межгосударственном уровне урегулирования правового статуса детей иностранных граждан. В том числе в случае нелегального нахождения на территории РФ родителей данного ребенка и разработки эффективного механизма обеспечения прав детей иностранных граждан на медицинское обслуживание, образование и пр.
Во время обсуждения прозвучали предложения включать в обязательное медицинское страхование трудовых мигрантов членов их семей, в первую очередь детей.
Участники заседания предлагали сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line.
Дополнительно было предложено сформировать перечень медицинских учреждений, уполномоченных выдавать справки для получения разрешения на работу по аналогии с перечнем поликлиник выдающим справки для получения вида на жительство.
Также ряд участников посчитал целесообразным обязать медицинские учреждения, прежде всего частные, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. А в случае укрывательства таких больных со стороны медицинских учреждений применять к ним санкции согласно действующему законодательству РФ.
Участники круглого стола отмечали, что бывают случаи, когда иностранные граждане, нарушившие сроки пребывания на территории России или иные пункты миграционного законодательства, вынуждены скрываться и находиться на нелегальном положении из-за боязни выдворения и запрета последующего въезда в страну сроком на пять лет. В качестве меры по разрешению этой ситуации было предложено применить в отношении нелегалов механизм легализации, разрешить их нахождение на территории России в соответствии с нашим законодательством применив штрафы без высылки. Отмечено, что эта инициатива требует особого изучения в области соблюдения законодательства РФ, действующих межгосударственных соглашений, процесса создания ЕЭП и возможного включения в него Киргизии.
В ходе дискуссии было отмечено, что на сегодняшний день не существует эффективного способа идентификации личности иностранного гражданина, находящегося на территории РФ без каких-либо документов. Бывают случаи, когда иммигранты уничтожают свои паспорта и вступает в действие противоречие с действующим законодательством, по которому человек должен быть отпущен в случаем задержания по истечении 48 часов, а посольство даёт ответ о его личности только через 2-3 месяца. А ведь он может представлять потенциальную опасность. В связи с этим, представляется целесообразным решить вопрос о размещении неустановленных лиц по решению суда в специализированный Центр впредь до установления их личности.
Участники круглого стола предложили ввести механизм дактилоскопии иностранных граждан не только обращающихся за разрешением на работу, но также и обращающихся за получением патента. Данные дактилоскопии необходимо сформировать в единый информационный банк для дальнейшего использования соответствующими службами.
Председатель ОКС при УФМС России по г.Москве Николай Алисов сообщил участникам о работе Совета, ставшего своеобразным приводным ремнём от общества к руководству миграционной службы Москвы, отметил рабочие отношения, сложившиеся с Общественным советом Москвы. Им было предложено продолжить обсуждение вопросов заседания и пригласить на следующую встречу представителей работодателей и профильных департаментов Правительства Москвы.
Руководитель миграционного проекта Международной организации труда Сандра Вермайтен сообщила собравшимся о разработанном МОТ учебном курсе для социальных работников, сталкивающимся в своей практике с мигрантами из Средней Азии и Кавказа.
По итогам круглого стола решено обобщить и систематизировать прозвучавшие предложения по развитию законодательства Москвы в области адаптации трудовых мигрантов. Консолидированные рекомендации круглого стола в ближайшее время будут переданы в профильные структуры Правительства Москвы.
Юрий Московский,
Фонд развития международных связей «Добрососедство»
Директор проектов
8-916-119-83-94, ksovet@gmail.
Руководителей управляющих компаний (УК) Москвы начнут штрафовать за проживание мигрантов в подвалах и на чердаках жилых домов
Общественный консультативный совет политических партий Московской городской думы (председатель Илья Свиридов) принял резолюцию «О МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ», в работе над которой активное участие принимали члены Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по городу Москве, в частности член ОКС ПП МГД Алексей Шапошников.
Согласно законопроекту, поддержанному на заседании ОКС, за проживание приезжих в неприспособленных помещениях в подвалах и чердаках предполагается штрафовать как управляющие компании, так и ДЭЗы с ЖЭКами. Ответственных физических предполагается штрафовать на 20-25 тысяч рублей, а юридические лица на 100-200 тысяч рублей. Председатель Общественно-консультативного совета политических партий при Мосгордуме Илья Свиридов заявил, что проект поддержал замглавы департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Антон Велиховский.
Специалисты по миграции поправки также поддержали. "Рабочих селят в подвалах не бесплатно, на проживании приезжих в не приспособленных для этого помещениях управляющие компании незаконно зарабатывают деньги, - заявил председатель международного альянса "Трудовая миграция" Николай Курдюмов. - Однако выгнать мигрантов зимой из подвалов на улицу - тоже не выход. Освобождение нежилого сектора от приезжих должно начаться тогда, когда уже будут готовы новые помещения для их проживания в цивилизованных условиях".
Портал «Добрососедство» публикует полный текст резолюции ОКС политических партий при Московской городской думе.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Заседания Общественного консультативного совета политических партий при Московской городской Думе
«О МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»
Миграционная обстановка в Москве характеризуется постоянно возрастающим потоком различных категорий мигрантов, приезжающих в столицу России как из регионов Российской Федерации, так и их зарубежных стран. По оценкам специалистов в Москве находится ¼ всех приехавших в нашу страну иностранцев, а в целом в Московском регионе сосредоточено более 1/3 всех мигрантов России.
(Информация о результатах работы УФМС России по г. Москве по состоянию на 01.2012 г. прилагается).
Значительная часть приезжих находится в Москве без регистрации, а многие иностранные граждане, законно пребывая в России в силу международных договоров и соглашений, работают в столице нелегально, не выплачивая налогов и создавая дополнительную нагрузку на городскую инфраструктуру. При этом нарушаются трудовые права иностранных граждан, с которыми зачастую не оформляются в законном порядке трудовые отношения, а официальная заработанная плата выдается на руки не полностью, при этом оставшиеся денежные средства присваиваются ненадлежащими лицами.
Следует отметить, что «теневой экономикой» охвачены не только иностранцы, но и приехавшие в Москву российские граждане, а также значительная часть москвичей.
Большие проблемы порождает слабость медицинского контроля, отсутствие должного медицинского обслуживания приезжих, многие и которых не имеют страховых полисов.
Правонарушения со стороны приезжих из российских регионов и иностранных граждан ведут к росту социальной напряженности, подрывают авторитет власти и вызывают справедливые нарекания жителей Москвы, вне зависимости от их национальности и вероисповедания.
Пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания предпочитают максимально экономить на своих сотрудниках, нанимая слабо контролируемый персонал из числа приезжих из государств СНГ. Организаторы работ, в числе которых предприниматели и муниципальные органы власти, нанимая граждан из других российских регионов и иностранных государств, не обеспечивают их жильем, и они нередко живут в местах, не предназначенных для этого: в промышленных зонах, в подвалах и на чердаках жилых домов.
В настоящее время во многих районах Москвы в неприспособленных для проживания помещениях жилых домов и в нежилом фонде, а также в отселенных домах проживают российские граждане и иностранные мигранты.
Эта ситуация, безусловно, порождена стремлением к незаконному обогащению со стороны управляющих компаний в сфере ЖКХ, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.
В результате возникли проблемы, требующие скорейшего решения:
- незаконное использование нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов, противоречащее всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;
- не соблюдение безопасности жилищного фонда и проживающих в нём граждан, а также нежилых и отселённых домов, повышенная опасность возникновения пожара в подвальных и чердачных помещениях, что подтверждается статистикой причин возгораний в подвалах и чердаках, причём нередки случаи трагедий с человеческим жертвам;
- проживание в нечеловеческих условиях, на нищенскую заработанную плату, выключенных из нормального социума людей приводит к опасности возникновения различных криминальных ситуаций, служит благодатной средой для преступности, ведёт к росту национализма и ксенофобии, ухудшает имидж нашего города и страны в целом.
В связи с вышеизложенным предлагаем:
- принять к сведению информацию УФМС России по г. Москве о деятельности по контролю в сфере регулирования миграции и наладить постоянное взаимодействие с Общественно-консультативным советом при УФМС России по г. Москве;
- рекомендовать правоохранительным органам, прежде всего полиции, а также ФМС, более активно взаимодействовать с Опорными пунктами охраны порядка, с Московским Городским Штабом Народной Дружины, молодёжными организациями и общественностью в рамках наведения порядка в столице и пресечения правонарушений со стороны, как иностранных мигрантов, так и российских граждан, приезжающих в столицу из российских регионов;
- одобрить установившуюся практику проведения регулярных крупномасштабных специальных мероприятий на территории города со стороны правоохранительных органов, направленных на выявление фактов нарушения миграционного законодательства иностранными гражданами, юридическими и физическими лицами, нарушающих установленный режим пребывания;
- одобрить практику регулярных проверок режимных территорий на предмет возможного незаконного пребывания российских и иностранных граждан;
- полиции, совместно с Московским Городским Штабом Народной Дружины усилить контроль за соблюдением миграционного законодательства на улицах, площадях, в московском метрополитене и в других общественных местах, а также активизировать работу по взаимодействии с УФМС России по г.Москве и Опорными пунктами охраны порядка по проверке законности нахождения в жилом секторе иностранных граждан и других приезжих;
- правоохранительным органам активизировать работу по выявлению и пресечению деятельности организаторов нелегальной миграции, незаконного использования иностранной рабочей силы и незаконного проживания в ненадлежащих помещениях;
- организовать выпуск соответствующей разъяснительной литературы для иностранных граждан и работодателей об их правах и обязанностях с привлечением к их разработке Федеральной миграционной службы России;
- содействовать созданию и функционированию специальных учебных курсов, помогающих иностранным мигрантам интегрироваться и адаптироваться к жизни в г.Москве;
- городским властям и общественности особое внимание уделять вопросам соблюдения трудового законодательства, миграционного законодательства, размещения приезжих, проведения с ними работы по социальной адаптации, изучения норм и правил поведения в обществе, изучения русского языка;
- рекомендовать Московской городской Думе принять к рассмотрению Законопроект, предложенный участниками Общественно-консультативного совета политических партий при МГД, по усилению административной ответственности должностных лиц ДЭЗов, ЖЭК и управляющих организаций, за попустительство нелегальному проживанию в объектах нежилого фонда в городе Москве.
Просим также Московскую городскую думу предусмотреть следующее:
1) расширить полномочия УВД г.Москвы и УФМС России по г. Москве по проверке жилых и нежилых помещений на предмет установления нелегального проживания российских и иностранных граждан;
2) усилить дисциплинарную ответственность для сотрудников правоохранительных органов и сотрудников органов городского самоуправления, в том числе Префектур и подчинённых им структур ЖКХ, за попустительство организации незаконного проживания мигрантов, а также установить ответственность за нелегальное проживание на подведомственной им территории;
3) исключить возможность использования отселенных или выселенных жилых домов для проживания в них российских и иностранных граждан, для чего оперативно решать вопросы о сносе таких домов независимо от статуса их нахождения в схеме коммуникационного снабжения;
4) предложить Правительству города разработать программу по переоборудованию нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях и оказании поддержки соответствующим структурам по расселению их в приспособленных для этого помещениях и зданиях;
5) решить вопрос о невозможности приема к рассмотрению заявок работодателей, в случае указания ими размера заработной платы ниже уровня в среднем по отрасли.