В последние несколько лет, распространено мнение, что в Китае масса свободных денег, которую предприниматели готовы, не задумываясь, инвестировать в любые проекты. «Если каждый китаец даст по рублю, то сложится приличная сумма» - иная интерпретация данной мысли.
Действительно, в 2015-2016 годах, китайские компании, как государственные, так и частные, поражали мир огромными финансовыми вливаниями в Западную Европу и США. Бизнес активно вкладывался в футбол, недвижимость и индустрию развлечений. Эти сделки широко тиражировалось, из-за чего и сложилось ошибочное мнение об инвестиционной политике целого государства.
Китайская экономика исторически росла за счет инвестиций. Их доля в основной капитал в ВВП Китая за последние 30 лет составляла 35-45%, в то время как в России этот показатель в последние годы был на уровне 16-22%. Это значит, что китайские предприниматели сколачивали свои капиталы большим трудом, ограничивая себя сейчас, ради результата в будущем. Логично, что они взвешено подходят к оценке любых вложений, особенно на новых, незнакомых для себя рынках.
В прошлый раз, в теме "Привлечение китайских инвестиций", мы подробно рассказали, каким должен быть проект, чтобы обратить на него внимание инвесторов из Китая. Сейчас мы перечислим конкретные практические шаги, которые позволят привлечь китайские инвестиции:
1) Разработка плана. Нужно дать комплексную оценку своему проекту, выделить его реальные достоинства и недостатки, на основании чего определить, какой источник финансирования возможен: средства фондов, банковское кредитование, стратегические инвестиции отраслевиков, синдицированное кредитование и т.д. Далее необходимо определить желаемые условия и формат работы с инвестором, чтобы сформировать список потенциальных партнеров.
2) «Упаковка». Главная ошибка большинства российских предпринимателей – они сначала ищут партнера, а уже потом приступают к оформлению совместного проекта. С точки зрения китайского бизнеса – это говорит о низком уровне профессионализма и показывает крайнюю степень некомпетентности. В действительности, нужно определить некий «скелет» с общим видением, включающий в себя продающую презентацию, бизнес-план и финансовую модель. При наличии этих материалов будет намного проще начать предметный диалог;
3) Маркетинговое продвижение. На этом этапе главное – распространить информацию среди максимального количества потенциально заинтересованных лиц. К основным инструментам достижения этой цели можно отнести: участие выставках и форумах (например, CIFIT в Сямэне); проведение роадшоу, с приглашением инвесторов и представителей органов власти, участие в российских инвестиционных мероприятиях, точечная работа с потенциальными партнерами в РФ и КНР, реклама на специализированных ресурсах. Важно понимать, чем больше целевых инвесторов о вас узнают, тем выше вероятность реализации вашего проекта.
4) Работа с репутацией. После того, как китайские партнеры уже получили базовую информацию, они с 99% вероятностью возьмут паузу на раздумье, которая может затянуться на неопределенный срок. Одна из причин – неуверенность в российском партнере, из-за недостаточной информации. На этом этапе важно показать свою надежность и статус. Например, китайцы придает большое значение приближенности к власти, поэтому присутствие в составе правительственных делегаций на мероприятиях значимо повысит статус инициатора. Другой способ – PR поддержка проекта в КНР. Если в китайской новостной ленте будет постоянно мелькать информация о проекте, а его инициатор будет охарактеризован как эксперт по России, то доверие аудитории возрастет.
На сегодняшний день, самым успешным российским предпринимателем, работавшим с КНР, является О.В. Дерипаска, который в 2008 году купил в провинции Шаньси катодный завод «Баогуан» за $10 млн., а после вложил в него еще порядка $20 млн. Таким образом, он положительно зарекомендовал себя на рынке Китая. В 2010 году на IPO в Гонконге, «РУСАЛ» привлек $2,24 млрд, в 2017 году – разместил панда-бонды на бирже на 1 млрд юаней ($144 млн) по ставке 5,5% и привлек около $500 млн на IPO En+ в Лондоне несколькими месяцами позднее.
Важно отметить, что этот результат был достигнут не сразу. Чтобы получить инвестиций из Китая, Олег Владимирович неоднократно ездил в составе президентской делегации в Пекин на встречи, имеющие государственное значение, занимался формированием благоприятного имиджа, нередко консультировался с экспертами. Это в очередной раз подтверждает, что привлечь китайские инвестиции реально, если найти правильный подход.
Привлечение китайских инвестиций в проекты России: практические советы | Новости РАСПП
Запросить экспертный комментарий
Союз сотрудничает с большим количеством экспертов: экономистами, политологами, специалистами в области международных отношений и смежных отраслей научного знания. Мы помогаем СМИ находить профильных специалистов для экспертной оценки и комментирования актуальных событий российско-азиатских отношений.
Контакты для СМИ
Использование материалов РАСПП
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Копирование, распространение или иное использование материалов РАСПП на электронных ресурсах допускается только при условии указания авторства и наличии активной и открытой для индексирования гиперссылки на материал, опубликованный на портале raspp.ru
Использование материалов в печатных изданиях согласовывается по почте office@raspp.ru