Сфера малого и среднего предпринимательства России привлекает к себе в последнее время всё больше внимания, в том числе со стороны государственных органов, как один из важных механизмов развития отечественной экономики. О китайском опыте развития МСП, являющемся передовым и потенциально полезным для нашей страны, рассказала первый вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Маргарита Федотова...
Сфера малого и среднего предпринимательства России привлекает к себе в последнее время всё больше внимания, в том числе со стороны государственных органов, как один из важных механизмов развития отечественной экономики. Китайский опыт развития МСП, являющийся передовым, может оказаться полезным и для нашей страны.
Малые и средние предприятия давно и прочно вписались в экономический ландшафт Китая, оказывая позитивное влияние на общее развитие производства и, в конечном итоге, формирование внутреннего валового продукта. Этот же сектор является гарантией от любых кризисов и рисков, так как в его задачи в значительной степени входит социальная функция, имея в виду наличие десятков миллионов рабочих мест по всей территории страны.
В целом ряде случаев сфера МСП становится полигоном по практическому применению, обкатке новых технологий, которые впоследствии широко используются на крупных промышленных производствах. Как показывает опыт Поднебесной, малый и средний бизнес выполняет и здесь целый ряд других важных функций. В том числе к ним относится изучение проблем в области ведения бизнеса; предоставление льгот компаниям, применяющим новые технологии; разработка направлений развития МСП; организация всех видов мероприятий, связанных с деятельностью МСП; апробация организационных механизмов для поддержки микропредприятий; содействие в поиске путей финансирования и т.д.
Деятельность этого сектора экономики, с целью поддержки и развития, обеспечивает ряд специальных государственных органов, к числу которых относится Национальная комиссия по развитию и реформированию (NDRC, The National Development and Reform Commission), а также её отделения в структуре Китайского центра координации и кооперации бизнеса (CCBCC, The China Center for Business Cooperation & Coordination).
Одним из видов государственной помощи МСП в китайской практике стало предоставление кредитных гарантий, что, как известно из российского опыта, становится одним из факторов «выживания» того или иного микробизнеса на ранних стадиях его развития.
В Китае над этим вопросом работает специализированный Кредитный гарантийный фонд, который поддерживается целой сетью других финансовых структур. Например, одной из них является Китайская комиссия по банковскому регулированию (CBRC, China Banking Regulatory Commission), облегчающая поиск оптимальных форматов кредита для МСП. Одной из главных функций CBRC, в реальной практике, стало значительное снижение кредитной нагрузки на предпринимателей.
Особую стимулирующую роль для процветания малого и среднего бизнеса оказывают активно создаваемые свободные экономические зоны (СЭЗ), одна из главных задач которых – привлечение средств инвесторов из-за рубежа и создание технопарков, где представителям МСП предоставляются максимально благоприятные условия для ведения бизнеса. Кроме этого, формат СЭЗ позволяет микробизнесу решать текущие вопросы во взаимодействии с местной властью.
Как и в России, китайский малый и средний бизнес признан основным «мотором» экономического развития, который решает проблему наличия доступных, для населения, и качественных товаров в необходимых объёмах; способствует увеличению объёма экспорта (в том числе на российский рынок); и, как уже было сказано, гарантирует наличие рабочих мест для граждан страны даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, в том числе связанных с перманентными мировыми экономическими кризисами.
Безусловно, России есть, что взять себе на заметку, рассматривая и анализируя китайский опыт заботы о малом и среднем бизнесе.
Маргарита Федотова,
первый вице-президент РАСПП