В ходе демонстрационных полётов в Индонезии разбился, врезавшись в гору (см. фото), выставочный образец новейшего российского ближнемагистрального лайнера Sukhoi Superjet 100, на борту которого находилось 45 чел., включая 8 россиян – членов экипажа. Данная модель известна тем, что это первая, после развала Советского Союза, попытка новой России построить свой собственный самолёт. Известно также, что...
В ходе демонстрационных полётов в Индонезии разбился, врезавшись в гору (см. фото), выставочный образец новейшего российского ближнемагистрального лайнера Sukhoi Superjet 100, на борту которого находилось 45 чел., включая 8 россиян – членов экипажа. Данная модель известна тем, что это первая, после развала Советского Союза, попытка новой России построить свой собственный самолёт. Известно также, что история создания SSJ-100 была связана с регулярными техническими и организационными проблемами, что не давало уверенности в конечном успехе проекта.
Об этом напоминают эксперты Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), связанные с Московским авиационным институтом, которые наблюдали весь процесс создания и запуска модели в эксплуатацию. Отдельные вопросы вызывали комплектующие «полностью российского самолёта», которые на 85 % поставляются из-за рубежа. Таким образом, по-настоящему российским здесь, видимо, является только воздух в шасси самолёта.
Для России индонезийская катастрофа усугубляется ещё и тем, что шоу на острове Ява входило в первую маркетинговую программу по продаже SSJ-100, рассчитанную на шесть стран Азии (Вьетнам, Лаос, Пакистан и др.), целью которой были контракты по продаже российских самолётов странам Юго-Восточной Азии.
Хотя сама конструкция самолёта, скорее всего, не является главной причиной трагедии, тем не менее, происшествие автоматически отразится на коммерческих договорах – как уже заключённых, так и будущих. Заслуженный лётчик-испытатель М. Толбоев эмоционально отмечает, что «сам самолёт хороший, но его теперь никто не купит!»
Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что основной причиной падения SSJ-100 в Индонезии стало отсутствие должной организации полётов. В частности, наземные диспетчерские службы, отвечая на запрос экипажа непосредственно перед самым падением, разрешили снижение в полётной зоне, в которой расположены местные горы именно той высоты, на которой и находился самолёт.
РАСПП вынужден отметить и тот информационный фон в российском интернете, который сопровождает катастрофу: практически все комментаторы, как один, проклинают российскую власть, которая, по их мнению, не в состоянии реализовать ни один серьёзный проект, пытаясь удержаться в технической сфере исключительно за счёт советских «дрожжей».
РАСПП считает, что дальнейшая маркетинговая кампания по продаже Superjet-100 в Азиатско-Тихоокеанском регионе должна быть существенно скорректирована. К этой деятельности должны быть привлечены настоящие пиар-специалисты, а не «родственники и секретарши» из тех же самых самолётостроительных фирм.
Григорий Трофимчук,
Департамент политического консалтинга РАСПП