3 апреля 2025 года прошла стратегически важная конференция «Россия & Китай: как выстроить долгосрочные и взаимовыгодные отношения», посвященная важным темам взаимодействия российского и китайского авторынка. Целью конференции было не только рассказать о болях и статистике, но и найти реальные решения и предложения по улучшению сотрудничества России с Китаем. Мероприятие собрало более 300 участников со всей России и Китая. Встреча была инициирована Российско-Азиатским союзом промышленников и предпринимателей (РАСПП) и Минпромторгом РФ, при поддержке посольства КНР, компании InsightHub и ведущих отраслевых ассоциаций.
Мы благодарим стратегических партнеров, которые поддержали нашу встречу: CarCraft, Зетта Страхование, страховой брокер Remind, АО «ЭЛТ-ПОИСК», А24 и ЭНЕРГОГАРАНТ.
Встреча прошла при активной поддержке инфопартнеров и была освещена в ведущих отраслевых СМИ.
Своим опытом поделилось более 14 спикеров, которые представили видение со стороны государства, автодилеров и дистрибьюторов.
Спикеры мероприятия — ведущие эксперты в области автопроизводства — поделились практическими решениями, проблемами и высказали свою позицию относительно локализации китайских брендов в России.
Стратегическое партнерство в автомобильной сфере
За последние три года китайские автопроизводители значительно укрепили позиции на российском рынке. Полномочный министр посольства КНР в РФ господин Лю Цзюнь подчеркивает, что сотрудничество вышло на новый уровень — товарооборот достиг рекордных 240 миллиардов долларов. При этом президент корпорации «Чжэньтун Интернешнл» Сунь Бохуэй обратил внимание на снижение поставок в начале 2025 года, связывая это с возросшими таможенными барьерами.
Виктор Звагельский, Заместитель Председателя Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития, а также президент Ассоциации китайских автопроизводителей, подробно рассказал о проблемах с локализацией. Важно адаптатировать производства к российским условиям и при необходимости перепрофилировать простаивающие заводы.
Особое внимание, по словам Виктора Звагельского, требует совершенствование нормативной базы. Необходимо пересмотреть политику утилизационного сбора и упростить таможенные процедуры. Об этом же говорил и Сунь Бохуэй, связывая снижение поставок в начале 2025 года с возросшими таможенными барьерами.
Сотрудничество России и Китая в автомобильной сфере имеет значительный потенциал. Виталий Манкевич - Председатель РАСПП, считает, что развитие совместных производств и работа над электромобилями позволят вывести партнерство на новый уровень.

Позиция государства
Николай Евгеньевич Шмидт - Директор по маркетингу и коммерции ФГУП «НАМИ» - выступил с темой «Локализации производства автокомпонентов и транспортных средств, а также возможностях поддержки со стороны ФГУП «НАМИ».» Он представил план достижения 80% уровня локализации производства к 2035 году, а также объяснил механизм специальных инвестиционных контрактов и подчеркнул важность российского контроля над интеллектуальной собственностью. Николай Евгеньевич поделился информацией по системе оценки локализации по 719-му постановлению, озвучил необходимое количество баллов для более глубокой локализации для разных типов автомобилей.
В продолжение про позицию государства выступил Тадевосян Карен Самвелович - начальник отдела государственного надзора и контроля Управления метрологии, государственного контроля и надзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - на тему “Обеспечение конструктивной безопасности транспортных средств”. Росстандарт осуществляет Федеральный государственный контроль надзор в отношении находящихся в обращении транспортных средств и компонентов транспортных средств и шасси, то есть до начала их эксплуатации, ведет соответствующие реестры в рамках технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, утверждает документы об оценке соответствия.
Карен Тадевосян обозначил основную проблему - несоответствие продукции сертифицированному образцу: транспортные средства сертифицируются по золотому образцу, но при производстве и поставках выпускаемая продукция не соответствует этому образцу. Также были выявлены случаи использования несертифицированных автокомпонентов, которые заменяют заявленные в одобрении типа компонентов.
Среди основных причин были названы следующие:
- Производители пытаюсь скрыть недостатки своей продукции;
- Нарушение правил эксплуатации и так далее
Тем не менее, он готов к сотрудничеству и предложил следующие решения:
- Усиление контроля качества продукции на этапе производства;
- Исключение попыток обхода требований;
- Проведение корректирующих мероприятий и так далее.
В завершении своего выступления Карен Тадевосян открыт к коммуникациям и готов помогать в решении таких проблем!

О китайских автомобилях: ключевые тренды и перспективы
Сергей Удалов, исполнительный директор компании «Автостат», представил комплексный анализ положения китайских автопроизводителей в России. Его выступление охватило текущую ситуацию на рынке, особенности спроса в регионах и перспективы сотрудничества.
Китайские бренды демонстрируют уверенный рост на российском рынке. По итогам 2024 года они заняли 61% сегмента средних и тяжелых коммерческих автомобилей. Особенно заметно их доминирование в категории SUV-C, где доля достигла 88% при общем объеме продаж около 400 тысяч единиц. Наиболее выражена концентрация в Москве и Подмосковье – здесь реализовано 314 тысяч автомобилей, а доля китайских марок составила 70%. Схожие цифры наблюдаются в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае, где китайские производители контролируют 65-70% рынка.
Ценовая политика китайских брендов также укрепляет их позиции. Средняя стоимость новых автомобилей китайского производства превысила общерыночную, составив 3,5 млн рублей против 3,12 млн. При этом такие модели как Haval Jolion сохраняют премиальный статус без потери покупательского спроса.
Однако на рынке также наблюдаются существенные проблемы. Наиболее острыми остаются вопросы обеспечения запчастями – их дефицит приводит к длительным срокам ремонта, сопоставимым с европейскими премиальными марками. Сервисная инфраструктура также слабо развита и требует срочного развития.
Сергей Удалов ожидает сокращения рынка на 10-20%, отмечая при этом, что расширение дилерских сетей (уже насчитывающих 4400 центров по стране) и локализация поставок остаются ключевыми факторами роста.
«Рынок открыт для китайских производителей, но конкуренция уже высока, – подчеркнул спикер. – Те, кто сделает ставку на качество сервиса и клиентский опыт, останутся в лидерах».
По мнению эксперта, успешное развитие китайских брендов в России потребует улучшенной логистики запчастей, адаптации модельного ряда к региональным особенностям и последовательных инвестиций в маркетинговые стратегии.
Далее выступил Кирилл Якимишен, заместитель генерального директора ГК Зетта Страхование, который представил анализ состояния страхового рынка в контексте роста популярности китайских автомобилей.
По данным Зетта Страхования, страховой рынок России демонстрирует рекордную динамику, в 2024 году он увеличился на 63%, до 3,7 трлн рублей, опередив рост номинального ВВП. Ключевым драйвером рынка стал сегмент страхования жизни, а в страховании non-life основной рост пришелся на мотор, ДМС и корпоративные виды. Премии в автостраховании составили 40% от общего объема бизнеса «не-жизни» и достигли 0,7 млрд рублей. Однако 2025 год может стать достаточно сложным для российского авторынка из-за изменений кредитной политики и экономической ситуации.
Важную роль играет стремительный рост доли китайских автомобилей в структуре страховых премий. В первом квартале 2025 года она стала доминирующей, практически вытеснив другие бренды. При этом на рынке подержанных автомобилей китайские марки уже занимают около 15%, демонстрируя устойчивую положительную динамику.
Кирилл Якимишен развеял один из самых распространенных мифов. Китайские автомобили не теряют стоимость быстрее других, напротив, они показывают лучшую статистику продления страховки после погашения кредита по сравнению даже с корейскими аналогами.
Однако эксперт выделил и серьезные проблемы. Дефицит запчастей для китайских автомобилей хотя и сдерживается производителями, все еще остается большой проблемой. Еще более тревожным выглядит показатель среднего срока ремонта, который для китайских марок сравнялся с показателями немецких премиальных брендов, чей импорт в Россию сейчас ограничен.
"Серьезным вызовом станет возвращение на рынок корейских и японских производителей, - отметил Якимишен. - Их отлаженная логистика и налаженные складские сети могут существенно повлиять на конкурентный баланс".
В заключение спикер подчеркнул, что страховые компании готовы к работе с китайскими брендами, но для устойчивого развития необходимо:
- Создание эффективной системы поставок запчастей
- Развитие электронных каталогов
- Снижение сроков ремонта
- Оптимизация стоимости страховых продуктов
"Российские потребители активно пересаживаются на китайские автомобили, и этот тренд будет продолжаться, - резюмировал Кирилл Якимишен. - Но долгосрочный успех зависит от того, насколько быстро производители смогут решить текущие проблемы послепродажного обслуживания.
Генеральный директор аналитической компании "Индекс" Виталий Кравец рассказал об актуальном состоянии сектора послепродажного обслуживания, уделив особое внимание вызовам для китайских автопроизводителей.
Российский рынок автосервисов достиг в 2024 году объема 1,54 трлн рублей, демонстрируя устойчивый рост. При этом структура рынка претерпела значительные изменения: 56% услуг оказывают официальные сервисные центры, 30% приходится на установку запчастей, приобретенных клиентами самостоятельно, и 13% составляет полностью самостоятельный ремонт.
Кравец выделил несколько ключевых тенденций, формирующих современный ландшафт послепродажного обслуживания:
- Стремительный рост онлайн-продаж автокомпонентов через маркетплейсы
- Постепенное старение автопарка - более половины автомобилей превысили 10-летний возраст
- Снижение приверженности клиентов официальным дилерам после истечения гарантийного срока
Особое внимание в выступлении было уделено специфическим проблемам, с которыми сталкиваются российские дилеры:
- Острая нехватка квалифицированных технических специалистов
- Отсутствие комплексных электронных каталогов запасных частей
- Завышенные ожидания российских потребителей относительно уровня сервиса от китайских брендов
"Современный российский потребитель стал значительно более требовательным, - подчеркнул Кравец. - При этом 67% автовладельцев уже имеют опыт эксплуатации китайских автомобилей, тогда как 57% из оставшейся трети категорически отказываются их рассматривать как вариант для покупки".
Эксперт предложил конкретные меры для укрепления позиций китайских брендов на российском рынке:
- Развитие сети мультибрендовых сервисных центров
- Создание исчерпывающих электронных каталогов запчастей
- Внедрение программ лояльности для клиентов после окончания гарантийного периода
- Адаптация ценовой политики на запасные части и сервисное обслуживание
Далее слово взяли Армен Гюлумян (страховой брокер Remind) и Анна Шишкина (АО «ЭЛТ-ПОИСК»). Спикеры рассказали об инновационном подходе к интеграции страховых и финансовых услуг для автобизнеса.
Современные технологии уже кардинально изменили рынок автострахования. Платформа, разработанная компаниями Remind и ELT Поиск, позволяет сократить время оформления страхового полиса с привычного часа до 1 минуты, а процесс одобрения кредита занимает не более 5 минут. Такой прорыв стал возможен благодаря глубокой интеграции всех финансовых продуктов в единую цифровую экосистему.
По данным спикеров, более 50% всех автомобилей в России уже страхуются через систему ELT Поиск, при этом платформа демонстрирует впечатляющий уровень одобрения автокредитов: 58% против среднерыночных 50%.
В 2025 году ключевой проблемой для китайских производителей станет отсутствие готовых решений для автомобилей с истекшей гарантией. Директор по маркетингу страхового брокера Remind Армен Гюлумян отметил: "Мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: китайские бренды массово вышли на российский рынок, но не подготовили инфраструктуру для сопровождения продаж подержанных автомобилей". В ответ на этот вызов в брокере Remind предлагают создание программ сертифицированных автомобилей и продленной гарантии на уровне брендов, которые можно разворачивать на всю дилерскую сеть.
Анна Шишкина подробно рассказала о технологических возможностях платформы, которая уже интегрирована с 16 банками-партнерами. Система обеспечивает не только мгновенное оформление финансовых продуктов, но и предлагает дилерам мощные аналитические инструменты для работы с клиентами. Особый акцент был сделан на безопасности данных – все операции проводятся через защищенные каналы связи с строгим контролем доступа.
Важным преимуществом платформы Remind и ELT Поиск является ее влияние на лояльность клиентов. Например, статистика показывает, что 90% автовладельцев, получивших качественный сервис при урегулировании страхового случая, возвращаются к тому же дилеру для продления полиса на очередной год.
"Сегодня успех на авторынке определяется не только качеством автомобилей, но и полнотой сопутствующих сервисов, – заключили спикеры. – Объединив страховые продукты, кредитное сопровождение и цифровые технологии, мы создали экосистему, которая приносит реальную пользу всем участникам рынка".

Ольга Селезнева, председатель ассоциации независимых сервисов РАСТО, представила экспертную оценку состояния рынка авторемонта и подготовки кадров для китайских автопроизводителей.
Ольга начала со структурных проблем постгарантийного обслуживания. "Из 42 ушедших западных брендов лишь китайские производители смогли заполнить образовавшийся вакуум, однако сервисная инфраструктура отстает от темпов продаж".
Рынок автосервисов сегодня разделен:
- 5% официальные дилерские центры
- 45% сертифицированные независимые станции
- 50% "теневой" сектор, вызывающий серьезные опасения по качеству
Тревогу также вызывает вызывает кадровый кризис. "Молодые специалисты приходят в отрасль без базовых навыков, ожидая готовых инструкций, тогда как современные автомобили требуют аналитического подхода", - отметила Селезнева. Ассоциация РАСТО уже реализует программу подготовки техников совместно с китайскими партнерами, например, недавний тренинг по электромобилям в Шанхае.
Ключевые проблемы для российских дилеров:
- Отсутствие полной технической документации на русском языке
- Дефицит оригинальных запчастей и сложности с их идентификацией
- Неадаптированность некоторых конструктивных решений к российским условиям
- Отсутствие единых стандартов постгарантийного обслуживания
"Мы готовы быть мостом между китайскими производителями и российскими потребителями, - заявила Ольга. - Но для этого необходимо наладить системное взаимодействие по обучению специалистов и обеспечению технической поддержки".
Эксперт привела показательный пример: "Когда мы разбираем двигатель, то часто видим, что отказ вызван не ошибкой механика, а конструктивной особенностью. Без обратной связи с заводом-изготовителем мы не можем устранить такие системные проблемы".
В заключение Ольга Селезнева предложила трех этапную программу сотрудничества:
- Создание совместных учебных центров для подготовки кадров
- Разработку адаптированных технических руководств
- Формирование экспертного совета для анализа типовых отказов
"Китайские автомобили завоевали доверие российских покупателей, но теперь важно завоевать доверие российских автосервисов", - резюмировала спикер, подчеркнув готовность ассоциации к диалогу с производителями.

Сергей Наумовский, представитель ассоциации РОАД, проанализировал положение китайских автопроизводителей на российском рынке. В своем выступлении он отметил ключевые достижения и системные проблемы отрасли.
После ухода 45 международных брендов в 2022 году китайские производители заняли освободившуюся нишу, особенно в сегменте автомобилей ценой от 2 миллионов рублей. Однако текущая ситуация характеризуется избыточным количеством игроков — на российском рынке представлено около 65 китайских брендов. Это гораздо больше, чем в США, но при этом наблюдается значительно меньший объем продаж.
Средний китайский бренд в России выполняет всего 1,23% от объема продаж среднего бренда в США. Такая ситуация создает риски для устойчивости рынка.
Сергей привел несколько примеров ошибок в маркетинговых стратегиях китайских брендов:
- Компания Cherry разместила более 30 дилерских центров только в Москве.
- Многие производители создают избыточное количество суббрендов
- Отсутствует четкое позиционирование различных марок
Исторический опыт показывает, что избыточное количество брендов на одной платформе может привести к негативным последствиям, как это произошло с Mercury Motors или Plymouth.
Основные проблемы послепродажного обслуживания:
- Дефицит запчастей у многих брендов
- Недостаток диагностического оборудования у дилеров
- Неполные или некачественно переведенные технические руководства
- Недостаточный уровень подготовки персонала
Оптимальным для российского рынка было бы 20-25 китайских брендов, готовых инвестировать в долгосрочное присутствие и обеспечивать полноценную сервисную поддержку. Китайским автопроизводителям необходимо перейти от количественного роста к качественному развитию.

Борис Дмитриев, председатель совета директоров CARCRAFT GROUP, презентовал анализ текущего состояния рынка корпоративного финансирования автобизнеса в России.
В 2024-25 году наблюдаются существенные перемены в условиях рынка. Ключевая ставка в 25% годовых и увеличение сроков реализации автомобилей до 50-70 дней создают большое давление на дилерские сети. Озабоченность также вызывают годовые отчеты компаний за 2024 год, они демонстрируют ухудшение состояния многих участков рынка.
Главные предпосылки кризиса:
- Ужесточение требований ЦБ к банкам осенью 2023 года
- Рост стоимости фондирования
- Увеличение кассовых разрывов при проведении сделок
Проблему также составляют слишком большие сроки поставок. Доставка автомобилей до дилерских центров иногда задерживаются до 120 дней, это приводит к тому, что дилеры начинают терпеть убытки еще до получения товара.
Борис Дмитриев обращает внимание на необходимость пересмотра политики китайских брендов в отношении компенсаций. В отдельных случаях задержки могут достигать 6 месяцев, что создают дополнительную финансовую нагрузку.
Сейчас дилерские сети можно условно разделить на две группы:
- Крупные и устойчивые компании с капиталом, достаточным для, как минимум, года работы
- Менее крупные игроки, испытывающие серьезные финансовые трудности
“Мы наблюдаем растущий интерес к сделкам M&A на авторынке, - заключил Дмитриев. - При этом ключевым фактором успеха остаётся способность адаптироваться к новым финансовым реалиям”

Круглый стол дилеров России: в чем основные проблемы рынка?
Далее по программе начинается круглый стол, в рамках которого были раскрыты следующие вопросы рынка:
- В чем основные проблемы при работе с китайскими дистрибьюторами?
- Преимущества работы с отдельными брендами, за счет чего?
- Какая перспектива в ближайшем времени - квартал, год 2025: по продажам, в прогнозе на 2-3 года вперед. Почему?
- Предложения от дилеров по изменению ситуации на рынке.
Участники обсудили необходимость создания закона об автомобильных дилерах и регулирования рынка, а также пути решения текущих проблем.
Круглый стол открыл Олег Моисеев, автоэксперт и экс-президент РОАД, который в автобизнесе работает с 2005 года. Олег выступил в качестве модератора круглого стола и начал он с важного вопроса экспертам - “В чем основные проблемы при работе с китайскими дистрибьюторами?”.
Первая на вопрос ответила Анна Бояршинова - Генеральный директор «VERRA», компания работает на рынке Пермского края и Республики Башкортостан, имеет в портфеле 16 брендов и 5 суббрендов. Анна считает, что первой основной проблемой является избыточное количество дилерских центров. Это приводит к снижению средних продаж автомобилей одним дилером и снижает доходности и привлекательность такого бизнеса. Анна предложила следующие решения этой проблемы:
- Собрать профильный комитет, который выработает единые правила, методологию и подходы для развития дилерских сетей. В комитет войдут лидеры рынка;
- Организовывать открытые тендеры по выбору новых дилеров с понятными и прозрачными критериями отбора;
- Взвешенно оценивать необходимость открытия нового дилера если закрылся существующий и так далее.
Вторая проблема, которую выделила Анна, — это качество автомобилей. Олег полностью поддерживает Анну и считает, что важно инициировать регуляторные изменения, чтобы за качество продукции прежде всего отвечал производитель. Она отметила, что высокий процент гарантийных ремонтов у некоторых брендов отрицательно сказывается как на их репутации, так и на имидже дилеров, что в конечном итоге влияет на выбор клиента.
Участники уверены, что совместная работа производителей, дилеров и органов власти позволит изменить подходы к работе в отрасли и способствовать росту популярности китайских брендов на российском рынке.
Олег задал вопрос Сергею Плетневу - директору по послепродажному обслуживанию «Автодом» “Необходимо ли ограничить количество брендов через локализацию и повышение утиля до огромных величин?”.
Сергей, отвечая на вопрос, продолжил тему послепродажного обслуживания. После работы брендов из недружественных стран клиенты наше страны ожидают от диллера высочайшего уовня обслуживания, что ставит перед китайскими коллегами огромные вызовы в плане доработки системы и процесса послепродажного обслуживания автомобилей.
в свою очередь выделил проблему с остаточной стоимостью автомобилей и чрезмерной прибыльностью некоторых китайских брендов в 2023 году.
Валерий Володченко - Генеральный директор «Нижегородец», в свою очередь выделил проблему с остаточной стоимостью автомобилей и чрезмерной прибыльностью некоторых китайских брендов в 2023 году. Он поделился, что опросил 27 топ - менеджеров китайских дистрибьюторов и только два из них сказали, что они довольны своей работой, основная причина, которую они указывали - это дисскоммуникация со штаб-квартирами в Китае и абсолютное недоверие менеджменту в России.

Виталий Киселев - Генеральный директор «РУМОС-Комтранс» поделился проблемами коммерческого транспорта, которые на самом деле аналогичны проблемам легковых автомобилей - наличие нескольких дистрибьюторов одного бренда в одном городе, а также высокая стоимость перевозимых грузов делает проблемы еще критичнее.Он призывает начать с консолидации.
Коллеги также отметили факт того, что гарантийный срок автомобиля около 90 дней и сотрудники просто не успевают вовремя продать автомобиль, это несомненно сказывается на производительности труда.
По окончании обсуждения участники обратили внимание китайских коллег на то, что все это они говорят с призывом к полному пониманию и взаимовыгодному сотрудничеству и это также и в их интересах наладить отношения и грамотную поставку автомобилей.

Основные решения и локализация брендов на рынке России
После завершения обсуждения открытого стола со своим словом выступил гендиректор А24 - Денис Шубин.
Он рассказал про компанию А24, которая работает на рынке уже 25 лет и предоставляет услуги эвакуации, а также имеет собственный парк техники.
Денис отметил следующие преимущества работы данной компании:
- Не используют аутсорсинг;
- Предоставляют уникальные услуги;
- Работа с электромобилями;
- Адаптация к росту автотуризма в России и так далее
Именно это помогает компании выделяться на фоне конкурентов и завоевывать доверие аудитории.
В завершение своего выступления Денис предлагает производителям и дистрибьюторам обсудить создание сервисных пакетов для их клиентов.
Следующем спикером был Ли Фэн - директор по развитию ГРИНВУД. Он отметил, что компания Гринвуд входит в группу “Чен тонг” и является крупнейшим сообществом в Крыму. Площадь территории более 140 тысяч километров и 15 зданий различного назначения.
Ли Фэн также поделился информацией о годовом торговом обороте, он достигает 6 миллиардов долларов, что отражает несомненный успех компании в этом направлении.
Он также ссылается на историю развития компании, с 2010 года создана площадка для B2B взаимодействия. Ли Фэн также отмечает, что государство полностью поддерживает деятельность компании гринвуд и призывает всех к взаимовыгодному сотрудничеству.
Следующим спикером была Анастасия Амельченко - ведущий специалист-эксперт по международным и экономическим вопросам Полномочного представительства Республики Татарстан в РФ
Она выступила на тему «Меры и возможности региональной поддержки китайских автопроизводителей в Республике Татарстан»
Анастасия утверждает, что казахстан достиг значительных показателей за прошедший период работы с питерскими продукциями и поделилась статистикой.
Анастасия рассказала, что одной из главных и наиболее больших особых экономических рынков Татарстана является Алабака, она является важным производственным и технологическим компонентом.
Также затрагивая тему финансов, она рассказала, что подоходный налог обычно составляет 2%, тем не менее Анастасия утверждает, что к 55 году налог будет 15,5%.
Вследствие стремительного развития она выделила ряд возможностей Татарстана:
- Наличие туристических маршрутов между Россией и Китаем;
- Разработка беспилотных устройств;
- Развитие промышленности;
- Наличие новых инвестиций и другие.
Анастасия считает основной вектор и основные цели развития - это поддержка предприятий через фонд развития промышленности и повышение конкурентоспособности размещения предприятий.
Выступление завершилось тем, что Анастасия поделилась информацией о том, что это отличная возможность для локализации для китайских брендов.
Далее со своим словом вышел коммерческий директор Haval - Лю Яцзе. Он поделился информацией, что к 2024 году продажи автомобилей Haval превысили 240 тысяч единиц, что является значительным успехом для компании. Именно поэтому бренд занимает второе место среди автопроизводителей в России по объемам продаж. Как основную причину такого успеха Лю Яцзе выделил, что компания реализовала локализацию в несколько этапов, что позволяет выпускать автомобили с учетом российских особенностей. Он также утверждает, что компания уделяет значительное внимание процентному соотношению удовлетворенности российских клиентов.
Если обращаться к статистике, то как утверждает Лю Яцзе создана сеть из 300 специальных сервисов и 60 технических центров для обслуживания автомобилей. Обращаясь также к замечаниям коллег по поводу нехватки автозапчастей, он рассказал, что на данный момент времени накоплен большой запас запчастей, около 30 тысяч наименований.
Заключение и дальнейшие шаги
В завершение мероприятия выступил один из главных инициаторов конференции - Виталий Манкевич - председатель РАСПП. Он резюмировал итоги встречи:
Были услышаны сложности во взаимодействии двух сторон (Российской и Китайской), а также было принято решение направить в Администрацию Президента коллективное письмо, в котором бы были изложены все проблемы, которые сегодня обсудили. Следует разработать регламент взаимодействия китайских брендов и российских дилеров, чтобы избежать кризиса в будущем. Виталий также заверил участников о полноценном понимании и поддержки в решении всех проблем со стороны государства.

Подводя итоги конференции, стоит отметить, что прозвучало множество проблем и сложностей в рамках взаимодействия и сотрудничества с китайским авторынком, тем не менее было также предложено множество решений. Российский авторынок всегда открыт к сотрудничеству и прозрачности в рамках взаимодействия с китайским рынком!