Интервью Заместителя руководителя фракции Политической партии «Справедливая Россия», Первого заместителя председателя комитета ГД по бюджету и налогам Оксаны Генриховны ДМИТРИЕВОЙ Русско-Азиатскому Союзу промышленников и предпринимателей: - Уважаемая Оксана Генриховна, уточните, пожалуйста, в чём состоят особенности принятого федерального бюджета...
ТОЛЬКО ДЛЯ РАСПП. Интервью Заместителя руководителя фракции Политической партии «Справедливая Россия», Первого заместителя председателя комитета ГД по бюджету и налогам Оксаны Генриховны ДМИТРИЕВОЙ Русско-Азиатскому Союзу промышленников и предпринимателей
- Уважаемая Оксана Генриховна, уточните, пожалуйста, в чём состоят особенности принятого федерального бюджета.
- Бюджет не в состоянии решить ни социальные задачи, которые Президент ставил в своих майских Указах, ни осуществить инновационный сдвиг, ни обеспечить рост экономики, не стимулирует создание новых рабочих мест, не учитывает существенные изменения, необходимые Пенсионной системе России. Но нужно идти еще дальше и провести детальный анализ бюджетных проблем. Шаг в верном направлении – отмена накопительного обязательного элемента – предложенный Минтруда, не был согласован именно финансово-экономическим блоком и встретил яростное сопротивление финансовых посредников.
Невозможность повысить заработные платы работникам бюджетной сферы и отсутствие сдвига в сторону инноваций невозможны, потому что Министерство финансов загнало всех в тупик новым бюджетным правилом, согласно которому деньги от экспорта не только нефти, но и газа не вкладываются в отечественную экономику, а все в большем объеме складируются в Стабилизационном фонде. «Справедливая Россия» об этом говорила неоднократно и давала при этом точные, в отличие от Правительства, прогнозы по бюджету. Когда ошибки в расчетах и прогнозах совершаются из года в год, это как минимум заставляет сомневаться в профессионализме и эффективности авторов. Правительство готово по обращениям депутатов ГД предоставлять весь спектр информации, необходимой для принятия политического решения по бюджету, но ситуация такова, что Дума фактически не запрашивает необходимую информацию.
Исходя из этого, нынешний бюджет рассматривался еще быстрее, чем предыдущие. Еще одной особенностью бюджета является то, что, если раньше Дума влияла на распределение бюджета в пропорции от 20-до 30 процентов. На сегодняшний день Дума влияет на одну-две тысячных процента. Зачастую обсуждаются малозначимые вопросы, на что уходит значительное время, а основные, концептуальные вопросы, сознательно или нет, уходят на второй план. Комитет по бюджету на сегодняшний день свое влияние не усилил и дискутировать с правительством не считает нужным.
- Прокомментируйте, пожалуйста, плюсы и минусы вступления России в ВТО в сухом остатке.
- На сегодняшний день явных плюсов нет. Самый очевидный просчет, на мой взгляд, это обнуление экспортных пошлин по целому ряду товаров (вследствие отмены импортных пошлин потери бюджета составили 200 миллиардов рублей) и фиксация их по газу – 30%, и по нефти – по формуле, то есть верхний предел экспортной пошлины на нефть задан, но при этом неизвестно, насколько в принципе может измениться цена на нефть.
Еще 10 лет назад никто не мог представить, что она будет когда-нибудь стоить 120-130 долларов за баррель. Если мы не изымаем монопольную сверхприбыль через экспортную пошлину, то должны будем ее либо не изымать совсем, либо изымать ее через налоги, которые будут одинаковы для внутреннего потребителя и для экспорта. Значит, мы теряем существенные возможности для использования объективных конкурентных преимуществ, которые предполагают разницу между мировыми и внутренними ценами на энергоносители.
- Как Вы считаете, почему рост тарифов и цен с некоторых пор уже не связан с повышением качества оказываемой услуги либо наоборот сопровождается ее ухудшением.
- Если говорить кратко, то на сегодняшний день механизмы рыночного регулирования не работают, потому что нет рынка. И вторая причина - это естественные монополии и, как следствие, отсутствие конкуренции.
- Как уйти от сырьевой экономики. Какие экономические проекты способны это обеспечить?
- Политика неиспользования доходов от нефти и газа для реструктуризации экономики приводит к еще большей сырьевой зависимости. Необходимо, чтобы доходы от нефти и газа оставались внутри страны и вкладывались в реструктуризацию отечественной экономики. Главная задача сейчас — снизить нагрузку на высокотехнологичные отрасли экономики и отрасли обрабатывающей промышленности, чтобы налоговым образом стимулировать структурный сдвиг в пользу этих отраслей. Замораживание налогов нецелесообразно и в тех сферах, где возможно в перспективе увеличение монопольной ренты, например, при экспорте углеводородов.
Необходим налоговый маневр для перераспределения нагрузки с добывающей и обрабатывающей отрасли на сырьевой сектор. Такой же дифференцированный подход, кстати, нужен и для физических лиц: необходимо увеличение налоговой нагрузки на богатых и сверхбогатых, введение налога на роскошь и прогрессивной шкалы налогообложения, и снижение нагрузки и введение стандартных вычетов для бедных и среднеобеспеченных.
Беседовал Алексей Кромский,
эксперт РАСПП