+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Здоровая миграция ("Петровка 38" о заседании ОКС УФМС)

30.06.2012

ЗДОРОВАЯ МИГРАЦИЯ

 

Еженедельная газета ГУ МВД РФ по г. Москве и Благотворительного фонда «Петровка, 38» опубликовала отчёт о заседании Общественно-консультативного совета УФМС России на тему здоровья трудовых мигрантов, в котором принял активное участие Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей. 

Очередное плановое заседание провёл в столице Общественно-консультативный совет при УФМС России по г. Москве. Мероприятие привлекло внимание довольно большого числа не чуждых проблемам миграции людей — в их числе учёные, преподаватели, представители диаспор.

Первой темой, освещённой в этот день в зале заседаний УФМС, была общая  оценка миграционной ситуации в столице. Информацией об этом поделился с присутствовавшими заместитель начальника УФМС России по г. Москве Сергей Антонников. Основой его выступления стали статистические факты.

Официальные данные Миграционной службы в отношении столицы таковы: на учёте состоит почти 400 тысяч иностранных граждан, что на 50 тысяч превышает их число за соответствующий период прошлого года. Более полумиллиона иностранцев поставлено на учёт за прошедшие четыре месяца. Абсолютное большинство из них — более половины — указали целью визита работу или дела частного характера. Туристически привлекательной наша столица за этот период оказалась лишь для 50 тысяч человек — роста в сравнении с прошлым годом нет.

Но, конечно, жителей Москвы интересует не сухое цифровое переложение бурного миграционного потока, а то качественное влияние, которое оказывают приезжие на столичное общество. Впрочем, его тоже можно выразить статистически.

За истёкший период 2012 года всего по данным ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве в нашем городе совершено 55277 преступлений. Цифра практически не изменилась с прошлого года. В шестой части этих деяний повинны приезжие. Нужно подчеркнуть, что речь в данном случае идёт не только об иностранцах, но и о тех жителях России, для которых Москва является временной остановкой. Именно они ответственны за две трети преступлений, совершённых не жителями Москвы.

Обращает на себя внимание бурное снижение правовой сознательности гостей дальнего зарубежья — полиции пришлось заниматься ими на 40% чаще, чем в прошлом году. Бить в колокола однако не стоит: такой невероятный рост обусловлен той простой причиной, что представители дальнего зарубежья в абсолютных цифрах совершают очень мало преступлений, и на 40% их число повысила всего лишь дюжина дополнительных эпизодов.

Снизилась преступная активность жителей ближнего зарубежья. Разница в 7%, но здесь не приходится говорить о малом общем числе преступлений — их в этом году совершено более двух с половиной тысяч.

Для 2384 гостей столицы шалости с законом окончились их выдворением из страны, треть от этого числа покидала пределы РФ под конвоем.

Многим иностранным гражданам и лицам без гражданства их проступки дорого обошлись в материальном плане: всего с них взыскано штрафов на общую сумму более чем в двести миллионов рублей.

После того как Сергей Антонников поделился данными, описывающими миграционную ситуацию в городе, слово взял ответственный секретарь, член Общественно-консультативного совета, директор проектов фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский. Его доклад касался прошедшего заседания Научно-экспертного совета ОКС «Национальный вопрос в переписи населения. Москва и Россия».

В общей сложности в столице по данным переписи 2010 года проживает 11,5 миллиона человек. Это на миллион с лишним больше, чем было на момент предыдущей переписи в 2002 году. И, глядя на национальный состав, мы можем обнаружить данные, которые, может быть, остудят пыл некоторых горячих националистических голов — этот рост почти целиком обеспечен русским этносом, чья численность возросла с 8 808 0009 до 9 930 410 человек, что составляет 91,6% от общего населения столицы. Посему, даже если верны легенды о тысячах и тысячах скрывающихся где-то в недрах общежитий и заброшенных домов армий среднеазиатских рабочих, ситуация явно далека от той истерической картины, которую любят нарисовать любители зайти с националистической карты.

— Их гиперболизация отнюдь не безобидна, — подчеркнул Юрий Московский. — Она формирует в массовом сознании искаженную картину мира, что приводит к неверным управленческим решениям как на государственном уровне, так и в бизнес-сфере. Кроме того, подобная информация провоцирует рост ксенофобии и служит питательной средой для разного рода экстремистских групп.

Конечно, приведённые цифры — не истина в последней инстанции. Однако более объективных данных не существует, и все попытки отвергнуть их — не более чем спекуляции.

Завершая разговор об этническом составе столицы, стоит отметить, что, возможно, в самое ближайшее время произойдёт рокировка между второй и третьей позицией в списке крупнейших этносов города. Украинцы, численность которых в прежние годы составляла четверть миллиона человек, теперь не достигают отметки и в 155 тысяч человек из-за процесса обрусения. Тогда как находящиеся на третьем месте татары за 8 лет, прошедшие от переписи до переписи, практически сохранили свою численность и теперь всего на пять тысяч человек отстают от украинцев.

Хотя в данном случае к официальным данным следует подходить особенно придирчиво: дело в том, что на эти не слишком значительные по численности в масштабах Москвы диаспоры приходится почти 700 тысяч человек, не указавших национальность. Это тёмное пятно, сливающееся в знак вопроса, который стоило бы поставить после представленного ранжира.

Несколько слов было сказано об интеграции мигрантов в российскую культурную среду. Одним из основных направлений в этом деле должны стать программы изучения русского языка для тех, у кого государственный язык РФ не является родным или вовсе незнаком. Поднявший эту проблему ведущий эксперт Департамента политического консалтинга Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Григорий Трофимчук отметил:

— В этом вопросе важна роль лидеров диаспор: они, как представители проживающих в Москве народов, должны внимательнее отнестись к своим общественным обязанностям и первыми должны оказывать содействие российским властям в подобных инициативах.

Третьей темой являлась студенческая и школьная практика волонтёров в Миграционной службе. О ней коротко рассказал руководитель рабочей группы по взаимодействию с молодёжью и молодёжными организациями, член ОКС Герман Косаковский. Главным образом, он коснулся организуемого во взаимодействии с ГБУ г. Москвы «Гражданская смена» и Департаментом семейной и молодёжной политики проекта по привлечению волонтёров из числа студентов и старшеклассников к практике в органах УФМС.

Тема эта вызвала большой интерес, и Герману Корсаковскому пришлось в ходе ответов на вопросы из зала расширить своё лаконичное сообщение. Но, так как проект пилотный, о значимых подробностях он пока рассказать не мог.

Четвёртой по списку, но центральной по информационному объёму и значимости шла тема влияния внешней миграции на эпидемиологическую обстановку в столице. С подробным докладом по этому поводу выступил директор медицинского центра Всеволод Храмцов.

Приведённые им данные аудиторию потрясли. Эпидемиологическая ситуация в среде мигрантов почти катастрофическая: показатели СПИДа, сифилиса, гепатита и туберкулёза в несколько раз превышают аналогичные показатели среди москвичей — это при огромной разнице в численности. Зачастую, болезнь диагностируют при летальном исходе.

Хуже всего, что проблема здоровья мигрантов не замкнутая — приезжие, до последнего игнорирующие болезнь, находятся на тех же самых улицах, в том же самом общественном транспорте, что и москвичи. Продемонстрированные графики отражали жуткий рост в столице и стране в целом множества опасных заболеваний не то что в сравнении с советскими временами, но и с совсем недавними годами.

— Если рост заболеваемости продолжится в таких же темпах, то к 2020 году мы будет тратить на лечение 20% бюджета, — предупредил Всеволод Храмцев.

От органов власти в решении этого вопроса требуется предельная слаженность и быстрота — в конце концов, вирусы равнодушны к препонам бюрократии и проникают в высокие кабинеты куда быстрее, чем самые бойкие из страждущих граждан.

В развитии сложной эпидемиологической ситуации повинно множество факторов. Один из главнейших заключается в том, что иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме, не обязаны представлять справку о своём здоровье и могут не проходить медицинское обследование до 90 суток, пока ищут возможность трудоустройства. Логика этого решения вызывает недоумение: будто патогены в это время будут помогать безработному в его поисках и только потом начнут свою разрушительную деятельность.

Мешает и отсутствие в Москве единой медицинской базы мигрантов, универсального медицинского полиса приезжего, специализированных центров для обследования иностранцев. Эти недочёты тем более удивляют при наличии того факта, что подобный комплекс уже создан в Санкт-Петербурге. Там он доведён до совершенства, заключающегося в системе «одного окна»: мигрант может получить весь комплекс необходимых услуг (не только медицинских) в одном месте, без лишней бюрократии. Почти все выступавшие отмечали высокую эффективность петербургской системы и призывали наладить должное межведомственное взаимодействие для изучения и применения опыта Северной столицы в условиях Москвы.

Поддержала Всеволода Храмцева в его тревогах и начальник отдела Роспотребнадзора Москвы Татьяна Иванова. Она обратила внимание, что больных намного больше, чем указано в отчёта, и тоже подчеркнула важность создания комплексной системы медицинского освидетельствования мигрантов, в рамках которой функционировала бы единая база по приезжим.

Член научно-экспертного совета ОКС, президент фонда «Институт развития» и вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев заявил:

— Данные об эпидемиологической обстановке в городе, изложенные на совете, вызывают ужас.

Он призвал совет обратиться к Правительству Москвы с предложением о создании столь необходимой межведомственной комиссии для разработки экстренных мер по нормализации эпидемиологической обстановки в городе. Первейшей её задачей должна стать разработка постановления о запрете трудоустройства мигрантов без медицинской аттестации. При этом наказываться должны не только ослушавшиеся запрета, но и потакавшие им работодатели, не соображающие, что в погоне за «длинным рублём» они повышают опасность и для себя, и для всех своих близких. Разумеется, комиссия должна также озаботиться разработкой единой системы контроля за состоянием здоровья мигрантов, в чём немалым подспорьем станет петербургский опыт.

Кроме того, не следует забывать, что недобросовестные мигранты — это только часть проблемы, на другом конце которой недобросовестные москвичи, продающие приезжим всевозможные справки о здоровье. Двойственность проблемы ещё раз подчёркивает важность плотного взаимодействия многих ведомств в деле решения столь насущной проблемы.

Чрезвычайно важна и поддержка национальных диаспор. Ведь все обсуждаемые меры — это не план обороны Москвы от каких-то «чумных» никому не нужных приезжих. Это план обороны в первую очередь самих этих приезжих.

Иностранцы или россияне, национальные диаспоры или коренные москвичи — мы делим один город, и без общих усилий общую беду не разрешить.

 

Денис КРЮЧКОВ,

"Петровка 38"

http://petrovka-38.com/nums/7238.htm



Возврат к списку