+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Восточный поворот

05.05.2012

Восточный поворот

В течение трех недель в минувшем апреле в Москве прошло несколько крупных форумов, совещаний и круглых столов, посвященных сегодняшнему дню и перспективам Евразийского экономического союза, предстоящему саммиту АТЭС во Владивостоке и экономическому взаимодействию нашей страны с Китаем. Предлагаем вниманию читателя заметки, обобщающие смысл состоявшихся обсуждений.

Выгода единой экономики велика, а популярность ее мала

Первым по дате – 9 апреля – еще в метельно-дождливой Москве стал форум деловых СМИ «Экономическая интеграция: в интересах бизнеса, во благо народа», организованный Торгово-Промышленной палатой РФ и Союзом журналистов России. Как было обозначено в программе: цель форума – предоставить представителям СМИ объективную информацию о формировании механизмов работы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также путях дальнейшего перехода сотрудничества в фазу единого экономического пространства и создания на этой базе подлинного Евразийского союза.

Порадовало, что деловая журналистика еще жива, хотя тиражи изданий малы и финансовое положение ее далеко не на самом высоком уровне. Выбранная организаторами тема единого экономического пространства все же волнует неравнодушных журналистов, о чем и говорилось на форуме. А выступившие здесь директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) Андрей Спартак и руководитель департамента торговой политики Евразийского экономического сообщества Владимир Чушкин говорили собравшимся не только о том, как в прошлом году товарооборот между тремя странами Таможенного союза возрос на 40%, но и о тех препятствиях, что существуют в интеграционном поле. Прежде всего, речь о недостатке информации и дефиците, а порой и просто отсутствии пропаганды интеграционных процессов. Интеграция, между тем, должна стать выгодной не только предприятиям и предпринимателям, но и простым людям наших стран. Перефразируя слова одного нашего лидера, можно сказать, что свобода передвижения и трудоустройства лучше, чем несвобода.

К сожалению, такую вроде бы нехитрую идею, мягко говоря, слабо доводят до ума и сердец рядовых граждан. Более того, у нового союзного образования уже немало контрпропагандистов, озвучивающих мысли некоторых западных формально неправительственных фондов. Пока что привлекательность того же Таможенного союза по данным соцопросов у людей не превышает 7-10%. А между тем некоторые страны – Финляндия, Вьетнам, Новая Зеландия и другие – уже сейчас готовы в той или иной форме присоединиться к ЕЭК (Единой экономической комиссии).

Деловые круги прекрасно понимают выгоду интеграционных процессов и хотят не упустить время, заняв в новом образовании выгодное место, и застолбить территорию. Порадовало, что среди коллег-журналистов есть те, кто не только отслеживает ситуацию, но активно и искренне борется за восстановление союзных отношений. Об этом свидетельствовали выступления главного редактора издательского дома «Госмедия» Ирины Степеренковой и главного редактора информационно-аналитического журнала «Союз» Людмилы Адиловой.

Одни речи для АТЭС, а другие для ЕврАзЭс

В нынешнем году Россия председательствует в форуме АТЭС (Азиатского Тихоокеанского экономического сотрудничества). Его саммит пройдет в сентябре во Владивостоке. Для обсуждения наиболее важных тем правительством поручено ряду министерств совместно с ведущими научными организациями провести серию круглых столов. Один из них на тему «Инвестиционный климат России и АТЭС: проблемы и перспективы» прошел 19 апреля в Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Организован он был российским Центром исследований Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

Говорилось здесь о том, что нашей стране надо делать резкий рывок во взаимодействии со странами АТЭС, где до сих пор Россия не проявляла достаточной активности. По мнению премьер-министра Владимира Путина для этого в рейтинге инвестиционной привлекательности за ближайшее десятилетие следует с нынешнего 120-го подняться как минимум к 20 месту. Как это достичь?

Ученые-экономисты, говорилось на круглом столе, прорабатывают целых 22 дорожных карты, по которым можно осуществить прорыв. Здесь и нормативно-правовая база, и сфера таможенного регулирования, строительства, подключения новых объектов к инфраструктуре и многое другое. А потенциал у нас велик, звучало в докладах. В России планка рентабельности, допустим, выше, чем в Европе и США. Китай уже снял все инвестиционные сливки и теперь его ждут не такие легкие времена, в Японии тоже проблемы…

Подобные мысли звучали будто отклик на публикацию в газете «Женьминь жибао» статьи о 6 крупных дефектах российской экономики. Словно в ответ демонстрировалось немало таблиц, основанных на данных ведущих западных рейтинговых агентств, по которым Россия, действительно, далеко отстает от многих ведущих и даже средних экономик мира. Но и тот же Китай – по этим данным – небесспорный лидер. Однако, подумалось, в самом Китае отношение ко всяким рейтингам, мягко говоря, далеко не трепетное, и вообще с древнейших времен то, что в наши дни именуют внешнеэкономической деятельностью, там принято воспринимать как стратегический путь бесконечной хитрости. Недаром американский экономист, лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт вообще отметил несколько лет назад: ни одна теория не может объяснить поразительный взлет Поднебесной. Так что повышенное внимание наших научных институтов и, прежде всего, Высшей школы экономики и гайдаровского Института переходного периода к пониманию восточного соседа через призму американских и европейских оценок и прогнозов может сослужить для политиков и предпринимателей России неважную службу.

В этой связи запомнилось выступление доктора экономических наук, профессора МГИМО Вячеслава Карлусова, сказавшего, что многие таблицы и графики порой становятся нелепыми при соприкосновении с элементарным здравым смыслом и прозой жизни. Защитивший на днях кандидатскую диссертацию его аспирант из Китая тоже, как положено, приводил немало схем и графиков. Однако на прямой вопрос – что же больше всего мешает китайцам вести бизнес в нашей стране, ответил:

- Зима и криминал…

Жаль, что он не написал это прямо в своей диссертации, но таковы уж научные каноны. Еще больше было жаль, что на самом круглом столе, где звучало немало не только «сухой теории», но и анализа вполне здравого по поводу наших действий на восточном направлении, тем не менее, ни разу не вспомнили о существовании единого таможенного пространства. Когда я задал вопрос об этом одному  из докладчиков, заведующему сектором общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона Института мировой экономики и международных отношений РАН Александру Федоровскому, услышал в ответ:

- Тема сегодня другая, да и общая стратегия отношений АТЭС и ЕврАзЭс еще не выработана.

Правда, так и повисло в воздухе, кто же будет вырабатывать эту стратегию и когда. Получается, для академической науки мир поделен по секторам, которые пока еще друг с другом не договорились, а их координаторов это, похоже, устраивает. Однако уже через несколько дней на заседании Комитета Торгово-Промышленной палаты РФ по содействию внешнеэкономической деятельности в связи с председательством России в АТЭС прозвучала мысль о том, что единое экономическое пространство – это та реальность, без которой входить в Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня бессмысленно. И Китай, по крайней мере, не должен быть противником создаваемого Евразийского союза. Пока он никак не заинтересован в этом образовании, чем, вероятно, можно объяснить критику российской экономики в газете «Женьминь жибао».

Когда исчезает благостная улыбка

Закончить свои заметки хочу рассказом о прошедшем 28 апреля Российско-Китайском торгово-инвестиционном форуме. Уровень его был высок. С нашей стороны – первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов, с китайской: вице-премьер Госсовета КНР Ли Кэцзян. Договорились, что с нынешних 83 миллиардов долларов товарооборота между нашими странами к 2015 году надо приблизить к 100 миллиардам, а к 2020 достичь отметки в 200. Было объявлено о создании Российско-Китайского  инвестиционного фонда объемом от 2 до 4 миллиардов долларов.

 Участие в этом форуме приняли 1200 человек – управленческая, научная и бизнес элита двух стран. Кроме пленарного заседания участники работали и по секциям. Особый интерес привлекла та, на которой обсуждали проблемы высоких технологий и инноваций. После того, как было рассказано о становлении фонда «Сколково», слово взяли китайские партнеры. Речь шла о темпах роста при создании и выпуске высокотехнологичной продукции в свободных экономических зонах и технопарках КНР, многие из которых у них занимают площадь более чем в 100 квадратных километров. Сейчас таких технопарков-гигантов 80, а скоро будет 100.

-  Объемы капиталовложений и прибыль высокотехнологичного сектора  Китая превысили весь ВВП России за прошлый год. И нам не совсем понятно, почему в такой большой России все говорят о Сколково, которое занимает всего 4 квадратных километра? – задал собравшимся риторический вопрос советник-посланник по науке и технологиям посольства КНР в Москве Гун Хуэйпин.

А выступивший затем вице-президент компании «Леново» Бай Юйли словно пулеметной очередью сыпал цифрами и фактами о выпуске новейших компьютеров, средств связи и микроэлектроники.

- В январе на выставке в Лас Вегасе мы представили 20 видов компьютеров и получили приз.

По тону его угадывалось: «А вы чего конкретно достигли?» В ответ наши участники форума не нашли ничего лучше, как говорить о том, что и у Китая не все шло гладко и с технопарками, и с высокотехнологичной продукцией. А наш российский научный потенциал все еще высок и будет расти дальше…

Кто бы, как говорится, спорил. Однако слушая такие речи, смахивающие в чем-то на оправдание обиженного, я вспомнил, как всего 26 лет назад мы поставили, после долгого периода «нулевых отношений» с Китаем, большую партию черно-белых телевизоров Красноярского завода (его давно нет), которые у нас тогда уже не покупали, и автомобилей «Волга-24», практически снятых к тому времени с производства. Прошло время, и почувствуйте разницу. Да и благостная улыбка с лица китайских партнеров уже почти сошла.

Какой же можно сделать общий вывод? Нам надо не только говорить о разработке планов, проектов и дорожных карт, ведущих на Восток, нам еще хорошо было бы поднабраться практичности у тех же китайцев. Да и злость спортивная, с ревностью и собственной гордостью не помешают ни народу, ни лидерам. И тогда восточный поворот будет иметь смысл для всех нас.

 

 

Александр Горбатов,

Эксперт Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП)

 



Возврат к списку