Вх.115/2011. Постсоветские страны Центральной Азии, желающие приобщиться к Европе и европейским ценностям (в первую очередь Казахстан и Киргизия), для начала будут вынуждены ориентироваться не на Брюссель, а вполне возможно, на Варшаву – блок стран Вышеградской четвёрки (V4), которая от имени цивилизованного мира проверит степень готовности азиатских добровольцев. Как бы самим республикам ЦА ни хо...
Вх.115/2011. Постсоветские страны Центральной Азии, желающие приобщиться к Европе и европейским ценностям (в первую очередь Казахстан и Киргизия), для начала будут вынуждены ориентироваться не на Брюссель, а вполне возможно, на Варшаву – блок стран Вышеградской четвёрки (V4), которая от имени цивилизованного мира проверит уровень готовности азиатских добровольцев. Как бы самим республикам ЦА ни хотелось обратного.
Надо сказать, что такие функции и претензии V4 могут считаться вполне правомерными, так как ЕС, находясь в адекватном состоянии, не может безоговорочно считать «Европой» фактически центр Азии. В противном случае в Евросоюз придётся, заодно, принимать Китай и Вьетнам.
Для начала процесса европеизации азиатских стран могут быть применены переходные тестовые программы, целью которых станет наглядное доказательство их лояльности Западу. В частности, ведущим республикам Центральной Азии может быть предложен, в качестве предварительного условия, переход на латинскую алфавитную базу, не говоря уже о более радикальных вещах. К ним Брюссель в первую очередь отнесёт вопрос сменяемости местной власти, прозрачность местных выборов, максимальную либерализацию экономики, оптимизацию тарифов на главные носители национального экспорта, определение порядка пользования региональными источниками пресной воды и т.д.
Таким образом, ЕС решит для себя ряд важных психологических и политических задач:
1) не откажет, с порога, азиатским коллегам в их праве стать европейцами;
2) запустит стратегический проект для восточноевропейских стран, объединившихся в группу V4, найдя, наконец, для «четвёрки» реальное большое дело;
3) не испортит отношения с Москвой, которая не готова впустить Брюссель в зону своего регионального влияния.
Возможно, в процессе такой работы V4 предложит Брюсселю и некий азиатский, «жёлтый» формат евроинтеграции, что позволит остановить опасные тенденции внутри самого ЕС, который однозначно не сможет переварить и обеспечить деньгами всех новых членов из Центральной (Казахстан, Киргизия и др.) и Западной Азии (Грузия, Азербайджан и др.), органически, ментально не имеющих никакого отношения к «голубому континенту».
Такая постановка вопроса получает всё большее политическое значение, особенно на фоне широко отмечаемой некоторыми странами ЕС круглой даты – 20-летию Вышеградской группы, в которую входят Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, и главной целью которой является «восточная политика» Новой Европы. На Торжественный приём по случаю этой даты в Посольство Словакии в РФ был любезно приглашён и представитель Русско-Азиатского Союза Промышленников и Предпринимателей (РАСПП).
Кстати, одним из главных бытовых доказательств того, что Европа – не Азия, а Азия – не Европа, является то, что европейцы визуально не различают азиатов (которые для них «все на одно лицо») даже с третьего раза. А азиаты в свою очередь – «клонированных» европейцев, похожих друг на друга, как две капли воды.
© Григорий Трофимчук,
Департамент политического консалтинга РАСПП, 2011