За последние 30 лет Китай благодаря реализации политики реформ и открытости поддерживал беспрецедентно высокие темпы экономического роста и уже в 2014 году занял первое место в мире по показателю ВВП по ППС, которое он поддерживает до сих пор. Однако, начиная с 2010 года, китайская экономика растет с каждым годом все медленнее, и в этих условиях Китай делает ставку на качественный, а не количественный рост, который достигается путем разработки инноваций и их внедрения во все сферы жизни общества.
График 1. «Темпы роста ВВП Китая 2009-2018»
Источник: www.ceicdata.com | CEIC Generate
В 2014 году, на фоне обострения социальный, экологических и демографических проблем, на V пленуме ЦК КПК председатель КНР Си Цзиньпин объявил о концепции «Новой Нормы», которая символизирует переход от преследования высоких темпов экономического роста к достижению высокого качества экономической структуры. Концепция «Новой Нормы» легла и в 10-летнюю программу развития «Made in China - 2025», опубликованную в 2015 году и нацеленную на всеобъемлющую модернизацию национальной обрабатывающей промышленности.
В отличие от раннее действующего плана Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао 2006 года, новая программа развития предусматривает не просто введение новых технологий на старую промышленную базу, а коренное обновление каждого этапа производства как в передовых отраслях, так и в традиционных. Следует отметить и то, что «Made in China – 2025» берет за основу немецкую инициативу «Industry 4.0», однако эксперты Министерства промышленности и информационных технологий Китая и Китайской академии технических наук модернизировали немецкий план, подогнав его под специфические запросы правительства, которые заключаются в достижении глобальной конкурентоспособности китайских компаний и выходе в мировое лидерство по развитию технологий.
Программа «Made in China – 2025» включает в себя 9 основных направлений и выделяет 10 отраслей промышленности в качестве стратегических:
- повышение инновационного потенциала обрабатывающего сектора;
- повышения уровня интеграции информационных технологий и индустрии;
- укрепление потенциала базовых отраслей промышленности;
- активизация процесса формирования китайских брендов;
- всестороннее внедрение «зеленого производства»;
- обеспечение прорыва в развитии 10 ключевых отраслей (ИТ-индустрия нового поколения, станки с цифровым управлением и роботы высокого класса, аэрокосмическое оборудование, морское инженерное оборудование и высокотехнологичные суда, передовое оборудование для рельсового транспорта, энергосбережение и автомобили, работающие на новых источниках энергии, электроэнергетическое оборудование, сельскохозяйственное машиностроение, новые материалы, биофармацевтика и медицинская техника с высокими характеристиками);
- углубление структурной перестройки обрабатывающего сектора;
- активное развитие обслуживающих производств и производственных услуг;
- повышение уровня интернационализации обрабатывающего сектора.
Главный фокус программы направлен на освоение передовых технологий, искусственный интеллект и промышленную автоматизацию. На сегодня MIC - 2025 – это наиболее масштабный национальный план в сфере технологичного развития, и на его реализацию направляются огромные финансовые средства из бюджета КНР, создаются специальные фонды, а также привлекаются крупные предприятия и банки Китая.
Программа «Сделано в Китае – 2025» является самой масштабной внутринациональной инициативой КНР: по официальным данным, к плану имеют отношение 1078 проектов, на реализацию которых Пекин выделил финансирование 557 организациям, 112 университетам, 225 научно-исследовательским учреждениям и 220 компаниям. Масштабы финансирования официально не опубликованы, но известно, что в рамках программы специально созданы два государственных фонда: Национальный инвестиционный фонд для передовой обрабатывающей промышленности и Национальный интегральный фонд, начальный капитал которых составлял 20 и 139 млрд. юаней соответственно. Помимо этого, к программе были привлечены и другие, уже существующие китайские фонды, получившие государственную поддержку и суммарное финансирование в сумме 2,2 трлн. юаней. (Made in China 2025: Global Ambitions on Local Protections, U.S. Chamber of Commerce).
Несмотря на то, что в главном документе программы, Дорожной Карте «Made in China - 2025», обозначены те же принципы, что и в плане 13-ой пятилетки КНР и стратегии «Интернет Плюс», а именно отведение ведущей роли рыночным механизмам в распределении ресурсов и нормализации экономических процессов, на практике это вызывает опасения у других ведущих экономик мира. В частности, американский истеблишмент убежден, что суть программы MIC 2025 заключается в агрессивной экспансии китайских компаний и в активной государственной поддержке отечественного производства, порой и через дискриминацию иностранных фирм. По мнению бывшего министра торговли США Пенни Прицкер, программа предусматривает максимальное использование государственного аппарата для обеспечения глобальной конкурентоспособности китайских компаний, а также намеренное направление капитала в определенные секторы экономики, что чревато сбоями эффективности не только китайской, но и мировой экономики, а также усугублением перепроизводства.
В другом документе КНР, «Зеленой Книге», также обозначены цели промышленной политики, целевые показатели роста и доли рынка китайский компаний, а также представлен детальный обзор на текущий внутренний и внешний спрос в ключевых отраслях и планы Китая по локализации производства и стратегической поддержке отечественных компаний.
Основываясь на данных «Зеленой Книги», немецкий исследовательский центр MERICS составил наглядные диаграммы о целях Китая по замещению иностранной продукции ключевых секторов на внутреннем рынке:
График 2. «Целевые показатели КНР по доли рынка ключевых секторов для китайских компаний»
График 3. «Целевые показатели КНР по доли рынка китайский компаний в сфере «умного» производства»
Из данных графиков можно увидеть, что целевые значения по доле рынка китайских компаний в основном превышают 50% к 2030 году, а это значит, что иностранным фирмам грозит существенное вытеснение из стратегических отраслей Китая, а в будущем, возможно и полное их исключение из китайского рынка.
Анализ положений «Зеленой книги» позволяет прийти к выводу, что долгосрочной целью Китая является достижение глобальной конкурентоспособности китайской продукции в сфере высоких технологий, что означает амбиции по вытеснению как с внутреннего, так и с мирового рынка продукции стран-конкурентов.Влияние программы «Made in China - 2025» коснется, в первую очередь, стран, в которых высокотехнологичное производство составляет большую часть экономического роста. Ниже приведен график, изображающий, какие страны являются наиболее уязвимыми в условиях роста технологической мощи Китая.
График 4. Индустриальные страны, ощущающие на себе влияние программы «Made in China - 2025»
Источник: MERICS
Поставленных целевых показателей по доле рынка и глобальной конкурентоспособности Китай достигает с помощью следующих инструментов:1) Целевое финансирование, субсидии и гос. заказы
Правительство КНР привлекает банки к поддержке программы «Made in China 2025»: об этом свидетельствует документ, совместно выпущенный семью министерствами и Народным Банком Китая 6 февраля 2016 года, который побуждает банки к выдаче кредитов отечественным компаниям, занятым в стратегически важных отраслях промышленности.
Согласно докладу международной юридической фирмы, King and Wood Mallesons, Китай предлагает своим компаниям наиболее выгодные условия среди всех стран ОЭСР. Наглядным примером этому служит преференциальная политика спонсирования производства полупроводников, в рамках которой технологический центр Чжунгуаньцунь предоставил финансовую помощь китайскому производителю смартфонов Xiaomi. В сфере агропромышленного оборудования, также предоставляются субсидии как покупателям, так и продавцам продукции, которая обладает стратегически важными характеристиками, определенными в «Made in China - 2025».
Также, с целью стратегического финансирования отечественных компаний, правительство КНР выпускает особые «проектные архивы», где размещен список компаний, которым будет оказана помощь в рамках программы MIC 2025. Как правило, это отечественные компании, занятые в 10 ключевых отраслях.
Так как Китай не является участником соглашения ВТО о государственных закупках, он существенно ограничивает доступ иностранных фирм к заказам Госсовета КНР. Государственные заказы в частности направляются в такие сферы, как ИТ, авиастроение и железнодорожное производство. В этом плане показательна ситуация, сложившаяся с производителями электрических батареек в Китае в 2016 году. На фоне стремительно растущего спроса на поставщиков электрических аккумуляторов в Китае в 2015 году, многие иностранные фирмы решили построить там фабрики по производству электрических батареек. Год спустя Пекин выпустил официальное постановление, которое определяло, какие компании имеют право на обеспечение китайского внутреннего рынка электрическими батарейками: ни одной иностранной фирмы в списке не было.
2) Инвестиции за рубеж, с целью дальнейшего поглощения и/или захвата технологий
В некоторых ключевых отраслях, обозначенных в дорожной карте MIC 2025, существует большой технологический разрыв между китайскими и иностранными фирмами, и его преодоление потребует больших временных и финансовых затрат. Чтобы ускорить этот процесс китайское правительство поддерживает инвестиционные стратегии отечественных компаний, направленные на дальнейшее поглощение и перехват зарубежных технологий. Эта тенденция особенно прослеживается в сфере информационно-коммуникационных технологий. Например, китайский инвестиционный консорциум Apex Technology Co. после совершения крупных инвестиций в Lexmark International, американского производителя компьютеров, полностью выкупил компанию за 3,6 млрд. долларов. После приобретения Lexmark, наряду с Canon Inc., Seiko Epson Corp. и Hewlett Packard Co., имел судебные тяжбы Apex в связи с его нарушениями прав интеллектуальной собственности. Другим примером целевого поглощения иностранных компаний служит покупка китайской Canyon Bridge Capital Partenrs американской Lattice Semiconductor Corp., средства на которую были получены из государственного бюджета КНР.
3) Слияния с государственными компаниями
Официальные документы КНР и заявление высокопоставленных лиц свидетельствуют о ведущей роли КПК в слияниях и поглощениях, проводимых государственными компаниями. Это делается для обеспечения эффективности производства в стратегических отраслях, улучшения контроля и защиты от конкуренции со стороны иностранных фирм. Эта тенденция подтверждается заявлением Си Цзиньпина во время национального собрания в октябре 2016 года о ведущей роли КПК в политике государственных компаний и улучшения их конкурентоспособности ,а также документом под названием «Главные соображения по стимулированию реструктуризации и реорганизации государственных компаний», выпущенным Госсоветом в июле 2016 года. Ниже приведен список главных слияний, произошедших с 2012 по 2016 год.
4) Политика защиты отечественных производителей (затрудненный доступ на рынок, сложная система лицензирования, ограничивающие нормы и стандарты, государственные проверки)
По данным ОЭСР, Китай сохраняет самый строгий режим доступа на внутренний рынок для иностранных компаний среди всех стран G20. Ограничения свойственны таким стратегическим отраслям, как автомобилестроение, гражданское авиастроение, телекоммуникации, кораблестроение, железные дороги. В частности, деятельность иностранных компаний на рынке Китая строго ограничена, а иногда, для того, чтобы получить доступ к рынку, необходимо предоставить китайской-компании партнеру ключевую информацию по технологиям и объектам интеллектуальной собственности. Однако в таких отраслях, как роботостроение и «умное» производство, правительство Китая наоборот привлекает зарубежные инвестиции и гарантирует долгое пребывание на рынке. К тому же, в Дорожной Карте «Made in China – 2025» заявлено о планах создания показательных зон государственного уровня, где будут реализовываться проекты по созданию Искусственного Интеллекта, облачных платформ, пилотных программ в сфере создания «умного» и «зеленого» производств. В зонах также предусмотрены равные права для китайских и зарубежных инвесторов.
Но все же очевидно то, что как только технологический разрыв с иностранными компаниями будет преодолен, инновационные сферы производства также будут подвергнуты строгим ограничениям для зарубежных игроков.
Серьезным барьером для иностранных компаний выступает и получение лицензии, которое порой подразумевает полное раскрытие конфиденциальной информации компании, а также размытые сроки рассмотрения заявок. Сложная процедура лицензирования в особенности характерна для ключевых отраслей MIC-2025, и это в свою очередь объясняет затруднённый доступ иностранных компаний именно к ним. Так, в сфере телекоммуникаций китайским фирмам, которые поддерживаются государством, с 2013 года выдано около 29 000 лицензий, в то время как иностранным компаниям всего 41.
Схожая ситуация наблюдается и в сфере облачных технологий. В ноябре 2016 года Министерство промышленности и информационных технологий выпустило постановление о Регулировании Облачных Технологий, в котором говорится, что облачные вычисления регулируются исключительно Интернет дата-центром (IDC), который и будет выдавать лицензии. Однако, указывается в документе, иностранные компании не в праве получать лицензию из IDC, вместо этого они должны вступить в партнерство с китайской компанией, уже обладающей данной лицензией.
Национальный закон о безопасности (The National Security Law, NSL), Закон о кибербезопасности (The Cyber Security Law, CSL), Основные соображения Комиссии по банковскому регулированию Китая (The China Banking and Regulatory Commission Guide Opinions), Технический комитет (260 стандартов) (TC, 260 Standards) устанавливают основные нормы и стандарты, предъявляемые к иностранным фирмам, а также предусматривают постоянные проверки безопасности на министерском уровне. Компании, которые отказываются предоставлять конфиденциальную информацию, например, исходный код или алгоритм шифрования, не удовлетворяют требованиям «безопасности и контролируемости».
Именно по этой причине текущее противостояние США и КНР является логичным и естественным. Если вспомнить хронологию, то станет понятно, что США начинали свои обвинения в адрес Поднебесной с промышленного шпионажа и защиты интеллектуальной собственности, так как долгое время платой за выход на рынок КНР служили технологии западных стран.Главной мерой противодействия США Китаю служат ввозные торговые пошлины. В списке пошлин, установленных США на импорт из Китая, входит около тысячи наименований высокотехнологичной продукции. Такой шаг вызван не только стремлением сократить торговый дефицит США с КНР, но и дать отпор растущему экономическому и научно-техническому потенциалу Китая, оспорить технологическое доминирование Вашингтона в мировой экономике и в военном деле. Программа инновационного развития «Made in China – 2025» еще больше усилила беспокойство американского правительства, ведь в официальных документах программы обозначена четкая цель - превзойти через 10 лет США по основным направлениям передовых технологий.
Вместе с тем практическая реализация стратегии «Made in China - 2025» вызывает ряд вопросов.
В первую очередь, программа слишком амбициозна и достижение столь глобальных показателей широким фронтом еще не имеет аналогов в международной истории. Китай ранее, как и Советский Союз, был страной догоняющего развития, а новая программа – это стратегия опережающего роста. Китайские власти и бизнес показали беспрецедентную волю к реформам и к адаптации лучших западных и советских практик, которые обеспечили высокие темпы роста, но для создания принципиально новых технологий и производств требуется нечто большее, а именно продвинутая научная база, развитая образовательная система, которые на текущий момент не могут решить проблему массовой подготовки высококвалифицированных кадров для нужд четвертой промышленной революции. Решением становится привлечение иностранных специалистов, но в условиях обострения глобальной конкуренции за человеческий капитал это решение также остается под вопросом. Вместе с тем столь радикальное обновление производственных мощностей обнажит ряд социальных проблем, в том числе рост безработицы среди низкоквалифицированных работников, к которому на текущий момент не готова социальная сфера КНР.
Также масштабные инвестиции государства и государственных компаний среднесрочно увеличивают риски экономики и отдельных компаний в частности. Отдача от новых технологий не всегда является быстрой, в то же время крупные расходы сокращают запас прочности при наступлении нового глобального экономического кризиса. Также нельзя не отметить структурный перекос в область поддержки крупных государственных компаний, практически минуя малый и средний бизнес.
Однако, несмотря на перечисленные выше факторы, нельзя преуменьшать глобальное значение инновационной стратегии Китая. Десятилетняя инновационная программа Made in China – 2025 – это отражение амбициозной и стратегической промышленной политики правительства КНР, которая будет стимулировать дальнейший инновационный рост отраслей китайской промышленности и конкурентоспособность китайских производителей на мировом рынке. И этот национальный план Китая, в результате, станет настоящим вызовом глобальным лидерам в лице США и ЕС, которые уже обеспокоены стремительным научно-техническим ростом КНР и принимают жесткие контрмеры в попытках сдержать, в первую очередь, высокотехнологический рост китайского производства. Во время переговоров в июле 2018 года глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент США Дональд Трамп договорились совместно противостоять глобальному перепроизводству и незаконным субсидиям, исходящим из Китая, а также «бесконечной передаче западных технологий китайским разработчикам».
Несмотря на то, что программа была запущена совсем недавно, китайские эксперты уже подводят промежуточные итоги. Стоит отметить, что работа КНР в технологической сфере началась задолго до появления MIC – 2025, поэтому трудно оценить её конкретный вклад в научные достижения страны. Тем не менее, последние 6 лет КНР занимает первое место в рейтинге Всемирной организации интеллектуальной собственности. Ученые и изобретатели КНР к 2016 году зарегистрировали 1.338 тыс. патентных заявок, а США - в два раза меньше (605 тыс.). По данным Всемирного банка, Китай 12 лет лидирует в мире по объему экспорта высокотехнологичной продукции - 554 млрд долларов в 2016 г. (25 % мирового рынка) против 153 млрд долларов у США (7,5 %).
Уже сейчас Китай выходит на мировой уровень в разработке многих технологий, в том числе биотехнологий, квантовой связи, скоростного транспорта, зеленой энергетики, ИКТ, которые являются ключевыми в разрезе инновационной стратегии страны. Программа «Made in China – 2025» призвана в дальнейшем стимулировать и поддерживать инновационное и технологическое развитие Китая, а также способствовать осуществлению таких инициатив, как «Интернет Плюс» и «Один пояс – Один путь» («Цифровой Шелковый Путь»). Успешное претворение в жизнь планов, заявленных в дорожной карте MIC – 2025, расширит экономическое влияние Китая в ряде стран, а также позволит ему, наряду с США и ЕС, диктовать свои условия в глобальной торговле и задавать дальнейшие тенденции развития мировой экономики.
Главным риском для реализации стратегии Made in China 2025 остается торговая война с США, главной целью которой является сохранение глобального экономического лидерства и противостояние амбициозным планам КНР. От того, какими будут следующие шаги как КНР, так и США, зависит не только будущее конкретно этих двух стран, но и будущее всей мировой экономики.