Министр финансов Антон Силуанов заявил о том, что в ближайшее время Россия и Китай создадут совместное рейтинговое агентство, призванное сопровождать двусторонние проекты, с целью дальнейшего выхода этой структуры на более широкий рынок. Целью данного решения является постепенный уход от предвзятой системы квалификации, формируемой западными рейтинговыми агентствами, до сих пор монопольно контролирующими эту сферу...
Министр финансов Антон Силуанов заявил о том, что в ближайшее время Россия и Китай создадут совместное рейтинговое агентство, призванное сопровождать двусторонние проекты, с целью дальнейшего выхода этой структуры на более широкий рынок. Целью данного решения является постепенный уход от предвзятой системы квалификации, формируемой западными рейтинговыми агентствами, до сих пор монопольно контролирующими эту сферу.
А. Силуанов связал это решение с изменившейся глобальной экономической ситуацией, на которую оказала существенное влияние ситуация на Украине. Однако, на наш взгляд, гораздо важнее то, что решение по формированию собственной и по-настоящему независимой системы оценок успешности той или иной экономики – и прежде всего, в Азии, в зоне приоритетных рынков – фактически состоялось.
Важно напомнить, что эксперты Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей ещё два года тому назад внесли идею о необходимости создания альтернативных рейтинговых агентств, которые позволили бы сформировать адекватную картину привлекательности восточных экономик, в том числе в плане увеличения инвестиционных потоков, в наибольшей степени зависящих от имиджа, созданного конкретному государству. В противном случае, даже при самых лучших экономических показателях целого ряда стран, в число которых входят Россия, Китай, Вьетнам, они не смогут преодолеть имиджевый барьер, целенаправленно формируемый для них брендовыми западными компаниями, которым участники рынка привыкли верить на слово, по умолчанию.
РАСПП не раз ставил вопрос о создании новых рейтинговых агентств на экспертных конференциях организованных на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, с участием ведущих специалистов. Отрадно, что прошло всего лишь около двух лет, и эта идея находит своё практическое воплощение на самом высоком уровне.
Возможно, дополнительным толчком к активизации профильных российских министерств стали не только события на Украине и объявленные Западом санкции в адрес РФ, но и то, что так называемая «большая тройка», в лице Fitch, Moody's и Standard & Poors, существенно снизила суверенный рейтинг России, в очередной раз спровоцировав разговоры об искусственном создании преференций своим собственным, и как бы «родным», западным участникам рынка. Как бы там ни было, но факт остаётся фактом: Россия и Китай далее не намерены молчаливо терпеть чужое и не совсем благожелательное доминирование в этой важнейшей сфере.
Как сообщает РИА Новости, А. Силуанов уточнил, что вначале предполагаемое «агентство будет заниматься оценкой проектов, инвестиций в области российско-китайского сотрудничества, с привлечением ряда азиатских стран, но впоследствии оно может выйти и на мировой уровень». Министр также подчеркнул, что это агентство должно быть «вне политики», оперируя исключительно экономическими параметрами.
По мнению российского вице-премьера И. Шувалова, такая структура вполне может быть не государственной, а частной, однако государству ничто не мешает ему помогать.
В любом случае, мы можем констатировать принципиальный момент: мир стоит на пороге передела одной из самых значимых сфер контроля глобальной экономики, ведь в иных случаях «печать» влиятельной рейтинговой фирмы становится важнее реальной экономики, т.е. того продукта, который сделан физически, в отличие от виртуального вердикта.
Вице-президент РАСПП
Виталий Монкевич