Когда китайские граждане впервые приезжают в Вологодскую область – причём неважно, в какой именно населённый пункт, саму Вологду, Кириллов или древнейший Белозерск, – то прямо с порога поражаются кристальной чистоте местного воздуха. Это действительно не Пекин (и не Москва тоже), где годы стремительного, спрессованного во времени технологического развития отразились на экологическом состоянии атмосферы...
Когда китайские граждане впервые приезжают в Вологодскую область – причём неважно, в какой именно город, саму Вологду, Кириллов или древнейший Белозерск, – то прямо с порога поражаются кристальной чистоте местного воздуха. Это действительно не Пекин (и не Москва тоже), где годы стремительного, спрессованного во времени технологического развития отразились на экологическом состоянии атмосферы.
Вологда – это тотальная экология. Поэтому вологжане могут с успехом торговать своим воздухом. Бутылки с надписью «Вологодский воздух» или «Вологодская вода» вполне могли бы занять достойное место на одной выставочной полке с такими признанными брендами как вологодское масло, вологодское кружево и вологодский лён.
Проблема только в том, что воздух не перегонишь по трубам, не продашь, в нужном объёме, в бутылках (хотя над медицинскими подушками с вологодским кислородом – подумать стоит). Но этот стратегический ресурс вполне может сработать в сфере туризма: специальных маршрутов для китайских друзей на Вологодскую землю, где не только есть чем подышать, но и на что посмотреть, что купить, чем обменяться. И ещё, безусловно, радует то, что в Вологде нет этих надоевших уже, стоящих повсюду небоскрёбов, без вида которых сегодня отдыхаешь по-настоящему.
По мнению руководителя Национального офиса по туризму, спорту и коммерческому маркетингу Вологодской области в РФ и странах СНГ Елены Сургуладзе, было бы интересно представить себе, скажем, группу китайских туристов, граждан пенсионного возраста, делающих свою экзотическую китайскую зарядку в просторных вологодских парках. И действительно, лучшей рекламы, наглядной иллюстрации для активизации вологодского обмена с китайской стороной просто не придумать. А вологодским ветеранам войны и труда – взаимообразно: путёвку на лучшие китайские курорты. Вот с этих, казалось бы, мелочей и начинается реальная экономика, которая на голом месте не рождается. При этом Вологда имеет ряд преимуществ, которые могут обратить на себя пристальное внимание не только рядовых китайских граждан, но и потенциальных китайских инвесторов.
По словам заместителя губернатора Алексея Кожевникова, Вологодская область – целый сплав возможностей по развитию сотрудничества с китайскими партнёрами. В первую очередь, это такие базовые сектора как металлургия (где одна только «Северсталь» чего стоит) и химия, а также производство стройматериалов, производство полного набора экологически чистых продуктов. Одним только качественным местным сыром можно завалить не только всю Вологодчину (её, конечно, нужно заваливать качественными и дешёвыми продуктами в первую очередь, чтобы потом спокойно работать с иностранными партнёрами), но и весь Китай.
Кстати, предприимчивая Япония чуть ли не первой почувствовала преимущества работы на Вологодчине, уже подписав с областным правительством контракт на строительство химического завода.
Туризм – отдельная тема для разговора о Вологодской области, по сути одной большой рекреационной зоне. Но пока что туристы идут, едут, плывут как бы слегка мимо неё, так как проблемы всё те же: нет нужных причалов, как в том же Белозерске, прямо на берегу Белого озера (хотя Вологда врезана в артерию Волго-Балта, являясь её структурной частью), нет нужного размаха по пропаганде вологодских маршрутов.
Точнее, не было последнего момента, так как Национальный офис по туризму берёт ситуацию в туристической сфере под свой контроль, и теперь появилась надежда по налаживанию главного, массового, определяющего потока: туристов из КНР. Что тем более важно в текущем году, который объявлен Годом китайского туризма в России.
Проблема в том, что для такого разворота не хватает одной небольшой детали: притока целевых инвестиций в любую из базовых экономических сфер. Взять только одну, продуктовую: Россия и Китай должны иметь в виду, что мощный совместный пищевой кластер является одной из совместных гарантий от любых угроз в глобальном мире, который стабильностью, к сожалению, не отличается. А Вологда сегодня, в этом смысле, это такая же целина, как в своё время хлеб Казахстана для всего СССР.
Китайские амбиции Вологодчины можно только приветствовать. Так как США, Великобритания или Франция никогда – просто по географическому факту, не говоря уже о прочих беспокоящих моментах – не станут нашими ближайшими соседями. Но если Россия, с помощью своих субъектов, наладит прочные связи с китайскими аналогами: крупными экономическими центрами, провинциями, городами-побратимами, тогда и нашему двустороннему союзу, на ближайшую тысячу лет, не будет страшен, грубо условно, никакой Запад.
Вологодская область – уникальная территория для развития сотрудничества с Китаем, стратегическим партнёром России. Однако до последнего времени область была, что называется, в этом контексте не на слуху. Возможно, свою роль сыграла относительная удалённость региона от КНР, – где Вологодчина, и где тот же самый, к примеру, Приморский край, Хабаровск или Забайкалье.
Но что такое эта самая «удалённость», если иметь в виду, что этот регион – Ворота Русского Севера, культурная столица Русского Севера, Родина Деда Мороза и что там ещё? – находится практически прямо посередине пути из Москвы в Санкт-Петербург. Только один этот логистический параметр выводит Вологодчину на первые позиции в глазах китайских инвесторов. И что такое «удалённость» в наше время, когда даже по железной дороге (не говоря уже о самолётах) сегодня можно доехать, не выходя из вагона, прямо из Китая до Вологды?
Однако для того, чтобы начать развивать объёмное, многоплановое сотрудничество российского (да ещё показательно русского, северного, фольклорного) региона с Китаем, одних экономических выкладок – недостаточно.
Для начала необходимо убедить население глубинной, корневой Вологодской области в том, что именно китайцы способны стать его настоящими партнёрами и надёжными друзьями. Что именно китайские компании могут помочь в создании тысяч новых рабочих мест для десятков тысяч вологжан.
В идеале, это не власть должна «навязывать», если так можно выразиться, вологжанам сотрудничество с китайцами, а сами местные жители должны потребовать от Правительства области ускорения, усиления, активизации работы на китайском направлении.
Для этого вологжане должны понять, что не немцы, не французы, не итальянцы и не американцы, исправно посещающие туристические объекты Вологодчины, могут сделать здесь серьёзную экономическую «погоду», а именно китайцы – стратегические партнёры России в сегодняшнем непростом мире.
И здесь на первое место выходит работа российских общественных организаций, которые должны провести широкую информационно-разъяснительную работу, прямо рассказав вологжанам, кому же это выгодно, чтобы и они, и россияне в целом, как заведённые, как будто по чьей-то команде со стороны без конца твердили о мифической «китайской угрозе». При этом наивно пытаясь дружить с теми странами, которые всегда смотрели на нас косо, жёстко, недружелюбно.
Интересный исторический факт, если кто не знает: русские войска брали не только Берлин в 1945-м, но и Пекин в 1900-м (причём в составе т.н. «альянса восьми держав», включавшего Великобританию, Японию и США). Но вот китайцы Москву, в своей истории, не брали никогда, и даже больше того: никогда к этому не стремились. Так кто же на кого может обижаться и говорить об «оккупации»? Есть много и других странных «сказок», которые десятилетиями подтравливают российско-китайскую атмосферу.
Таким образом, реальное сотрудничество Вологодской области с китайскими провинциями и реальный приток инвестиций в этот регион может начаться с простого и внятного разговора с непосредственно проживающими здесь людьми, с вологжанами. Чтобы по кухням, подвалам и дискуссиям на мутных интернет-сайтах не роились ненужные слухи и сплетни.
Своё веское слово должны сказать местные молодёжные, студенческие, профсоюзные и другие вологодские общественные объединения, которые, для начала, могут провести, совместно с РАСПП, в Вологде, Череповце, Кириллове, Белозерске и других населённых пунктах интересные круглые столы по российско-китайской проблематике. С обсуждением всех имеющихся острых вопросов, с обязательным освещением этих мероприятий на вологодском телевидении и радио.
Не менее важно организовать подобные дискуссии, в порядке информационного обмена, и на китайских площадках – например, в Гуанчжоу, одном из индустриальных китайских центров, с которым у Вологды могли бы завязаться партнёрские, или даже побратимские, отношения.
На фоне такой перспективы и самим вологодским журналистам надо бы быть смелее в вопросе формирования массового общественного мнения, применять в своей работе новые краски и подходы. К примеру, состоявшийся на днях визит ведущих СМИ КНР на Вологодчину продемонстрировал немало ярких, интересных деталей. На Белом озере китайским журналистам подали к столу эксклюзивную местную рыбку под названием «снеток», которая в Китае не водится, – и китайцы стали дружно фотографировать большое блюдо с неизвестным деликатесом. Что в этот момент надо было делать вологодской прессе? Не стоять скромно в стороне, а тоже фотографировать. Но только не рыбу, а самих китайских журналистов, фотографирующих снетка. Это был бы один из самых ярких кадров в плане пропаганды Вологодской области на китайском направлении.
Активный информационный обмен между Вологдой и аналогичными, по формату, китайскими регионами способен стать своеобразной «свечой зажигания» для всех остальных, более серьёзных проектов. Не будем забывать базовую формулу любой успешной экономики: реклама – двигатель торговли.
Григорий Трофимчук,
Ведущий эксперт Департамента политического консалтинга
Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей,
Фото РАСПП (из материалов пресс-тура по Вологодской области)
* * *
См. также на эту тему:
ВПЕРВЫЕ В ВОЛОГДЕ. ВЕДУЩИЕ СМИ И ТУРАГЕНТСТВА КИТАЯ ОЦЕНИЛИ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
ВИЗИТ ЖУРНАЛИСТОВ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ВОЛОГОДСКУЮ ОБЛАСТЬ РФ
РАСПП ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В ПРЕСС-ТУРЕ ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ СМИ КНР
* * *