Одной из самых обсуждаемых новостей, связанных с реализацией Китаем наполеоновских инвестиционных планов, является OBOR (One Belt - One Road) - инициатива Председателя КНР Си Цзиньпина, выдвинутая им в 2013 году во время серии его визитов в страны Центральной Азии и в Индонезию осенью того же года. Эта инициатива направлена на развитие транспортной инфраструктуры по доставке грузов из Китая в страны Европы и Передней Азии наземными и водными маршрутами.
Одной из самых обсуждаемых новостей, связанных с реализацией Китаем наполеоновских инвестиционных планов, является OBOR (One Belt - One Road) - инициатива Председателя КНР Си Цзиньпина, выдвинутая им в 2013 году во время серии его визитов в страны Центральной Азии и в Индонезию осенью того же года. Эта инициатива направлена на развитие транспортной инфраструктуры по доставке грузов из Китая в страны Европы и Передней Азии наземными и водными маршрутами.
О масштабах намерений КНР прямо свидетельствует политика по формированию новых финансовых институтов - АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) и Фонда шелкового пути с уставным капиталом 100 и 40 млрд долл. соответственно. Эти инвестиции планируется направить на финансирование строительства транспортных магистралей и сопутствующих инфраструктурных проектов в странах Евразии.
В РФ традиционно с опасением относятся к глобальным амбициям КНР, находя точки пересечения интересов в области политики, особенно в регионе Центральной Азии. Однако фундаментальная ошибка заключается в чрезмерном внимании к политическому аспекту и игнорировании экономических возможностей.
Масштабная реализация OBOR открывает возможности не только крупному бизнесу (например, "Новатэку", продавшему 20% акций в "Ямал-СПГ"), но и среднему и даже малому за счет возможностей, связанных с развитием транспортной инфраструктуры. В рамках OBOR Китай анонсировал интерес к строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань, которая при интеграции с азиатской сетью железных дорог, даст импульс к росту грузоперевозок из КНР в Европу через РФ.
В прошлом развитие сети железных дорог уже становилось катализатором роста в Европе, США и Российской империи в XIX веке. Сейчас высокоскоростные китайские магистрали дают уникальный шанс заработать не только производителям рельсов и сервисным компаниям-дочкам РЖД, но и российскому бизнесу в сфере услуг, находящемуся в географической привязке к трассе Москва-Казань благодаря существенному росту трафика.
На наш взгляд, там, где другие видят эфемерные угрозы, стоит обращать внимание на новые возможности и эффективно их использовать. OBOR, как минимум, предоставляет эти возможности для российского строительства и торговли, а также сферы услуг, географически привязанных к расположению трассы Москва-Казань.
Департамент инвестиционных проектов
Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей