+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Власть-Бизнес-Общество. Условие прочности

10.03.2012

Григорий ТРОФИМЧУК 

 

Любое государство, российское в том числе, стоит на трёх базовых сваях: власть, бизнес, общество. Обеспечение баланса, живой связи между ними и определяет, в конечном итоге, стабильность в стране. В идеальном варианте экономическая составляющая (бизнес) прочно связывает низ и верх. Однако, в новой России понятие «бизнес», как и почти все его визуальные представители, до сих пор не воспринимается населением в положительном ключе, что создаёт почву для социально-политических потрясений в РФ и, соответственно, прямые угрозы для самой власти.

В России практически нет ни одной общественной организации предпринимателей, которая совмещала бы в себе деловую хватку и креативную общественную составляющую – простую, интересную для каждого жителя страны. Возможно, одной из первых в таком смысле может стать Русско-Азиатский Союз Промышленников и Предпринимателей (РАСПП). Не «Российско-», а именно «Русско-Азиатский», что обозначает более точную и актуальную общественную настройку. Не путать также – с РСПП Александра Шохина, который хоть и вступил в Общероссийский народный фронт, но, к огромному сожалению, пока не воспринимается массовым сознанием как близкая народу, приземлённая организация.

Задача РАСПП состоит как раз в том, чтобы попытаться увязать интересы власти, бизнеса и общества, – чтобы весь механизм начал нормально работать. В этой связи РАСПП приходится вплотную заниматься проблематикой межнациональной сферы, так как она является ключевой не только для обеспечения безопасности российского государства, но также для прихода сюда зарубежных инвестиций, реинтеграции постсоветского пространства и т.д.

Для этого РАСПП, в партнёрстве с руководством ведущих этнических общин, недавно провёл Общественную конференцию, которая так и называлась: «Влияние национальных диаспор на стабильность России». Показательно, что тезисы конференции, которые впервые прозвучали только здесь, получили широкий информационный и общественный резонанс, и это лишний раз показывает, насколько стране не хватает даже не денег, а элементарных внятных слов для урегулирования внутренней атмосферы.

Проблема только в том, что власть далеко не всегда обращает внимание на то, что происходит буквально у неё под ногами, хотя для своего собственного выживания могла бы нагнуть голову и более пристально посмотреть на инновации в реальном, а не номинальном гражданском секторе. С учётом этого обстоятельства участники конференции приняли специальное «Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву».

Без сомнения, Кремлю будет интересно узнать, что сами диаспоры в последние месяцы всё чаще ставят вопрос, что их общественно-политический потенциал мог бы быть востребован страной в более серьёзном объёме. Что, в конце концов, диаспоры – это не только этнические танцы, орнаменты и разномастные костюмы. Возможно, в более спокойной стране и в более спокойные времена землячества могли бы отдыхать в своей культурологической нише, но сегодня такая расслабленность для России –роскошь непозволительная.

РАСПП – один из инициаторов конференции, совместно с таджикскими, киргизскими, узбекскими, чеченскими и другими представителями – считает, что диаспоры, как и основные конфессии страны, должны быть в более чётком формате встроены в борьбу с терроризмом, радикальным религиозным экстремизмом, другими опасными проявлениями, угрожающими безопасности федерации. Уже недостаточно, чтобы национальные лидеры, лидеры конфессий без конца повторяли на своих круглых столах слово «толерантность», как бы отчитываясь перед российской властью, которая дала им широкие возможности для развития.

К сожалению, регулярное упоминание существительного «толерантность» не привело внутреннюю обстановку к ожидаемым результатам, а привело прямо к «11 Декабря», событиям на Манежной площади. Когда возможности и интересы общества и власти сойдутся в одной точке, тогда и произойдут позитивные сдвиги. РАСПП является одной из «буферных» организаций, которые работают на такой стык.

Если говорить о «духовной составляющей» (эта проблема также рассматривалась на конференции), то кажется странным, что каждую национальную общину автоматически привязывают к конкретной религии, искусственно нарезая национально-культурную сферу на части. В этом смысле пора заявить о том, что национальные диаспоры – это, прежде всего, светские структуры, а их учредители – граждане Российской Федерации, в своей подавляющей массе искренне желающие помочь стране. Поэтому нелепо вгонять их изначально в какие-то религиозные рамки. Вводить религиозную составляющую в политический контекст – также крайне опасно. Прежде всего, потому, что в конечном итоге побеждает одна, самая сильная, по своей внутренней «духовной плазме», конфессия. И далеко не факт, что это будет та из них, на которую рассчитывают больше всего.

Другим важным тезисом, который был рассмотрен в рамках конференции, стало напоминание о том, что Кремль уже не раз заявлял чётко: нет никакого отдельного «Дальнего Востока» и других как бы самостоятельных территорий – всё это одна сплошная Россия. По этой же причине очень опасно говорить о неких «мусульманских республиках Поволжья», по факту вгоняя ситуацию в замкнутый круг, из которого не будет выхода.

И этим тоже – в перерывах между танцами и плетением узоров – должны заниматься диаспоры. Именно им, а не государству, будет логичнее всего взять на себя решение подобных проблем. А если лидеру национальной общины нечем ответить на вызовы времени, то, видимо, ему и незачем возглавлять свою структуру. Характерно, что и с этим выводом руководители автономий согласны безоговорочно, вот только власть об этом так же не знает.

На конференции впервые прозвучал тезис и о том, что многие ведущие общины РФ противопоставлены друг другу внутри одной и той же этнической группы. Существует жёсткое противостояние внутри грузинского сообщества, таджикского, присутствует взаимное непонимание в рамках азербайджанских общественных структур. Это само по себе ухудшает и без того непростую межнациональную обстановку в стране. Не исключено, что эти тенденции постараются использовать (если уже не используют) внешние силы, которые не совсем устраивает федеративное устройство России.

Чтобы этого не произошло, можно посоветовать власти точнее реализовывать положения Закона РФ «О национально-культурной автономии» (принятого, кстати, 15 лет назад), которым предусмотрена, в том числе, и финансово-материальная поддержка автономий. Автономии, в конце концов, выполняют часть государственных задач, но при этом, в отличие от профильных министерств, работают на волонтёрских началах. В противном случае, автономии неизбежно будут искать средства на своё развитие по всем азимутам, там, где дают – в том числе, в Фонде Сороса и других аналогичных международных организациях, о чём напомнил лидер таджикских трудовых мигрантов.

Таким образом, национальные организации сегодня вполне тянут на статус «четвёртой сваи» Российской Федерации, выбив которую, можно автоматически свалить и все остальные.

Национальным организациям сегодня сложно работать в российском общественном поле без поддержки собственно русских общественников, так как только такая связка сможет обеспечить продуктивное взаимодействие. Очевидно, что киргизский лидер, рекламирующий преимущества и выгоды киргизской миграции для РФ, будет воспринят самим населением РФ в штыки – как тот, кто «сам сюда приехал» и «своих за собой тащит». Таким информационно-пропагандистским лоббированием должны заниматься местные» неправительственные структуры – но не сами по себе, не в самодеятельном режиме, а с прямой помощью и по программе государства.

С помощью государства, видящего перед собой незаселённые, брошенные уральские, сибирские и дальневосточные просторы. Поэтому Кремль должен поддержать русских активистов, – в противном случае нарастающее миграционное напряжение, как и неточная межконфессиональная политика, само по себе разрушит стабильность. Об этом также было сказано в ходе дискуссии, и этот тезис также вошёл в «Обращение».

Показательно, что в числе спикеров конференции был представитель русских национальных организаций, который поддержал конструктивную линию на взаимодействие с этническими общинами. Начало такого диалога можно считать большим достижением на пути стабилизации межнациональной сферы России. Президент также об этом должен знать.

Участники конференции подчеркнули, что после полутора десятилетий с момента принятия закона «О национально-культурных автономиях» пора подвести промежуточные итоги его функционирования. И главный итог состоит в том, что государство обязано использовать мощнейший ресурс автономий не только во внутренней стратегии, но и в процессе усиления интеграции со странами СНГ, в работе со странами т.н. миграционного исхода.

В этой связи автономии предложили Президенту РФ подумать над созданием, под президентской эгидой, Совета национальных организаций, так как излишние канцелярские межнациональные министерства – действительно не нужны, здесь автономии с Президентом согласны.

Имея в своём распоряжении пакет подобных идей, которые востребованы самой обстановкой, РАСПП не опасается, что кто-то спутает его с РСПП, ТПП и другими аналогичными аббревиатурами промышленников и предпринимателей, работающими в том же направлении на подъём страны. Во-первых, потому что РАСПП нацелен на деловое партнёрство с этими и другими конструктивными силами; во-вторых – потому что сам намерен вступить в создаваемый Общероссийский народный фронт, чтобы наполнить его реальным, практическим содержанием, точными ингредиентами, без чего может развалиться не только сам фронт, но и, автоматически, уже сама страна.



Возврат к списку