+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Россия почти опоздала инвестировать "в село" АТЭС

06.05.2012

3 мая Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП) принял участие в экспертном круглом столе на тему: «СОДЕЙСТВИЕ ИНВЕСТИЦИЯМ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО», организованном Российским центром исследований АТЭС и состоявшемся в Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.

 

С основными докладами выступили:

 

- Михаил САВОСТЬЯНОВ, руководитель направления продовольственной безопасности РИЦ АТЭС,

- Николай БОРХУНОВ, заведующий отделом ценовых и финансово-кредитных отношений ВНИИ экономики сельского хозяйства («Проблемы инвестиций в сельское хозяйство»),

- Евгений ОСТАПКЕВИЧ, консультант Департамента Азии и Африки Минэкономразвития («Перспективы сотрудничества России с экономиками АТЭС по развитию агропромышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока в целях обеспечения продовольственной безопасности»),

- Ирина ДЕРЮГИНА, ведущий научный сотрудник отдела экономических исследований Института востоковедения РАН («Иностранные инвестиции в сельское хозяйство экономик АТЭС»),

- Владимир ТАРАСОВ, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности ВНИИ экономики сельского хозяйства («Состояние и перспективы прямых российских инвестиций в АПК развивающихся экономик»).

 

В ходе дискуссии выступили:

 

- Григорий ТРОФИМЧУК, ведущий эксперт Департамента политического консалтинга РАСПП,

- Аркадий ЗЛОЧЕВСКИЙ, президент Российского зернового союза,

- Алексей АЛЕКСЕЕНКО, начальник аппарата, помощник руководителя Россельхознадзора,

- Мушег МАМИКОНЯН, Мясной союз России,

- Вячеслав ДВОРНИК, коммерческий директор компании «Алтайские мельницы»,

- Наталья ШАГАЙДА, главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова.

 

В мероприятии также приняли участие:

 

- Александр АКИМОВ, заведующий отделом экономических исследований Института востоковедения РАН,

- Галина БЕЛОВА, ведущий специалист Информационного отдела РИЦ АТЭС,

- Сергей ВАСИЛЬЕВ, директор Департамента международного сотрудничества ТПП РФ,

- Рафкат ГАЙСИН, заведующий кафедрой политэкономии Экономического факультета Российского государственного аграрного университета МСХА им. Тимирязева,

- Александр НОВИКОВ, президент Института гуманитарных и экономических проблем продовольственной безопасности,

- Виктор РАСТЯННИКОВ, главный научный сотрудник, консультант Института востоковедения РАН,

- Армэн СААКЯНЦ, старший эксперт Департамента внешнеэкономического сотрудничества ТПП РФ,

- Вадим САЛТЫКОВСКИЙ, исполнительный директор Комитета по экономическому сотрудничеству со странами Азии и Океании ТПП РФ,

- Александр СЕРКОВ, главный научный сотрудник отдела аграрной политики и прогнозирования развития сельского хозяйства ВНИИ экономики сельского хозяйства,

- Сергей СОРОКОУМОВ, исполнительный директор комиссии РСПП по аграрно-промышленному комплексу,

- Борис ЧЕРНЯКОВ, руководитель Центра аграрных проблем США и Канады Института США и Канады РАН,

- Михаил ЯСКЕВИЧ, ЗАО «RS Energy»

и др.

 

Большинство докладчиков отметили существенное отставание России по ряду позиций, имеющих отношение к аграрной сфере АТЭС. Это связано как с физическими факторами (недостаточность снабжения хозяйств сельскохозяйственной техникой), интеллектуальными (отсутствие современных технологий), так и экономическими (инвестиции, рейтинги и т.д.).

Н. Борхунов продемонстрировал на конкретных примерах и цифрах стабильное падение поставок агрегатов и механизмов для аграрного сектора, что не позволяет говорить о перспективах отечественного сельского хозяйства в позитивном ключе, в том числе в контексте АТЭС. Выступающий также отметил проблему ВТО, которая в отношении РФ ещё до конца не изучена, однако уже сейчас ясно, что внешний контроль за отечественным сельским хозяйством в новом формате существенно усилится, что не позволит России повышать цены на свою продукцию и быть конкурентоспособной в принципе. Сельское хозяйство РФ, по слова Н. Борхунова, вступило в полосу неопределённости.

Вступив в ВТО, уточнил докладчик, мы откроем всем свои границы, и никто не знает, что будет после этого через 7-10 лет с нашим сельским хозяйством. Н. Борхунов констатировал, что надежды, которые возлагались в начале 90-х гг. на российское фермерство, не оправдались.

М. Мамиконян указал, что несмотря ни на что в РФ существенно усилился мясной сектор, и в первую очередь птицеводство. Однако есть опасения, что при вступлении России в ВТО все эти отечественные наработки будут моментально разрушены.

Г. Трофимчук обратил внимание на важность продовольственного опыта перенаселённой Азии для России. В огромной РФ живёт чуть более 140 млн. чел., которые не всегда обеспечены необходимым качественным питанием, в то время как на менее обширных, по территории, Китае и Индии, к тому же с населением более миллиарда жителей в каждой стране, правительство находит способы их прокормить. Достаточно взглянуть на Африку, которая живёт в режиме реального голодомора, чтобы понять, что Азия, всё-таки, находится в абсолютно ином, более высоком, продовольственном статусе.

Для сравнения, необходимо себе представить современную Россию, в которой живёт 1 млрд. человек, что, кстати, не является запредельной цифрой с учётом географических размеров государства. Однако при таком количестве собственных граждан Россия вряд ли бы спасла их от голода, так как даже при текущих демографических показателях в продовольственных магазинах подозрительно мало людей. И дело здесь совсем не в хорошем сервисе для населения. Мало кто сомневается, что если бы цены на продукты питания были, для основной массы россиян, действительно доступны, все эти товары залёживались бы на прилавках. Россия производит мало, поэтому продаёт много и дорого.

Таким образом, следует задуматься над опытом стран АТЭС в аграрной сфере: шире внедрять современные технологии выращивания и возделывания культур – тем более на российском Дальнем Востоке, где земли по назначению практически не используются. Фактически здесь может идти речь о новом освоении целинных, залежных земель.

Важно учесть, что Азия может поставлять не только сельскохозяйственные технологии, но и сельскохозяйственных рабочих, так как в самой России уже сложно найти людей, которые желают физически работать «на селе». Странно, что РФ до сих пор рассматривает миграцию из Азии исключительно в рамках продажи и производства ширпотреба или коммунального хозяйства, забывая о неограниченном аграрном рынке труда. В частности, эта тема могла бы заинтересовать Северную Корею, Вьетнам, некоторые другие страны (включая Центральную Азию), которые могли бы применять труд своих мигрантов на территории РФ с большей пользой для них самих и для наших государств в целом.

С помощью тех же специалистов из Азии в Сибири и на Дальнем Востоке возможно массовое возрождение животноводческих ферм, для производства свинины и т.д. Плюс ко всему, можно было бы увеличить поставки дешёвых морепродуктов из стран Азии, в частности Вьетнама. Россияне, как и азиатские жители – всеядны, поэтому для них, что называется, морепродуктов много не бывает. Однако сейчас эта продовольственная группа, в силу неэффективной таможенной и ценовой политики, продолжает находиться в разряде «элитных».

Такая международная кооперация автоматически позволила бы РФ занять в аграрной сфере АТЭС передовые, а не на последние, как сейчас, позиции. В результате, Москва закрыла бы для себя массу проблем одновременно: экономический подъём Дальнего Востока; кардинально иное, осмысленное регулирование миграционных потоков из Азии; решение продовольственного вопроса; внедрение передовых технологий в сельское хозяйство РФ.

Г. Трофимчук также отметил, что Вьетнам, в отличие от многих других стран Азии, российским массовым общественным мнением воспринимается положительно. Поэтому предприниматели из этой социалистической страны могут иметь в России намного более серьёзные перспективы, чем собственно российские бизнесмены, нацеленные, как в этом убеждены сами россияне, только на голое извлечение прибыли.

Президент Российского зернового союза А. Злочевский поддержал Г. Трофимчука, заявив, что проблемой освоения земель Сибири и Дальнего Востока практически никто не занимается. Россия может пойти на изменение норм ГМО, которое не окажет никакого негативного влияния на здоровье граждан, но позволит применять при возделывании культур в дальневосточном регионе новые технологии обработки. Уже сейчас огромные объёмы такого продовольствия может закупать, например, Япония, в которой действуют иные стандарты в отношении ГМО. Злочевский подчеркнул, что без необходимых нормативных корректировок на Дальнем Востоке, в силу специфики его земель и местного климата, вырастить в нужном объёме сегодня ничего нельзя вообще.

Тему участия Вьетнама в процессах внутри АТЭС и в рамках вопроса кооперации с Россией поддержали другие участники дискуссии. В частности, В. Тарасов подчеркнул, что с Вьетнамом, при определённой подготовительной работе, у РФ ещё имеются перспективы по инвестиционному взаимодействию, российским вложениям в сельское хозяйство этой страны, в отличие от других государств АТЭС, где все инвестиционные ниши в аграрном секторе уже прочно заняты.

Говоря о Вьетнаме, В. Тарасов особо подчеркнул качество работы компаний из этой страны – в частности, «Вьетсовпетро», превосходящей все аналоги.

Эксперт уточнил, что все инвестиции в Азию теперь будут идти «под флагом США» и на деньги Всемирного Банка, куда, кстати, вносятся и вклады РФ. Однако интересы самой РФ, при этом, почему-то не реализуются, в отличие от того же Китая, который, по словам В. Тарасова, недавно устроил США настоящую катастрофу, заблокировав американский экспорт бройлера в объёме 600 тыс. тонн. Поэтому, по мнению эксперта, Россию и втянули в ВТО: чтобы попытаться хотя бы 150 тыс. тонн сбросить сюда.

В. Тарасов проиллюстрировал активность КНР в инвестиционной сфере. К примеру, Китай выступил с инициативой постройки сахарного завода в Хабаровском крае, тем самым предлагая резко сократить нерациональную логистическую дугу, которая до сих пор применяется Россией – когда сахар заводится в дальневосточную часть страны через балтийские порты. Китайцы также предложили высаживать модифицированные «биотополя», растущие со скоростью бамбука, в Рязанской, Владимирской и других областях, и здесь же перерабатывать их на целлюлозу.

Представитель Россельхознадзора А. Алексеенко поставил вопрос о том, что инвестиционный процесс в зоне АТЭС должна возглавить какая-то конкретная российская структура, объединяя проекты и организации вокруг себя, так как в режиме самотёка здесь ничего не произойдёт.

Возвращаясь к проблеме ГМО, А. Алексеенко подчеркнул, что соответствующий негативный имидж здесь сформирован, в основном, китайцами, которые брали в аренду земли на Дальнем Востоке на год и полностью их истощали, заражая пестицидами. Сейчас РФ пошла на то, чтобы сдавать территории в аренду на значительно более длительные сроки, поэтому работающим на них китайцам стало просто невыгодно работать по прежним экстенсивным технологиям.

Интересно, что к руководству России недавно обратилось правительство КНДР с просьбой выделить в аренду под сельскохозяйственное производство 300 тыс. гектаров земли.

При этом, представитель Россельхознадзора указал на то, что на данный момент при вложении иностранного капитала в российское сельское хозяйство существуют колоссальные риски – прежде всего, биологические (африканская чума и т.п.).

Однако главным фактором риска А. Алексеенко всё-таки признал устаревшее российское законодательство, в котором не предусмотрены многие аспекты современной экономической жизни. По этой причине российский инвестиционный сельскохозяйственный тренд идёт вниз. На этом фоне в Нью-Йорке прошло специальное совещание по проблематике финансовых вложений в сельское хозяйство в глобальном масштабе, где главными субъектами инвестиций были определены Африка и Китай. При этом Россия, в качестве привлекательной для инвестиций территории, из этих списков исключена вообще.

И. Дерюгина, давая подробную аналитическую оценку инвестиционному климату в АТЭС, также подчеркнула, что «новую тенденцию в этой сфере демонстрирует Вьетнам – относительно небольшая, по территории, страна, которая всеми способами старается привлечь к себе иностранные инвестиции». Благодаря исключительно вложениям иностранного капитала Вьетнам в последнее время стал даже экспортировать рис, чего раньше никогда не было. Главная инвестиционная цель Вьетнама: увеличить долю вложений в сельское хозяйство страны.

Если, по словам И. Дерюгиной, Россия не будет вкладываться во Вьетнам, то тогда ей остаётся инвестировать только в аграрный сектор Африки для выращивания там генно-модифицированных продуктов. В Азию РФ может войти только с использованием новых технологий.

Подводя итоги дискуссии, многие участники констатировали, что Россия нуждается в единой внятной инвестиционной политике по отношению к аграрной сфере АТЭС. Способствовать этому должна не менее внятная информационная политика, которая, в том числе, позволит сформировать подходы к азиатским рейтингам, в которых Россия пока что неизменно находится на последних позициях.

 

 

Департамент политического консалтинга РАСПП

 

 

Фото внизу:

1. А. Злочевский (Российский зерновой союз), М. Мамиконян (Мясной союз России),

2.А. Алексеенко (Россельхознадзор),

3. В. Тарасов (ВНИИ экономики сельского хозяйства)

 

 

 



Возврат к списку