Бизнес в Китае предполагает тесное взаимодействие с китайскими партнерами и требует глубокого внимания к деталям и особенностям личного общения. Любому российскому предпринимателю, приехавшему в Китай, будет сложно привыкнуть к местным манерам и формальностям, особенно потому, что китайские обычаи отличаются не только от европейских, но и от тех, которые существуют в других азиатских странах. Чтобы ваша коммуникация была успешной и приводила к конкретным результатам, важно понимать специфику и особенности восточной культуры.
Культура Китая является одной из наиболее древних, она начала зарождаться еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Часть традиций сохранилась еще с тех времен, другие появлялись с развитием цивилизации, когда одна правящая династия сменялась другой, а некоторые трансформируются прямо на наших глазах, в процессе глобализации мира.
Китайская культура складывалась под влиянием целого ряда факторов, которые делают ее уникальной и не похожей ни на одну другую. Однако если у Вас нет времени, чтобы изучать всю глубину конфуцианской философии, то мы подготовили короткий обзор, из которого можно выделить наиболее характерные особенности деловой культуры современного Китая:
Замкнутость. Не только на уровне отдельно взятого человека, но и в целом государства. Тут не принято открыто проявлять эмоции. Вы вряд ли сможете понять истинное отношение партнера к Вам, так как он до последнего будет «сохранять лицо». Зажатость поз, мимики, уклончивость в ответах – абсолютная норма.
Прямой визуальный контакт, прикосновения, жесткий отказ, активная жестикуляция и эмоциональность - все это, может быть воспринято как неуважение и грубость.
Коллективизм. Общие интересы в Китае всегда ставятся выше личных. Так происходит в семье, на работе, на уровне государства. Китайцы только кажутся хаотичными, в действительности они отличаются высокой степенью дисциплинированности, сплочённости и организованности.
Также, одно из важнейших качеств любого китайца – патриотизм, готовность принести себя в жертву на благо страны.
Прагматизм. Китайцы живут в постоянной борьбе за «выживание», привычка идти по головам, преследуя свои интересы – не является проявлением агрессии, это скорее способ остаться на плаву. В конечном счете, нужно конкурировать с еще 1,4 млрд своих соотечественников за место под солнцем.
В достижении своих целей любой китайский предприниматель будет выбирать наиболее экономичный путь с минимальными рисками. Деловые партнеры, чаще всего, воспринимаются как источник дохода, поэтому в сотрудничестве каждый старается выжать для себя по максимуму.
Законопослушание. И дело тут не только в неизбежности и строгости наказания, корнями законопослушность уходит в истоки Конфуцианства. Учения об этике определяют нормы поведения в семье, отношения между поколениями, соблюдение установленных законов и традиций и др.
Неприхотливость и скромность. Конфуцианская идеология ориентирует людей довольствоваться малым. Именно этим определяется умеренность желаний, скромность потребностей и приспособляемость.
В меру своей скромности, китайские партнеры могут отказываться от деловых подарков, приглашений и даже от чая/кофе в офисе. Корректным будет настоять, как правило, соглашаются с 3 раза.
Сила личных отношений. Доверительные взаимоотношения и взаимопомощь – не устой звук среди китайцев. Мы же писали про важность «гуаньси» в Китае. Прежде, чем переходить к обсуждению дела, необходимо стать друзьями. Иначе Вас будут воспринимать как «ресурс» из которого нужно взять максимум.
РАСПП уже более 10 лет работает с Китаем и знает о китайской культуре все!
Если у вас остались вопросы, вы можете направить их нам через форму обратной связи на сайте («задать вопрос» в правой части страницы), по почте business@raspp.ru или по телефону +7-963-963-8363. Вам поможет Наталья Сапунова, руководитель департамента торгово-экономического сотрудничества РАСПП