На этой неделе мы поговорили с Рустемом Ахметшиным - старшим партнером юридической компании «Пепеляев Групп», кандидатом юридических наук, адвокатом. «Пепеляев Групп» – ведущая российская юридическая компания, предоставляющая полный спектр правовых услуг во всех регионах России, странах СНГ и за рубежом.
-Сейчас у всех на повестке – распространение коронавируса и его влияние на экономику. Скажите, как коронавирус повлиял на работу Пепеляев Групп? Стало ли проще или, наоборот, сложнее работать на удаленке?
-Перейти на удаленную работу оказалось на удивление несложно. Может, сказалось то, что мы, юристы, нередко работаем вне офиса – в командировках, в офисе клиентов. Наши региональные офисы, особенно в Красноярске, Южно-Сахалинске, Владивостоке, вообще, можно сказать, постоянно работают на удаленной связи с Москвой.
И потом, благодаря тесным связям с китайскими партнёрами мы начали следить за ситуацией с эпидемией чуть раньше других. Видели, как ситуация развивается у них и какие меры принимаются. Общались с зарубежными коллегами, воспринимали их опыт. И когда это стало необходимо, потребовались считанные дни, чтобы все процессы были отлажены и работа продолжалась в новом режиме.
-Какие из мер государственной поддержки наиболее популярны среди Ваших клиентов? Как Пепеляев групп помогает их получить?
Мы информируем и консультируем клиентов по всевозможным мерам государственной поддержки, но наиболее востребованы отсрочки и рассрочки по арендным платежам, налоговые меры. Мы запустили специальный раздел на нашем сайте, где каждый день размещаем материалы по правовым вопросам в связи с пандемией, даем практические рекомендации, размещаем обзоры по региональным мерам поддержки.
-Сейчас многие консалтинговые компании открывают доступ к своей базе знаний или закрытой ранее аналитике. Есть ли такая практика у «Пепеляев групп»? Что нужно сделать, чтобы получить доступ к этой информации?
-Все, что касается клиентов и их проектов, разумеется закрыто и никогда не откроется, какая бы полезная информация там ни была. Но на нашем сайте можно найти достаточно материалов общего характера по разным отраслям права. Мы размещаем там главные новости об изменениях в законодательстве, статьи наших юристов, презентации экспертов и многое другое. Там же наши клиенты могут завести личный кабинет и самостоятельно управлять новостными рассылками.
А еще мы выстраиваем новые эффективные каналы коммуникации с клиентами: запустили Telegram-каналы, новый видеоканал на Youtube для экспертных обсуждений правовых новостей.
-Сейчас «Пепеляев Групп» активно работает со многими азиатскими странами: Китаем, Кореей, Японией. Как и почему «Пепеляев» начал поворот на Восток? Какие шаги Вы предпринимали? Какие из них оказались наиболее успешными, а какие наоборот?
-Ещё в 2013 году мы осознали, что азиатский бизнес играет всё более заметную роль, и будущее мировой экономики невозможно представить без Кореи, Японии и, конечно, Китая, который успешно конкурирует с США за звание первой экономики мира. Мы создали два подразделения – Chinese Desk и Korean Desk со специалистами, которые могут общаться с китайцами и корейцами на их родном языке. Мы системно и методично налаживаем связи с органами власти и деловыми сообществами обеих стран, проводим обучающие мероприятия как в России, так и в странах Азии.
За эти несколько лет я лично побывал в тех странах больше двух десятков раз. Ведь главное в отношениях с клиентами (и не только азиатскими) – доверие, которое невозможно без личного общения.Наши клиенты должны понимать, что мы действуем строго в их интересах и работаем на перспективу, на долгосрочное сотрудничество, что у нас нет цели сорвать где-то большой куш, потеряв доверие клиента.
-Восток – дело тонкое. Как отличаются принципы работы с китайскими, японскими и корейскими партнерами, а что, наоборот, является схожим?
Клиенты из стран Азии ценят внимание и вовлечённость консультанта в проект. Им важно чувствовать заинтересованность консультанта в поиске оптимального пути решения вопроса, самоотдача, а не соблюдение формальных процедур. И в то же время, нужно быть готовым, что за авральными днями последуют месяцы на принятие решений. Люди из этих древних цивилизаций в принятии важных решений спешки не любят и порой ведут себя так, будто у них впереди тысячи лет. Это безумно интересно, хоть чуть-чуть взглянуть на мир их глазами. И убедиться, что и они в своих подходах по-своему правы.
Конечно, отличия между китайцами, корейцами и японцами тоже существенны. Корейцы, мне кажется, больше всех похожи на европейцев: открытые и уже воспринявшие западную цивилизацию, технологичные, быстрые. Китайцы, как это ни странно, больше всех, по-моему, похожи на россиян: такие же разные, с культурной, социальной точки зрения, порой эмоциональные, порой закрытые. Японцы, на мой взгляд, - вообще самая уникальная культура в мире. Сдержанные, закрытые, стойкие, часто совершенно непонятные, но очень организованные. И все, конечно, очень ориентированы на социум, на коллектив, семью, в узком и широком смысле.
В китайской, корейской и японской бизнес-среде сильны связи внутри диаспоры, взаимное доверие и взаимопомощь, и иногда бывает непросто объяснить клиенту, что в России эффективнее работать с российским консультантом. Поэтому мы стараемся говорить с клиентом на одном языке и сделать наше сотрудничество максимально прозрачным, чтобы у клиентов из стран Азии не возникало сомнений и недопонимания.
-Кстати, а кто чаще обращается к Вам: российские предприниматели, которые хотят открыть для себя Азию, или азиатский бизнес, который планирует выйти на российский рынок? Есть ли у этих запросов отраслевая специфика? Какие вообще есть тенденции по количеству и по содержанию запросов за последние 5 лет?
-Мы получаем запросы как от российских, так и от китайских, корейских и других азиатских компаний. Совершенно очевидно, что интерес между Россией и странами Азии абсолютно взаимный. Но поскольку мы все же российская юридическая фирма и консультируем по российскому праву, то, пожалуй, естественно, что мы в большей степени обслуживаем азиатских клиентов, которые приходят в Россию, чем наоборот. Но в Китае и других странах у нас множество партнеров, которых мы всегда готовы рекомендовать нашим российским клиентам.
Наши клиенты интересуются самыми разными вопросами – корпоративным, трудовым, налоговым правом, вопросами защиты интеллектуальной собственности и даже антидемпинговыми расследованиями. Но мир меняется, и запросы клиентов тоже все время меняются.
Запросов, конечно, стало намного больше, хотя для этого потребовалось несколько лет выстраивания отношений, доверия, своего имиджа на рынке. И нас, конечно, радует тот факт, что наши азиатские клиенты рекомендуют нас своим друзьям и партнёрам.
-В какие еще страны Азии планирует выходить «Пепеляев Групп»? Что способствует расширению географии присутствия?
Все мы видим, как национальная экономика за эти годы поменяла вектор развития с западного на восточный. Очевидным стал огромный потенциал экономических отношений между Россией и Азией.
Мы продолжаем развивать китайское и корейские направления, ведём активную работу клиентами и партнёрами из Японии. В последнее время мы наблюдаем также рост контактов, клиентов из Индии и Сингапура. Но при этом вряд можно говорить о чёткой стратегии по выходу на какие-то зарубежные рынки. Для нас такое развитие всегда продиктовано потребностями наших клиентов и общем уровнем экономических отношений на уровне государств.
-Какие юридические лайфхаки вы можете дать новичкам, выходящих на рынок КНР, Южной Кореи, Японии?
-Пожалуй, самое главное – не бояться выходить из зоны комфорта и не опасаться того, что мы разные. Надо стараться изучать культуру страны, с которой ты собираешься работать, и тогда многие непонятности вдруг проясняются, и отношения с азиатскими партнерами становятся проще и приятнее. Важно вовремя обращаться к консультантам и в отраслевые ассоциации за советом и помощью.
-Бытует мнение, что как российские, так и китайские контрагенты работают по принципу: «пока гром не грянет – мужик не перекрестится», то есть обращаются к юристам только тогда, когда проблема уже существует. Насколько это соответствует действительности? Как «Пепеляев Групп» помогает разрешить эти споры? Часто ли российская сторона добивается справедливости?
-Если говорить о серьезных компаниях, то они уже достаточно у нас освоились, чтобы понимать: проблемы лучше предотвратить, выйдет дешевле и полезнее для дела.
Поэтому и российские, и китайские клиенты всё чаще обращаются к нам именно с тем, чтобы заранее просчитать юридические риски, избежать спорных ситуаций. Но если конфликт всё же случается, у нас есть сильная практика разрешения споров, которая на протяжении многих лет успешно помогает отстаивать свои интересы и российским, и китайским клиентам, и клиентам из других стран.
Мы всегда рады, если удаётся решить спор в досудебном порядке, но, если это сделать не удаётся, мы приложим максимум усилий для защиты интересов клиентов в судах всех инстанций. При этом национальность клиента для нас не имеет никакого значения. Это принцип любого профессионального юриста.
-Как членство в РАСПП помогает российским и азиатским компаниям? Чем оно помогло «Пепеляев Групп»?
-Членство в РАСПП даёт возможность наладить деловые отношения с интересующими партнерами из России и Азии. Поэтому мы регулярно посещаем мероприятия, организуемые РАСПП, общаемся с коллегами.
РАСПП помогает компаниям сориентироваться в новой для них среде. А возможность получить профессиональную помощь, рекомендацию или даже просто площадку для общения с другими компаниями, которые проходят тот же путь, очень важна для каждого, кто открывает для себя новые рынки.
«Это наше право!»-как юристы помогают российскому бизнесу в Азии | РАСПП
3 июня 2020
Подписаться на
рассылку
Будьте в курсе последних новостей отрасли
Подписаться
- Комментарии
Загрузка комментариев...
Запросить экспертный комментарий
Союз сотрудничает с большим количеством экспертов: экономистами, политологами, специалистами в области международных отношений и смежных отраслей научного знания. Мы помогаем СМИ находить профильных специалистов для экспертной оценки и комментирования актуальных событий российско-азиатских отношений.
Контакты для СМИ
Использование материалов РАСПП
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Копирование, распространение или иное использование материалов РАСПП на электронных ресурсах допускается только при условии указания авторства и наличии активной и открытой для индексирования гиперссылки на материал, опубликованный на портале raspp.ru
Использование материалов в печатных изданиях согласовывается по почте office@raspp.ru