Вх.231/2012. Государствам, которые поставляют мигрантов в РФ, в ближайшее время может быть выдвинуто предложение о финансировании обучения мигрантов русскому языку и истории России. Об этом сообщил председатель Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Гаджимет САФАРАЛИЕВ в рамках пресс-конференции «Национальный вопрос и укрепление единства российского народа»....
Вх.231/2012. Государствам, которые поставляют мигрантов в РФ, в ближайшее время может быть выдвинуто предложение о финансировании обучения мигрантов русскому языку и истории России. Об этом сообщил председатель Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Гаджимет САФАРАЛИЕВ в рамках пресс-конференции «Национальный вопрос и укрепление единства российского народа».
Такой крен создаёт новую ситуацию во взаимоотношениях внутри СНГ, которую необходимо заранее просчитать. Плюс – это говорит о том, что у России, к сожалению, пока ещё нет внятного алгоритма по введению в сознание мигранта целого комплекса знаний, связанных с историей, языком и литературой России.
Миграционными проектами в России – если не говорить о профильных органах власти: ФМС России, УФМС по г. Москве и т.д., – по-настоящему никто не занимается, при всём количестве диаспор, национальных общин, центров юридической помощи. К каждой инициативе российской власти и профильных департаментов в этой сфере должны быть по умолчанию приложены простые, внятные, работающие на РФ и её ключевых партнёров по СНГ механизмы реализации. В противном случае Россия придёт к тому, что ближний периметр будет гарантированно восстановлен против неё (в ряде случаев с активной посторонней помощью) уже и через миграционный канал.
То же самое – с проблемой изучения русского языка. По определению ясно, что ни один мигрант не собирается идти снова в школу на 10 лет, чтобы изучать язык – тем более язык теперь уже чужой страны, в которой он собирается работать, а не посещать научные симпозиумы. Может ли Россия, оценивая этот простейший психологический момент, давить на эту педаль, не предлагая собственных вариантов решения вопроса, кроме директивно-распорядительных?
Один из вариантов – компактный информационно-пропагандистский пакет, который осваивает прибывший в Россию мигрант за несколько стартовых занятий. В пакет входит первичное знакомство с той страной, куда он приехал – как раз по тем направлениям, которые и предложил В.В. Путин: 1) Что такое Россия? 2) Основы адаптации и социальной безопасности в российском сообществе; 3) Основы русского языка и литературы. Главное в этом деле – попытаться максимально заинтересовать мигранта новой Россией. И только после того, как приезжий проникся, хотя бы, проблеском теплоты к той земле, где ему предстоит жить и работать, можно пускать в пролом педагогов и учителей-предметников.
Другими словами, человек должен пройти курс «политинформации», которой давно нет даже у него в стране; узнать, где находится на карте Москва, где его родина – уже только за это он должен сказать «спасибо» принимающей стороне, заботящейся о его интеллекте.
Понятно также, что невозможно выучить русский язык, если человек и своим родным-то, в большинстве случаев, владеет с большим трудом. Здесь помогут оперативно изданные в России разговорники – Российско-Таджикский, Российско-Киргизский, другие. Возникает вопрос, кто должен за это платить. Тот вариант, который предлагается в Госдуме РФ (платить должна родина-мать), как раз и говорит о том, что у России, к сожалению, нет никакого политического нюха в этом стратегическом вопросе: проблема тупо нагружается на ту или иную миграционно активную страну, чтобы она ещё больше возненавидела Россию.
По финансам возможны разные пути: 1) обучение оплачивает работодатель (если работодатель мелкий, то через соответствующие налоги); 2) в обучении своего соотечественника помогает этническая диаспора, зарегистрированная и действующая в Москве – собственно, для этого она и создана. А сама Россия – обеспечивает те нестандартные методики, о которых сказано выше. Плюс – организует специальную Сеть единых адаптационных центров, где весь процесс держится под российским контролем. Отдавать этот процесс на сторону – значит, готовить отряды потенциальных врагов. Это можно было делать в СССР, но сегодня такой подход просто опасен.
России уже имеются креативные общественные российско-азиатские организации, которые могли бы выделить специалистов для проведения указанных адаптационных «мастер-классов». Весь вопрос только в том, а услышит ли эти предложения сама российская власть. Видимо, она пока ещё не понимает, что может завладеть таким миграционным рычагом, который ей ни разу не снился.
Если в миграционном движении вокруг и внутри России не будет проблеска свежей, живой мысли, то настоятельные требования об изучении русского языка закончатся элементарной выкачкой денег с мигрантов – причём не на российской стороне, а на стороне-отправителе, которая вполне может ухватиться за предложение Госдумы РФ о «допризывной» подготовке мигрантов на родной земле. Там с них и будут брать по полной программе, дополнительно восстанавливая против России и всех её населённых пунктов, где предлагается размещать мигрантов, разгружая Москву.
Григорий ТРОФИМЧУК,
ведущий эксперт Департамента политического консалтинга РАСПП, 2012