России следует как можно скорее согласиться с идеями создания Венчурного денежного фонда, Университета и Энергетического клуба в рамках ШОС. Более того, президент России Владимир Путин может подумать над идеей приглашения Китая в качестве наблюдателя в Таможенный союз, Единое экономическое пространство или даже Евразийский союз...
России следует как можно скорее согласиться с идеями создания Венчурного денежного фонда, Университета и Энергетического клуба в рамках ШОС. Более того, президент России Владимир Путин может подумать над идеей приглашения Китая в качестве наблюдателя в Таможенный союз, Единое экономическое пространство или даже Евразийский союз.
Эти интеграционные структуры представляются более практически ориентированными на развитие сотрудничества с Китаем и могут сыграть принципиально важную роль в процессах экономического взаимодействия в различных сегментах Евразии. Об этом, в ходе виртуального круглого стола "Советы Владимиру Путину", который проходит на базе проекта "Центральная Евразия" и посвящен взаимодействию в рамках ШОС, заявил профессор Шанхайской академии общественных наук, заместитель генерального директора Центра исследований ШОС, ЛИ Лифань, передает ИА REGNUM.
По его мнению, "за счет проведения соответствующей финансовой политики можно стимулировать российский рубль и китайский юань на цели улучшения "экономического кровообращения" в регионе Средней Азии, инвестиций в российскую и китайскую экономику и, по крайней мере, ускорить процесс интеграции в рамках ШОС".
Более того, рассуждая о реальных тенденциях в развитии России и постсоветского пространства, китайский специалист заметил, что "государства Средней Азии, а также другие страны СНГ пытаются интегрироваться в глобальную экономику. В свою очередь, Россия стремится сохранить свою инвестиционную привлекательность в качестве лидера стран бывшего Советского Союза. Очевидно, что только ставка России на экономический рост и улучшение научно-технологического потенциала, структурную перестройку экономики, усиление притока, в том числе, китайских инвестиций, технологий и качественных товаров, повышение ее конкурентоспособности и взаимного товарооборота будет соответствовать требованиям и ожиданиям ее партнеров.
Рассматривая же развитие Таможенного союза за последние годы, следует отметить, что Союз может и не достичь поставленной цели. Тем не менее, предстоящий срок президентства Владимира Путина, скорее всего, будет вести к новому периоду в развитии постсоветского пространства. Этот период уже получил емкое название: "Советский Союз - версия 2.0" - заключил китайский эксперт.
Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей отмечает, что Россию такая постановка вопроса может насторожить, тем более что с её стороны до сих пор нет ответа на неофициальное обращение ведущих представителей китайского экспертного сообщества, опубликованное в органе КПК «Жэнминь Жибао» по поводу создания китайско-российского Евразийского Альянса.
Эксперты РАСПП полагают, что Россия в некоторой степени оказалась в евразийском тупике. С одной стороны, она не может строить далее Евразийский Союз, не оглядываясь на Китай, который проявляет всё большую озабоченность по поводу данного блока. С другой, опасается включать в ЕАС непосредственно сам Китай, пусть даже в качестве ассоциированного члена. При этом Белоруссия, скорее всего, была бы не против такого участника, в отличие от Казахстана, который в силу самых разных причин – в том числе чисто географической, соседской – вряд ли согласился бы на подобное расширение формата.
Возможно, этим и объясняется некоторое торможение проекта Евразийского Союза, который невольно становится вызовом Пекину, если тот не участвует в его создании. Россия не может понять, как вести себя по отношению к Китаю, без которого она уже не может обойтись ни в глобальной, ни в региональной политике. Проблема состоит ещё и в том, что мир перевернулся: после развала СССР безоговорочным лидером любых блоков, где присутствуют РФ и КНР, будет уже не Москва, а Пекин. Россия будет очень болезненно привыкать к своему новому статусу, однако выхода у неё нет: если она хочет выжить в условиях нового мирового порядка, придётся соглашаться на лидерство Китая, который, наконец, дождался своего часа после всех сталинских унижений. Обстановка в мире уже не оставляет им времени на измерение амбиций.
Важно заметить, что Китай пока ещё ведёт себя достаточно сдержанно, дипломатично, не диктуя свои условия, не давя на больную российскую педаль и предлагая мягкие формы своего участия – в частности, не в качестве члена ЕАС, а пока лишь только наблюдателя.
Неофициальная просьба Китая (через экспертные китайские структуры) о вхождении в периметр ЕАС – прямое следствие того, что РФ никак не отреагировала на предыдущий тестовый вброс в адрес России, с предложением создать двусторонний Евразийский Альянс Москва-Пекин. Москва упустила этот шанс, поэтому Китай стал проявлять ещё большую настойчивость, выдвигая просьбы, от которых нельзя отказаться. Следующим этапом – если Москва промолчит и на этот раз, уйдя от нависшей проблемы – может стать аналогичная просьба о членстве Китая в ЕАС, высказанная уже во время встречи на высшем уровне, а не посредством политологов.
При этом надо сказать, что параллельного появления и Евразийского Союза и Евразийского Альянса российская экономика может уже не вынести, так как на этот раз китайско-российский блок должен быть реальным, а не номинальным.
Департамент политического консалтинга РАСПП
РАСПП Архив:
Из выступления ЛИ Лифань на форуме «Евразийская интеграция и Китай» (2011)
«В условиях экономической глобализации китайская экономика должна неизбежно и конкурентоспособно участвовать в мировом экономическом разделении труда. В этих целях Китай надеется совместить преимущества географических, территориальных и природных ресурсов западной части страны с преимуществами промышленных и финансовых ресурсов восточной. Таким образом, в рамках стратегии по развитию западных территорий Китай должен стремиться к созданию благоприятных инвестиционных условий, а также координации функции регионального транзита и торговли. При адекватном финансировании из восточной части КНР можно мобилизовать частный сектор, малые и средние предприятия на цели развития западной части Китая. Именно использование этих «двух рынков», этих «двух ресурсов» может позволить быстро добиться экономического развития западной части КНР.
Таможенный союз является типичной формой экономической интеграции, в дополнение к другим формам экономической интеграции. ТС призван постепенно расширять свою географию или содержание/форму. Важной особенностью Таможенного союза является принцип «внутренней свободы и внешней защиты». ТС призван не только увеличить объемы внутрирегиональной торговли, но и уменьшить объемы торговли стран-членов союза со странами находящимися за его пределами, а поэтому влияние такого образование на международную торговлю значительно.
В целом, Таможенный союз способен оказать существенное влияние на китайский рынок в конкретный промежуток времени или, по крайней мере, оказать влияние на китайский экспорт. Однако, правдой является и то, что Россия и Казахстан скоро станут членами Всемирной торговой организации.
К тому же, если Таможенный союз окажется неспособным включить в свой состав такую большую экономику СНГ как Украина, то перспективы данного союза не будут оптимистичны».