+7(800)775-5203
+7(499)290-5206

Школы Азии вырываются в лидеры

21.10.2011

Школы Азии вырываются в лидеры

Вх.165/2011. Азиатские бизнес-школы заметно потеснили ведущие американские и европейские университеты в рейтингах авторитетных мировых изданий. Качество образования в Азии высоко, при этом стоимость обучения и требования к результатам GMAT гораздо ниже, чем на Западе.

В этом году в десятку лучших школ бизнеса по версии Financial Times вошли аж две азиатские школы. Хотя еще 10 - 15 лет назад об азиатских программах MBА вообще мало кто слышал. Это абсолютно новый тренд в бизнес-образовании.

 

Взлет на вершину рейтингов

Стремительный подъем школ Азиатско-Тихоокеанского региона эксперты объясняют результатами невероятных усилий менеджмента университетов и сложившейся экономической ситуацией в азиатских странах. "Ведущие азиатские бизнес-школы смогли обеспечить адекватное качество преподавания, выстроить систему обучения, трудоустройства выпускников на том же уровне, что и топовые западные школы, - говорит Николай Шмелев, коуч МВА Consult, выпускник Международного университета Японии (2003 г. - "Известия"). - Конечно, это потребовало больших усилий, поддержки со стороны властей ряда стран". Тем не менее в итоге азиатские школы обеспечили себе место в авторитетнейших рейтингах рядом с признанными во всем мире школами, которые десятилетиями занимают первые места.

Роман Вихарев, генеральный директор оптико-электронного холдинга "Росс" (выпускник гонконгской ЕхМВА Kellogg-HKUST 2010 г.), считает, что взлет на вершину рейтингов азиатских школ отражает текущую экономическую ситуацию: "В Азии есть реальная возможность учиться и работать. Уровень среднестатистического студента азиатской бизнес-школы на полпорядка выше уровня среднестатистического студента в Америке или Европе".

В дальнейшем азиатские школы будут только наращивать свои позиции. Наверное, эта осень и следующий год - последняя возможность поступить в топовые бизнес-школы, заплатив существенно меньше, чем на Западе. "Те школы, которые еще недавно котировались как региональные, уже вышли на глобальный уровень. По мере роста позиций в рейтингах растет и стоимость обучения. Какие-то гранты сегодня еще можно получить, но я уверен, что через короткое время ситуация изменится", - уверен Алексей Астафьев, заместитель начальника департамента международного сотрудничества ОАО "РЖД", окончивший в 2010 году программу МВА гонконгского HKUST.

 

Масса преимуществ 

Если говорить о лучших азиатских МВА-программах, то они на 100% соответствуют всем критериям топовых европейских и американских MBA-программ по таким параметрам, как уровень преподавания, качество учебных материалов, мастерство преподавателей. "Любые знания, которые вы получили бы в Гарварде или Оксфорде, вы можете получить в Гонконге или Сингапуре", - уточняет Николай Шмелев. Вместе с тем стоимость обучения в Азии ниже. В среднем два года обучения по азиатской программе МВА обойдутся в $30 - 40 тыс., при том что можно найти программы и по $18 тыс. Для сравнения: аналогичные программы в Америке могут стоить $80 - 100 тыс.

Еще одно преимуществ азиатские школы предлагают более гибкие по длительности обучения программы. Слушатель может выбрать 16-, 17-, 18- или 24-месячный курс обучения. Это существенное отличие от программ тех же европейскими американских школ.

Достоинство - для кого-то и недостаток - довольно лояльные требования к поступающим. На родине |9% населения земного шара топовые школы требуют результаты GMAT в среднем на 50 - 100 баллов ниже, чем ведущие западные школы. К примеру, China Europe International Business School в Шанхае заявляет, что для поступления к ним результат GMAT должен быть 600 баллов и выше. Аналогичные требования у Nanyang Business School и NUS National University of Singapore. Для поступления в IIM Ahmedabad (India) результат GMAT должен быть от 700 баллов и выше.

В рейтинге Financial Times 2011 года "100 лучших бизнес-школ мира" 10 азиатских университетов. Причем семь из них вошли в первые 35 позиций рейтинга. Такой стремительный рост качества азиатских школ - уникальное явление для рынка бизнес-образования. Для сравнения около 20 лет назад на вершину рейтинков попали европейские школы, но их восхождение не было даже на половину таким стремительным.

Место в рейтинге FT "100 лучших бизнес-школ мира"

В школах Азиатско-Тихоокеанского региона весьма разнообразный студенческий состав, что способствует налаживанию деловых связей по всему миру. До 20% студенческого состава в Азии - американцы и европейцы. 80% - студенты из Китая, Индии, Таиланда, Южной Кореи и других стран АТР. Россиян здесь сегодня менее 1%.

Кстати, философия руководителей большинства восточных бизнес-школ такова: если студент приехал в регион обучаться бизнесу, то он должен получить еще и бонус в виде знания языка. Языковые курсы на МВА-программах большинства университетов - эта норма. "У вас есть возможность за два года обучения в регионе выучить язык. Другой вопрос - насколько реально уделять время изучению восточных языков при той нагрузке, которую вы имеете в процессе получения бизнес-степени, - говорит Николай Шмелев. - У нас в International University of Japan был курс японского языка, и многие студенты с энтузиазмом записывались на него в первые месяцы обучения. Но потом многие расставили приоритеты по-другому и отказались от изучения японского".

"В HKUST были курсы изучения китайского, и это было сложно. Но многие европейцы ехали сюда специально за китайским. Если вы хотите работать в материковом Китае, то язык, безусловно, нужен. Большинство приличных вакансий требует хорошего знания языка. Работая в Гонконге, можно обойтись и без китайского, но в любом случае владение им даже в Гонконге будет весомым преимуществом, потому что сам Гонконг, конечно, "заточен" под Китай", - добавляет Алексей Астафьев.

 

Японско-корейский нюанс

В списках топовых азиатских бизнес-школ отсутствуют южнокорейские и японские университеты. По мнению экспертов, в случае с Японией это объясняется менталитетом нации. Японские концерны ориентируются скорее на внутренние ресурсы, в том числе кадры. И роль корпоративного университета здесь даже весомее роли бизнес-школ. Впрочем, в Японии есть англоязычные MBA-программы, например, в International University of Japan, в Waseda University (старейший частный университет Японии,"японский Оксфорд"). В Южной Корее, несмотря на внушительный экономический рост, достойной MBA-программы пока нет. Республика, например, участвует в exchange-программах гонконгского HKUST. Курсы в основном читают на корейском, редко - на английском, и даже этот английский европейцу понять сложно. 95% студентов в Южной Корее - корейцы. Это в основном сотрудники корпораций, которые обучаются потоками. Также встречаются европейцы и американцы по программам обмена.

 

Ложка дегтя

К сложностям обучения можно отнести возможные проблемы с пониманием "азиатского" английского. Но и этот пробел в конечном итоге можно расценивать как преимущество. По окончании обучения это может стать конкурентным преимуществом в профессиональной деятельности, если нужно будет проводить переговоры с китайскими, сингапурскими или корейскими партнерами.

Более существенный минус азиатского бизнес-образования - в его непопулярности. "Российские работодатели даже таких названий азиатских университетов не слышали! Если работодателю придется выбирать между кандидатом с гонконгским дипломом и соискателем с дипломом топовой европейской или американской школы, то скорее всего предпочтение он отдаст второму кандидату. Но если речь идет о позиции, связанной с азиатским рынком, то здесь преимущество на стороне обладателя азиатского диплома", - уточняет Астафьев.

 

Финансовая поддержка

Удивительно, но истинно восточная традиция торговаться прослеживается и в азиатском бизнес-образовании. Гранты и стипендии не раздают здесь автоматически. Финансовая помощь - это способ привлечения в школу студентов высокого уровня. Если школа уже стала топовой, то недостатка в них она, как правило, не испытывает. Впрочем, у каждого университета к вопросу грантов свой подход. "В моем университете политика была такова: никому из японцев финансовую помощь не оказывали. Всем иностранцам в полном объеме компенсировали расходы на обучение и проживание. Но International University of Japan пока не очень известен в мире. И таким образом университет привлекает иностранных студентов", - рассказывает Шмелев.

Гонконгский HKUST намного сдержаннее в вопросе стипендий и грантов. Студенту нужно доказать, что он достоин финансовой помощи. Не так давно грант удалось получить студентке из Самары. Университет покрыл россиянке 20% расходов на обучение. Правда, получить финансирование девушке удалось не с первого раза. Трижды она отправляла запрос на стипендию. Торг оказался уместен - 1/5 диплома россиянке досталась бесплатно.

 

 

Инна Зубарева  (Бизнес-образование, Тематический проект газеты "Известия", сентябрь 2011 г.)



Возврат к списку