На сегодняшний день Индонезия входит в число наиболее перспективных экономик среди развивающихся стран. В 2005 году аналитики Goldman Sachs включили государство в список «Next 11» - стран, которые станут локомотивами международных экономических отношений в XXI веке, наряду со странами БРИКС. Помимо этого, по рейтингу привлекательности зарубежных страновых рынков для российского несырьевого неэнергетического сектора, разработанному Российским экспортным центром, Индонезия входит в топ-10 стран по показателю комплементарности торговли, то есть соответствию товарной структуры несырьевого импорта товарной структуре несырьевого экспорта России. РАСПП подготовил обзор Российско-Индонезийского делового сотрудничества.
Общая характеристика экономики Индонезии
Стабильный рост экономики Индонезии за последние 16 лет (рост реального ВВП с 2002г. находился в диапазоне 4,5-6,3%, с 2010 по 2017 среднегодовой рост ВВП составил 5,5%) делает ее интересным и привлекательным рынком, но необходимо понимать, что стоимость входного билета на этот рынок высока из-за интенсивной конкуренции. В отдельных секторах есть фактор, указывающий на потенциал сотрудничества для российских предприятий: устаревшие методы производства и ведения хозяйственной деятельности.
Основными торговыми партнерами Индонезии являются близлежащие страны Восточной Азии и АТР (Китай, Сингапур, Япония, Тайланд, Южная Корея): за период 2016-2018 они импортировали более 70% индонезийских товаров. Для сравнения: суммарный вклад Северной Америки и Европы в торговом обороте с Индонезией составил в тот же период не более 15%.
До 1980-х годов нефтегазовый сектор приносил Индонезии основные внешнеторговые доходы, однако после структурных изменений в индонезийской экономике главную роль в индонезийском экспорте стала играть продукция обрабатывающей промышленности –
74,1% всего экспорта страны по данным на 2017 год. Неожиданной тенденцией 2018 года стало расширение экспорта свежих фруктов, в частности, мангустинов. В итоге, фрукты, наряду с традиционными товарами индонезийского экспорта – пальмовым маслом, табаком, каучуком, какао и кофе – вошли в десятку статей индонезийского экспорта. Горнодобывающая промышленность, составляющая в 2017 году 14,4% всего индонезийского экспорта, в основном представлена экспортом угля.
Лидерами роста обрабатывающей промышленности в 2018 году стали золото (+ 1 102 млн USD), телефоны и коммуникационная аппаратура (+1 004 млн USD), ферросплавы (+ 725 млн USD), автозапчасти и автомобили (+ 600 млн USD), компьютеры и комплектующие (+346 млн USD).
В период 2013-2017 существенно сократился индонезийский импорт в стоимостном выражении: с 186,6 млрд долл. в 2013 г. до 135,7 млрд долл. в 2016 г. и 156,9 млрд долл. – в 2017 г.
Положительное сальдо внешнеторгового баланса в 2017 г. составило 15,7 млрд USD, в первом полугодии 2018 г. наблюдалось отрицательное сальдо: 4,4 млрд USD.
В товарной структуре индонезийского импорта выделяются 5 групп товаров, на которые по стоимости приходится 69% всего индонезийского рынка: машины и оборудование – 39,7 млрд USD, нефть и нефтепродукты – 26,8 млрд USD, продукция химической промышленности, металлы и металлоконструкции – по 16 млрд USD, и транспортные средства, включая самолеты – 9,7 млрд USD. При этом более трети всего индонезийского импорта приходится на 50 основных товаров, и данная тенденция стабильно сохраняется в независимости от роста или уменьшения общих объемов импорта.
С точки зрения объемов и направления внешней торговли и размера прямых иностранных инвестиций, Индонезия, как и многие соседние страны, все сильнее зависит от Китая. В 2017 году с 5.5 млрд дол США Китай занял второе место по количеству направленных за год инвестиций, сместив Японию и уступив только Сингапуру (8.4 млрд дол США), но с учетом внушительных темпов роста и активному развитию китайской инициативы «Один пояс, один путь», велика вероятность того, что через 1-2 года Китай выйдет в лидеры.
Власти Индонезии активно зазывают иностранные прямые инвестиции в специальные экономические зоны страны с целью подстегнуть экономическое развитие страны. Инвесторам предлагается скидка от 20% до 100% на налог на прибыль сроком от 10 до 25 лет. Импортные пошлины на ввоз сырья, необходимого для производства, для иностранных компаний, ведущих деятельность в индонезийских специальных экономических зонах, также могут быть обнулены.
На текущий момент Индонезия располагает 8 специальными экономическими зонами: Sei Mangkei, Tanjung Api-api, Tanjung Lesung, Mandalika, Palu, Maloy Batuta Trans Kalimantan (MBTK), Bitung, Morotai. Деятельность компаний на территории этих зон разнообразна: от производства пальмового масла и какао до выплавки алюминиевых чушек из бокситов, добытых на индонезийских рудных месторождениях. Из сервисных компаний в экономических зонах поддержка оказывается туристическому бизнесу. Из восьми индонезийских СЭЗ только одна зона находится на острове Ява, самом густонаселенном и экономически развитом острове Индонезии. Остальные экономические зоны открыты на других островах, то есть администрация старается стимулировать развитие периферийных областей страны.
Двусторонние инвестиционные проекты
Крупные российские компании, вышедшие на индонезийский рынок – РЖД, Русал, Роснефть и Blackspace.
Совместное предприятие Роснефти и индонезийской государственной разработали проект строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Тубан (о. Ява) на 15 млрд USD.
Проектная мощность первичной переработки нефти на НПЗ составит до 15 млн тонн в год, мощность нефтехимического комплекса — более 1 млн тонн в год по этилену и 1,3 млн тонн в год по производству ароматических углеводородов. Производство будет запущено в ближайшие 5 лет, компании планируют создать на его базе крупный нефтехимический кластер в районе города Тубан.
В конце 2013г. "РЖД строй" выкупила у сингапурской Eurasia Infrastructure 50% плюс одна акция в компании Kalimantan Rail, реализующей проект по строительству электрифицированной железной дороги между провинциями Центральный Калимантан и Восточный Калимантан. Дорога длиной в 300 км должна связать месторождения угля с морским угольным терминалом.
Компания «Русал» стала участником разрабатываемого индонезийской Aneka Tambang проекта строительства завода по выпуску бокситов мощностью 300 тыс. т в год в провинции Западный Калимантан. Участие в проекте помогло бы компании закрепиться в выгодном регионе, однако американские санкции и индонезийский запрет на экспорт руды затрудняют функционирование проекта.
Компания Blackspace, партнер «Роснефти», занимается добычей угля, строительством крупного ферроникелевого завода на острове Кабаэна и 400-километровой железной дороги до морских портов. Помимо названных проектов компании принадлежат лицензии на участки по добыче никеля, марганца и бокситов.
Кроме названных секторов российские инвестиции представлены в индонезийском туристическом секторе. Интерес к совместным проектам проявляла также «Объединенная судостроительная корпорация»: высокотехнологичные суда на первых стадиях могли бы создаваться для индонезийских покупателей на российских верфях, а затем совместными усилиями собираться в Индонезии.
В свою очередь, индонезийская государственная авиастроительная компания P.T. Dirgantara выразила интерес к производству в Стране трех тысяч островов компонентов российских самолетов, а также к ремонту и адаптации вертолетов Ми-17, а судостроительная P.T. PAL – к сотрудничеству с российскими партнерами в области оборудования для офшорного бурения, строительства танкеров для СПГ и рыболовецких судов.
Форматы межправительственного сотрудничества
В 2009 году был учрежден Деловой совет по сотрудничеству с Индонезией при участии Торгово-промышленной палаты РФ. Совет возглавляет В.И. Стржалковский, Генеральный директор - председатель Правления ОАО “ГМК “Норильский никель”, бывший руководитель Федерального агентства по туризму, сопредседатель Российско-индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Председатель Совета директоров и Генеральный директор Группы «Гео Спектрум» М.В.Курицын - исполнительный директор Совета. Одновременно он является исполнительным директором Общества сотрудничества и дружбы с Индонезией, расположенного в столице Индонезии Джакарте и учрежденного индонезийцами-выпускниками советских вузов.
Каждый год в Москве проводятся события в сфере российско-индонезийских отношений. На бизнес-форумах проходят презентации отдельных секторов (например, туризм, энергетика и инфраструктурные проекты), обсуждаются двусторонние торгово-экономические перспективы и инвестиционные проекты. Наряду с бизнес-встречами проводятся и культурные фестивали, например, трехдневный Фестиваль Индонезии в парке Красная Пресня, который в 2019 году посетили больше ста тысяч россиян.
В 2017 году был проведен Первый российско-индонезийский форум на Дальнем Востоке, после которого было решено открыть во Владивостоке торговое представительство Индонезии. Также были подписаны соглашения между Торговыми палатами Джакарты, Приморского края и Дальнего Востока, что, по словам торгового атташе Республики Индонезия в России Херьёно Хади, может послужить хорошим стартом для входа индонезийского бизнеса на Дальний Восток. Хотя восточная часть России пока является нетрадиционным рынком для Индонезии, представители Индонезии посещают Восточный экономический форум, расширяя взаимодействие в этом направлении.
В 2016 году было подписано правительственное соглашение о сотрудничестве в области обороны и меморандум о взаимопонимании между МИД, упрощены визовые процедуры.
Немаловажным является и тот факт, что в 2020 году Индонезия заявила о создании суверенного фонда по модели Российского фонда прямых инвестиций.
Двусторонняя торговля
Импорт из Индонезии в страны СНГ увеличился с 2 099 млн USD в 2016 году до 3 142 млн USD в 2018. В 2018 году Россия заняла 21 место в списке ведущих торговых партнеров Индонезии, импортировав товаров на сумму 1,6 миллиарда USD.
Между Россией и Индонезией заключен договор с офсетными обязательствами и встречной торговлей, по которому в 2018 году Индонезия приобрела 11 российских истребителей Су-35, а Россия взяла обязательства на половину суммы закупить товары традиционного экспорта: каучук, пальмовое масло и др.
В 2017 году Россия импортировала из Индонезии на сумму 1,3 млрд USD, а экспортировала на 684 млн. Индонезия в основном покупает в России зерно - 201 млн. USD (25%) в 2017г., удобрения - 165 млн. USD (21%), черные металлы - 125 млн. USD (16%), топливо (109 млн. USD (14%). РФ импортировала из Индонезии в 2017г. в основном оборудование и технику 754 млн USD (30%), масла и жиры 695 млн USD (28%), электронику 170 млн. USD (7%). Структура экспортно-импортных операций стабильна.
Перспективы Российско-Индонезийского сотрудничества доказываются стабильностью внешнеторгового оборота, заключенными торговыми соглашениями с офсетными обязательствами, комплементарностью экономик двух стран и преемственностью моделей российского и индонезийского инвестиционных фондов. Однако есть и факторы, препятствующие выходу российского бизнеса на индонезийский рынок, основными из которых являются острая конкуренция за индонезийский рынок и возрастающая зависимость Индонезии от Китая.
РАСПП помогает российским предпринимателям в развитии бизнеса с Индонезией. За консультацией Вы можете обратиться к нашим специалистам, оставив заявку в форме обратной связи на сайте, по почте business@raspp.ru или по телефону +7 (963) 963-83-63