Первой российской компанией, которая провела IPO на HKEX стала небезызвестный гигант по производству алюминия. Многие аналитики сходятся во мнении, что IPO Русала сложно назвать идеальным примером выхода на биржу, хотя ее опытом по выходу на китайскую биржу могут воспользоваться и другие российские компании. Тем более, что с 2010 года (10 лет уже прошло с появления на HKEX Русала), Гонконг усовершенствовал правовые отношения с российскими резидентами, и с 2016 года Россия официально входит в список разрешенных юрисдикций биржи, наряду с Великобританией и Сингапуром.
В Гонконге Русал столкнулся с набором проблем:
- Китайская инвестиционная общественность в 2010 крайне мало знала о российском алюминиевом гиганте, и не торопилась вкладывать в него деньги. Кроме того, даже несмотря на назначение местных независимых директоров экс-министра юстиции Элси Льюнг и председателя Гонконгской биржи сырьевых товаров Барри Чьюнга, акции Русала были помечены как чересчур рискованные для частных инвесторов. Минимальный лот был установлен на уровне HK$1 млн ($130 тыс). Впрочем, инвесторы все таки нашлись. В ходе IPO более $600 млн вложил ВЭБ РФ, по $100 млн взяли на себя компания Натана Ротшильда и инвестор из США Джон Полсон, еще $20 млн — гонконгский олигарх Роберт Куок. Из других крупных вкладчиков — гонконгский магнат Ли Ка-Шинг ($100 млн) и инвестфонд Libyan Investment Authority ($300 млн).
- Другой проблемой для Русала стало наличие высоких требований при подаче документов. Основной документ выходящей на биржу компании — проспект эмиссии, финансовая информация в котором должна быть тщательно проаудирована. Еще опасений добавлял иск бывшего партнера Дерипаски Михаила Черного, который претендовал на 20% акций.
Чтобы войти в доверие к местным инвесторам, Русал нанял Bank of China в качестве одного из консультантов, координаторами IPO выступили швейцарский и французский финансовые конгломераты Credit Suisse и BNP Paribas, а совместными букраннерами - BofA-Merrill Lynch, BOC International, Nomura, "Ренессанс Капитал", Сбербанк и "ВТБ Капитал". Вскоре о готовящемся IPO первого крупного на HKEx иностранного игрока стала писать и китайская пресса.
В конце января 2010 года выход состоялся. В результате размещения на Гонконгской бирже и параллельного IPO на французской Euronext (из которой она ушла в 2018 году) компания продала 10,6% акций за $2,24 млрд. В первый день торгов котировки стали падать, а вскоре стоимость акций рухнула почти на 30% — сказалось как падение цен на алюминий, так и проблемы с бизнесом Русала в Гвинее. Сейчас акции торгуются по цене HK$2,9 за штуку (на московской бирже по 30,6 руб).
IPO Русала в Гонконге стало первым размещением российской компании и оно показало, что IPO в Гонконге возможно, а также открывает доступ к хорошей ликвидности и к широкому кругу крупных институциональных инвесторов. Важно привлекать надежного партнера, который выступит консультантом и поможет организовать продвижение компании, подготовку документов и привлечение потенциальных инвесторов.
Примером иностранной компании, у которой не сложились отношения с Гонконгской биржей, можно назвать KAZ Minerals – казахскую меднодобывающую корпорацию. Ввиду низкой осведомленности инвесторов о компании и в целом о Казахстане, KAZ Minerals в 2018 году решили прекратить деятельность на бирже и провести процедуру делистинга. Гонконгу они предпочли свою родную биржу.
Все ли так плохо в Гонконге?
Работая с китайскими партнерами, необходимо тщательно выстроить стратегию продвижения на рынке, предусмотреть все мелочи, создать сильный азиатско-ориентированный бренд, грамотно провести маркетинговые мероприятия, и только тогда инвесторы будут уверены в компании.
Одним из подобных успешных кейсов можно привести итальянский модный дом Prada. Не секрет, что китайцы без ума от брендов. Будь то обычная футболка, но с отличительным знаком, производитель может продать ее за колоссальные деньги. Все люксовые производители одежды, косметики и аксессуаров стремятся завоевать китайский рынок. Так и Prada сделали ставку на Гонконг. В ходе IPO в 2011 году модному дому удалось выручить HK$2,14 млрд, поскольку инвесторы, хорошо знакомые и доверяющие бренду, быстро скупили ценные бумаги.
Крупнейший производитель чемоданов и крупногабаритных сумок Samsonite посредством IPO на HKEX привлек HK$1,25 млрд. В два раза меньше чем Прада, но сумма все равно оказалось довольно внушительной.
Из финансовых гигантов, которые уже долгое время доверяют Гонконгской бирже, можно отметить HSBC – крупнейший банк Великобритании по размеру активов и капитализации, крупную канадскую страховую и инвестиционную компанию Manulife Financial.
Почему же иностранные компании выбирают Гонконг для листинга?
На самом деле, условия размещения на Гонконгской бирже строже, чем в Лондоне и Америке. И по операционным показателям NYSE и Nasdaq показывают более весомые результаты. Однако, если компания хочет расширить бизнес в Азии, получить доверие клиентов и заложить развитие бизнеса в долгосрочной перспективе, необходим выход на азиатские рынки, в том числе и финансовые.
Гонконг является воротами на огромный и растущий рынок Азии, поэтому размещение ценных бумаг здесь – отличный шаг для дальнейшего масштабирования бизнеса. Об условиях листинга вы можете узнать у консультантов РАСПП, которые работают с непосредственно с правительством Гонконга и осуществляют поддержку содействие компаниям по выходу на рынок Гонконга. РАСПП является официальным консультантом правительства Гонконга по России, и мы готовы оказать любое содействие по открытию компании в САР Гонконг или по листингу на HKSE.
Для получения консультации достаточно оставить заявку в форме обратной связи, написать на почту business@raspp.ru или позвонить по номеру +7-963-963-83-63. Вам поможет Наталья Сапунова, руководитель департамента торгово-экономического сотрудничества.
Желаем успехов в бизнесе с Гонконгом и Китаем!