Индия является сложным рынком ввиду разнообразия регионов, различий между селом и городом, наличия крупного неорганизованного рынка, а также сложной законодательной и административной систем. Только те компании, которые ответственно и глубоко подходят к изучению особенностей индийского рынка могут на нем преуспеть.
Казалось бы, в стране с высокой распространенностью английского языка не составит труда найти всю необходимую информацию через открытие источники (в том числе в интернете). Но фактически доступных и полезных материалов об индийском рынке (тем более в англоязычном формате) не так уж и много. Вы можете убедиться в этом самостоятельно, сделав пару целевых запросов в поисковике.
Даже такие крупные компании, как МТС, теряли на индийском рынке миллиарды долларов. Поэтому нужно очень внимательно подходить к планированию бизнеса в Индии, в том числе, учитывать целый ряд проблем, которые возникают при попытках самостоятельного изучения рынка Индии:
Ограниченность статистических данных.
Центральное статистическое управление (SCO) и Национальная организация по проведению выборочных исследований (NSSO) являются уполномоченными правительством учреждениями для сбора данных в Индии. Однако, система сбора данных в этих государственных органах оказалась неэффективной, так как данные не обновляются регулярно, а в некоторых случаях не являются исчерпывающими.
Наиболее актуальную информацию предоставляют отраслевые ассоциации, однако действуют они только в развитых секторах – авто, телеком и IT-индустрии. Найти достоверные данные по менее популярным направлениям самостоятельно крайне сложно.
Неорганизованные и серые рынки.
Серый рынок в Индии наполнен различными продуктами от электроники до косметики. Он делают ставку на чувствительность покупателей Индии к ценам. Как правило серый рынок привлекает свои покупателей выгодными предложениями, которые по стоимости на 20-25% ниже, чем в магазинах. Так как подобные сделки официально никак не фиксируются, то сделать выводы об объемах реализации, полученных доходах и в целом, распространенности серой торговли в вашем сегменте почти невозможно.
Также существуют большой неорганизованный сектор, который задействовал около 90% индийской рабочей силы и составил 60% ВВП Индии. Неорганизованный сектор состоит из семейных предприятий (домашних бизнесов), которые занимаются текстилем, автомобилями, техническими товарами, продуктами питания и так далее. Из-за высокой фрагментации и отсутствия контроля, сложно определить объем рынка, основных поставщиков и ваших конкурентов.
Сложная правовая среда.
Индия состоит из более чем 30 штатов и союзных территорий, в которых распространены разные религии, диалекты, культурные практики. Ведение бизнеса в Индии похоже на ведение бизнеса в 30 различных странах. Каждый штат имеет свое законодательное собрание, и делится на районы, которые регулируются муниципальными органами. Некоторые сектора, такие как водоснабжение, электричество, образование и алкоголь подпадают под юрисдикцию правительств штатов.
Сбор общих данных осложняется еще и тем, что повсюду используются разные системы учета и предоставления информации, унифицировать которые не представляется возможным. На некоторых территориях вам потребуется получение дополнительных разрешений на доступ к некоторым данным, что также будет тормозить процесс исследования.
Большой разрыв между городом и селом.
В большинстве стран регионы рассматриваются как возможность расширения работы сети – компания заходит в крупный мегаполис и из него постепенно расходится по всей стране. Однако в Индии такой вариант вряд ли будет возможен.
Более 80% населения Индии по сей день проживает в сельских районах, где инфраструктура, культура, уровень индустриализации, потребления и грамотности кардинально отличается от городов. В большинстве деревень нет электричества – продажа электроники невозможна; люди живут небольшими поселениями до 2000 человек – создание дистрибьюторский сети осложненно; характерна высокая чувствительность к цене – выдержать конкуренцию с дешевыми местными аналогами вам не удастся.
Как понятно из вышеперечисленного, самостоятельное исследование рынка Индии из России затрудненно, а порой и вообще невозможно в традиционном понимании. Решение ваших задач на территории Индии требует нетрадиционного подхода и глубокой проработки на всех уровнях, которые возможны только с привлечением местных подрядчиков.
РАСПП уже более 10 лет занимается развитием российского бизнеса в странах Азии. Наши специалисты окажут вам всестороннюю поддержку на всех этапах выхода на индийский рынок – от первичного исследования до продаж и развития сети. Начиная с 2018 года у нас действует свое представительство в Дели, которое регулярно проводит исследования рынков по заказу российских компаний из самых различных отраслей: от FMCG до телекоммуникаций.
Для получения консультации достаточно оставить заявку в форме обратной связи ("задать вопрос" в правой части страницы), написать на почту business@raspp.ru или позвонить по номеру +7-963-963-83-63. Вам поможет Наталья Сапунова, руководитель департамента торгово-экономического сотрудничества.
Желаем успехов в развитии бизнеса в Индии!