19 апреля 2012 г. эксперты Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) приняли участие в круглом столе на тему: «Инвестиционный климат в России и АТЭС: проблемы и перспективы», состоявшемся в Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ...
19 апреля 2012 г. эксперты Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) приняли участие в круглом столе на тему: «Инвестиционный климат в России и АТЭС: проблемы и перспективы», состоявшемся в Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Мероприятие организовано Российским центром исследований Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (РЦИ АТЭС) по поручению первого вице-премьера Правительства РФ Игоря ШУВАЛОВА, в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 и привлечения ведущих профильных организаций РФ к выработке экспертных рекомендаций.
Вопросы повестки дня: 1) российские инициативы в рамках инвестиционной группы АТЭС; 2) региональный аспект проблемы улучшения инвестиционного климата; 3) институциональный климат в России в сравнении со стратегическими партнёрами по АТР.
Модератор дискуссии:
- Виттория ИДРИСОВА, руководитель Направления торговой политики Российский центр исследований АТЭС.
Основные докладчики:
- Игорь КОВАЛЬ, начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиций Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства Минэкономразвития РФ (доклад на тему «Российские инициативы в рамках инвестиционной группы АТЭС»),
- Александр ФЕДОРОВСКИЙ, заведующий Сектором общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона ИМЭМО («Региональный аспект проблемы улучшения инвестиционного климата»),
- Александр КНОБЕЛЬ, заведующий лабораторией международной торговли ИЭП им. Гайдара («Институциональный климат в России в сравнении со стратегическими партнёрами по Азиатско-Тихоокеанскому региону: тенденции и возможности»).
В ходе дискуссии выступили:
- Григорий ТРОФИМЧУК, ведущий эксперт Департамента политического консалтинга Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП),
- Вячеслав КАРЛУСОВ, профессор кафедры мировой экономики МГИМО(У), руководитель проекта, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, член Диссертационных советов при Институте востоковедения и ИДВ РАН,
- Олег СТОЛЯРОВ, заместитель директора Международного фонда развития регионов.
В мероприятии также участвовали:
- Виктор АДРИАНОВ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН,
- Дмитрий АЛЁШИН, старший научный сотрудник Высшей школы экономики,
- Вячеслав АМИРОВ, ответственный секретарь ИМЭМО РАН,
- Тимофей БОРДАЧЁВ, заместитель декана по стратегическому планированию факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики,
- Денис БЫЧЕНКОВ, директор по международным программам, «Деловая Россия»,
- Александр ГОРБАТОВ, эксперт Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП),
- Анатолий ДРАНТУСОВ, руководитель Центра двустороннего сотрудничества Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП),
- Павел КОМАРОВ, научный сотрудник РЦИ АТЭС,
- Владимир КОРНЕЕВЕЦ, заместитель генерального директора ОАО «АКМЭ-инжиниринг»,
- Александр РОГОЖИН, заведующий сектором ИМЭМО РАН,
- Ирина РУЗАНКИНА, заместитель генерального директора ЗАО «Международный центр развития регионов»,
- Армен СААКЯНЦ, старший эксперт Департамента внешнеэкономического сотрудничества ТПП РФ,
- Юрий САЯМОВ, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем,
- Екатерина ШИБКОВА, советник Отдела международных организаций Департамента Азии и Африки Министерства экономического развития Российской Федерации.
В РФ практически нет институтов для привлечения инвестиций
Основной докладчик И. Коваль озвучил основные российские предложения в адрес азиатских партнёров в сфере инвестиций, к которым, в частности, относятся: помощь в разрешении проблем инвесторов на территории РФ, создание понятных «входных точек» в российской экономике для иностранного инвестора. Представитель Минэкономразвития также отметил, что в рамках подготовки к саммиту создаются профильные Рабочие группы по перемещению высококвалифицированных трудовых ресурсов внутри АТЭС.
Многие выступающие указали на то, что Российская Федерация на данный момент слабо подготовлена к работе в тех параметрах и объёмах, которые связаны с Азиатско-Тихоокеанским регионом – в том числе, в части развития структурных институтов, наличия необходимого инвестиционного климата, позиции России в соответствующих рейтингах и т.д.
Китай заявил о дефективности российской экономики
В ходе дискуссии было обращено внимание на материал, опубликованный на днях информационным агентством «Синьхуа» (КНР), который получил большой международный резонанс и где были названы 6 ключевых дефектов российской экономики, которые, по мнению китайских специалистов, не позволяют развивать российско-китайское экономическое сотрудничество. Участники круглого стола отметили, что главной из этих шести указанных проблем является, на их взгляд, проблема инвестиционного климата в России.
О. Столяров подверг критике практически всё, что делается (точнее, не делается) Россией в азиатском экономическом контексте, проиллюстрировав свои выводы конкретными примерами из международной практики. Он подчеркнул, что у РФ – в отличие от всего цивилизованного мира – нет специальных Инвестиционных банков, функции которых берут на себя коммерческие банки, что полностью нарушает необходимые структурные условия для международной финансовой деятельности. Представитель Международного фонда развития регионов также акцентировал внимание участников на том, что России необходимо заниматься проблематикой трудовых ресурсов Азии в обязательном порядке, в том числе для решения вопросов по экономическому подъёму Сибири и Дальнего Востока.
А. Кнобель заявил, что среди стран АТЭС, согласно всем измерениям и рейтингам, Россия, по уровню развития, находится в наихудшем состоянии. Одними из главных препятствий для инвестиционной активности, по мнению специалиста, являются: сравнительно дорогая рабочая сила и неразвитые экономические институты.
«Зима и Терроризм»
Говоря о состоянии российского инвестиционного климата, В. Карлусов привёл пример со знакомым китайским бизнесменом, который, отвечая на вопрос о его личной оценке инвестиционного климата в РФ, произнёс только два слова: «Зима и Терроризм». Представитель МГИМО также отметил, что развитые страны далеко ушли от первичного этапа инвестиционного взаимодействия с партнёрами, работая уже не над максимизацией, а над оптимизацией инвестиционного климата. Однако РФ не подошла даже к первому этапу.
РАСПП предложил пути реализации тихоокеанских идей Шувалова
Представитель РАСПП Г. Трофимчук, в свою очередь, указал на то, что не может быть успеха на узком экономическом направлении без внедрения широкого набора инструментов – в том числе, в общественно-политической и информационной сфере. Ведущие страны АТЭС, в частности, такие как США, добиваются успеха, действуя не только в экономической плоскости. В этой связи стоит обратить внимание на заявление Вашингтона о его нацеленности на монополизацию всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Не может быть эффективной экономики без эффективной политики, хотя ошибочное мнение на этот счёт бытует в РФ до настоящего времени.
Таким образом, первым предложением РАСПП является создание, на саммите АТЭС, Пула неправительственных организаций (НПО) ведущих стран региона, которые могли бы действовать более свободно и мобильно, чем государственные структуры. Именно через формирование необходимой информационно-общественной почвы возможна практическая реализация тех главных задач, о которых заявил первый вице-премьер И. Шувалов: создание региональных торговых коридоров, развитие широкого тихоокеанского партнёрства, создание инвестиционного климата. Через предлагаемый РАСПП «пакетный подход» к проблемам возможен запуск и таких проектов, как, например, международная экономическая деятельность на Южных Курилах.
Г. Трофимчук указал на проблему «забытых» стран Азии, которые почему-то всегда выпадают из российского контекста – к примеру, таких, как Монголия, хотя её географическое расположение, между РФ и КНР, само говорит о стратегическом значении данной территории. Россия должна сосредоточить внимание, в ходе саммита АТР, и на проблемах стран Центральной Азии, так как возможная дестабилизация в этом регионе, усиление здесь внерегиональных сил по определению не позволит России оказывать активное влияние на континентальные процессы в целом. В этом случае Владивосток станет не «дверью» и не «окном», а, всего лишь, «форточкой» в Азию, через которую Россия уже не сможет реализовывать масштабных проектов.
Помимо «забытых» стран, в Азии имеются исторические партнёры Москвы, которые сами напоминают ей об огромном, и практически нереализованном, двустороннем потенциале. Вьетнам – одна из тех стран, с которыми у России имеется и политическая, и экономическая фора. Однако при этом Вьетнам почему-то не стоит на самом верху списка наших главных торгово-экономических партнёров. И это тоже вопрос РАСПП для саммита во Владивостоке.
Представитель Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей подчеркнул, что именно РАСПП стал одним из инициаторов создания таких структур как Российско-Филиппинский Деловой Совет и Российско-Киргизский Деловой Совет при ТПП РФ, которые вплотную приступили в реализации программы, касающейся высококвалифицированных азиатских трудовых ресурсов. В частности, по инициативе РАСПП в ТПП РФ проведена конференция на тему: «Филиппинские трудовые ресурсы в России: экзотика или перспектива?» Имеющиеся наработки РАСПП и его партнёров – РФДС и РКДС – должны стать практическим вкладом в деятельность Рабочих групп АТЭС по данному вопросу.
РАСПП считает: для того чтобы запустить эффективный механизм взаимодействия России с ведущими странами Азии, необходимо встречное движение – к примеру, включение азиатских партнёров в перспективные российские проекты: предполагаемый Арктический пул и т.п.
В заключение, Г. Трофимчук ещё раз подчеркнул, что для создания качественного инвестиционного климата необходимо предварительное создание климата информационного.
Департамент политического консалтинга РАСПП