Бизнес так или иначе сводится к коммуникации. Недостаточно просто зарегистрировать юридическое лицо, открыть офис и нанять сотрудников. О том, что культура и деловой этикет другой страны могут кардинально отличаться от наших представлений, как правило, предприниматели вспоминают в последний момент, когда уже претерпели ряд необъяснимых неудач и отказов. Для успеха следует постараться понять, как вести бизнес в Индонезии, отталкиваясь не от формальных правил и норм, а от моментов, связанных с межличностным общением и того, что от Вас ожидают местные партнёры, клиенты и контрагенты.
В нашей прошлой статье об Индонезии, мы рассматривали особенности культуры страны в целом. Сегодня мы подробнее остановимся на ее деловой составляющей. Сложность индонезийской бизнес-культуры обусловлена демографическим составом населения, которое состоит из более чем трехсот этнических групп, поэтому данному вопросу стоит уделить особое внимание.
Знакомство и приветствие
Знакомство в Индонезии – процесс неспешный. Излишняя суета в представлении себя и своих коллег может быть воспринята как неуважение к принимающей стороне. Этот нюанс учитывается всеми, независимо от общественного положения или статуса. Рекомендуем вам перед назначением встречи, выяснить максимум информации об участниках переговоров (имена, должности, регалии, ключевые моменты профессиональной биографии и тд).
Традиционно обмен рукопожатиями характерен только для знакомых людей. Однако в рамках международного делового этикета приветственное рукопожатие допускается – оно должно быть легким, спокойным, без излишнего встряхивания. Похлопывания, объятия и поцелуи возможны только между близкими друзьями. По религиозным соображениям рукопожатия между лицами противоположного пола исключены. Приветственно протянуть руку женщине вы можете только в том случае, если точно знаете, что она разделяет нормы международного этикета.
Большое количество этнических групп в Индонезии подразумевает и разнообразие форм обращения. У человека может быть одно или два имени, имя полное и краткое, имя, данное ему при рождении, за которым следует имя семейное или же, наоборот, и так далее.
В деловом общении к индонезийцу следует обращаться по фамилии, употребив перед ней должность или звание. Если должности или звания нет, то европейский вариант - «мистер», «миссис» или «мадам» перед фамилией – будет вполне уместен.
Переговоры и общение
Как и большинство азиатских народов, индонезийцы особенно ценят вежливость и эмоциональную сдержанность. Поэтому даже в ситуации сложных деловых переговоров или конфронтации сторон стоит соблюдать деликатность, уважительный тон речи, а при необходимости отказа, делать это в мягкой, завуалированной форме.
Даже если ваши индонезийские партнёры не будут знать ответа на вопрос, они вряд ли в этом признаются, скорее сделают вид, что им все понятно и уйдут от прямого диалога. К такому поведению следует относиться спокойно. Помните, для индонезийца самое главное в любой ситуации – сохранить лицо.
Для индонезийца крайне важно соблюдение этикета, хороших манер и протокольных мероприятий. В деловом общении они ориентируются на диалог. Как правило, на переговорах, в первую очередь будет предоставлено слово вашей стороне, а затем индонезийцы изложат собственную позицию, всячески стараясь подобрать правильные слова. Это хорошие слушатели, не перебивающие собеседника, даже если вы ведете нескончаемый монолог на отвлеченную тему.
Решения никогда не принимаются на ходу или спонтанно, так что наберитесь терпения и никогда не торопите своих партнеров. Для индонезийцев характерны длительные переговоры в несколько этапов. Не ждите, что после первой же встречи вам удастся достигнуть конкретного результата. В целом, в Индонезии очень спокойно относятся ко времени – тут просто не видят смысла в спешке. Индонезийцы могут легко опоздать даже на деловые встречи. Тем не менее, вам, как иностранцам, опаздывать на заранее назначенные встречи и переговоры не стоит.
Помните, что индонезийцы предпочтут работать с теми, кто будет проявлять к ним более почтительное отношение. Если Вы хотите завоевать доверие ваших партнеров, дайте им почувствовать ваше расположение, сделайте максимум, чтобы им понравиться.
Несмотря на жаркий климат, деловой дресс-код должен непременно соблюдаться. Одежда должна отражать уважительное отношение к окружающим. Женщинам рекомендуется следить за длиной юбки – она не должна быть выше колен.
РАСПП уже более 10 лет работает с со странами Азии и знает об их деловой культуре все!
Наши специалисты помогут организовать и сопроводить переговоры в Индонезии, подобрать профессиональных переводчиков, оказать юридическое сопровождение сделки и многое другое.
Если у вас остались вопросы, вы можете направить их нам через форму обратной связи на сайте («задать вопрос» в правой части страницы) или по почте business@raspp.ru