Вх.136/2011. Правоохранительные органы РФ, а также ведущие научные институты (такие как Институт Дальнего Востока РАН), отмечают резкое увеличение трений между коммерсантами из КНР и местным российским населением. Конфликты вызваны тем, что китайские бизнесмены, как правило, пренебрегают установлением информационных коммуникаций с российским обществом, замыкаясь в себе, создавая...
Вх.136/2011. Правоохранительные органы РФ, а также ведущие научные институты (такие как Институт Дальнего Востока РАН), отмечают резкое увеличение трений между коммерсантами из КНР и местным российским населением. Конфликты вызваны тем, что китайские бизнесмены, как правило, пренебрегают установлением информационных коммуникаций с российским обществом, замыкаясь в себе, создавая взрывоопасные, в социально-политическом плане, этнические анклавы по типу «Greenwood», Торгового центра «Москва» и т.д.
РАСПП уже не раз отмечал негативные тенденции, связанные с отсутствием желания у граждан, приехавших для ведения собственного бизнеса в Россию, устанавливать взаимоотношения с местным населением. Не в последнюю очередь данная проблема сформировала ситуацию, при которой китайские инвестиции в РФ становятся практически невозможными, подрывая китайскую экономику.
РАСПП готовит на эту тему специальное письмо к ведущим бизнесменам КНР с напоминанием о данной проблематике.
Из последних фактов нарушения китайскими гражданами российского законодательства можно отметить следующие.
ФМС России: В ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий сотрудниками УФМС России по Томской области выявлены граждане КНР, пребывающие на территории области и занимающиеся вырубкой леса незаконно
В ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий по полученной информации о незаконной вырубке леса сотрудниками отделения иммиграционного контроля УФМС России по Томской области во взаимодействии с сотрудниками ОВД Томского района в пос. Петропавловка Томского района в лесном массиве выявлены 4 гражданина КНР.
Установлено, что граждане КНР пребывают на территории Томской области незаконно. 20 июля 2011 года по материалам УФМС России по Томской области Томским районным судом в отношении данных иностранных граждан принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, с содержанием до исполнения решения суда в приёмнике для лиц, задержанных в административном порядке при УМВД России по Томской области.
4 августа 2011 года отделом внутренних дел Томского района Томской области возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 322 УК РФ в отношении неустановленного лица, которое организовало незаконное пребывание иностранных граждан на территории Томской области по материалам направленным УФМС России по Томской области (КУСП № 6389 от 25.07.2011 года).
В рамках возбужденного уголовного дела проводятся оперативно-следственные мероприятия.
ФМС России: Сотрудниками УФМС России по Амурской области выявлены граждане КНР, пребывающие на территории Российской Федерации и осуществляющие трудовую деятельность незаконно
3 августа 2011 года во время проведения внеплановой проверки в пос. Мадалан Сковородинского района инспектором ОУФМС России по Амурской области в Сковородинском районе были выявлены граждане КНР, которые на момент проверки осуществляли трудовую деятельность в качестве рамщиков без разрешений на работу, на миграционном учете не состояли.
По факту выявленных нарушений в отношении граждан КНР были составлены протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в количестве 16 штук и по ст.18.10 КоАП РФ в количестве 16 штук. К административной ответственности также было привлечено лицо, которое привлекло граждан КНР к работе и предоставило им помещение для проживания. В отношении него были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.3 ст.18.9 КоАП РФ в количестве 16 штук, по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ в количестве 16 штук и по ч.2 ст.18.15 КоАП РФ в количестве 16 штук.
В общей сложности было составлено 80 протоколов об административных правонарушениях, наложено административных штрафов на сумму 160 тысяч рублей.
3 августа 2011 года во время проведения внеплановой проверки в пос. Мадалан Сковородинского района инспектором ОУФМС России по Амурской области в Сковородинском районе были выявлены граждане КНР, которые на момент проверки осуществляли трудовую деятельность в качестве рамщиков без разрешений на работу, на миграционном учете не состояли.
По факту выявленных нарушений в отношении граждан КНР были составлены протоколы об административном правонарушении по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ в количестве 16 штук и по ст.18.10 КоАП РФ в количестве 16 штук. К административной ответственности также было привлечено лицо, которое привлекло граждан КНР к работе и предоставило им помещение для проживания. В отношении него были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч.3 ст.18.9 КоАП РФ в количестве 16 штук, по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ в количестве 16 штук и по ч.2 ст.18.15 КоАП РФ в количестве 16 штук.
В общей сложности было составлено 80 протоколов об административных правонарушениях, наложено административных штрафов на сумму 160 тысяч рублей.
Александр ЛАРИН, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН: КИТАЙСКИЙ ТРУД "НА ВЫЕЗДЕ" / Российский рынок для наших партнеров из Поднебесной привлекателен, но и полон рисков
Согласно подсчетам экспертов, поток трудовых мигрантов из Китая – самый большой в мире. Он направляется в 180 стран, включая Россию. За границей трудятся по контрактам около 800 тыс. рабочих из КНР. Предоставлением трудовых услуг зарубежным партнерам занимаются свыше полутора тысяч китайских компаний. Организованный экспорт трудовых услуг превратился в динамично развивающуюся отрасль китайской экономики, и правительство КНР активно поддерживает ее.
Еще один многочисленный отряд трудовых мигрантов из Китая составляют коммерсанты. Происходящее в последние годы увеличение их количества породило новую проблему: обострение трений и конфликтов между ними и местным населением на почве конкуренции. В сферу соперничества входят уже не только дешевые китайские товары, но и рабочие места на производстве, поскольку китайские бизнесмены-мигранты стремятся использовать на открываемых ими предприятиях труд завозимых из Китая соотечественников. Показательна география таких конфликтов: Испания, Италия, Бразилия, Соломоновы острова, Восточный Тимор, Тонго.
Правительство КНР не остается равнодушным к судьбе своих граждан. Оно считает своей обязанностью «активно побуждать правительства стран, где проживают китайские соотечественники, к созданию условий, благоприятных для их жизни и развития». Вместе с тем китайским компаниям, действующим за рубежом, вменяется в обязанность «уважать законы и правила стран пребывания, считаться с их культурой, охранять окружающую среду» и даже «делиться получаемыми благами, увеличивая, например, занятость местного населения посредством аутсорсинга». Китайские ученые отмечают, что «возрастающая мощь Китая дает ему новые возможности и международное влияние для более полной и тщательной защиты своих зарубежных сограждан».
Политика содействия продвижению услуг и товаров на внешние рынки распространяется и на Россию, где число китайских рабочих пока невелико. По китайским данным, за все годы Китай направил в РФ в общей сложности приблизительно 400 тыс. контрактных рабочих. Они трудятся преимущественно в строительстве, в сельском хозяйстве, в лесном хозяйстве и лесообработке, главным образом на Дальнем Востоке и в Сибири, но также и в отдельных точках европейской части России. С деятельностью китайских застройщиков связано строительство зданий общественного назначения, возведение жилых микрорайонов на тысячи квартир в Твери, Кемерове, Благовещенске, Иркутске, Хабаровске и других городах. Им же доверено сооружение уникального комплекса «Балтийская жемчужина» в Петербурге. Китайские сельскохозяйственные рабочие снабжают овощами практически все Зауралье, а также выращивают сою для экспорта в Китай (в 2008 году – свыше 400 тыс. тонн).
Наши китайские партнеры при каждом подходящем случае поднимают вопрос об увеличении миграционных квот. В рамках Программы сотрудничества между восточными регионами России и северо-востоком КНР на 2009–2018 годы они выражают готовность строить на нашей территории обрабатывающие производства при условии использования на них китайского труда.
Для многочисленных китайских коммерсантов российский рынок выглядит весьма привлекательным, но и полным рисков, связанных с вымогательством, покушением на неприкосновенность личности, коррупцией, конфискацией крупных партий товаров. Власти КНР стремятся помочь своим предпринимателям, вмешиваясь в серьезных случаях в ход дел, добиваясь справедливого разрешения конфликтов и вместе с тем требуя от своих сограждан строго соблюдать российское законодательство. Важным шагом стало строительство под Москвой на средства китайских корпораций большого бизнес-парка «Гринвуд». Предполагается, что он возьмет на себя роль основного и при этом строго контролируемого канала поставки китайских товаров в Россию, и это позволит существенно упорядочить процесс двусторонней торговли. Ясно, однако, что здесь необходимы и соответствующие усилия с российской стороны.
Весьма значимым для российского общественного мнения является вопрос о вытеснении китайским трудом отечественного. Вопрос частично обоснованный, но, пожалуй, в еще большей мере – мифологизированный. Искаженное восприятие проблемы вызвано как распространенной в стране мигрантофобией (с добавлением вариаций на тему «китайской угрозы»), так и латентным характером самой проблемы. Между тем китайские мигранты в основном занимают на нашем рынке труда свободные ниши, лежащие в сфере тяжелого физического труда, непрестижные и низкооплачиваемые. Однако границы данной сферы точно не определены и по ее краям в тех или иных местах возникает конкуренция, в которой китайские рабочие побеждают благодаря своим хорошо известным преимуществам. Последствия этой конкуренции не всегда можно оценить однозначно.
Так, российские строительные компании охотно нанимают китайских рабочих, однако появление китайских строителей в качестве подрядчиков или застройщиков они рассматривают как ущемление своих интересов. Но, по мнению ряда экспертов, приход китайских строительных компаний может быть полезен как средство борьбы против монопольного завышения цен отечественными фирмами.
По-иному обстоит дело в такой сфере, как выращивание овощей на Дальнем Востоке, где китайские крестьяне фактически вытесняют с продовольственного рынка российских производителей, что вызывает со стороны последних жалобы на нежелание местных властей защитить их. Нарекания вызывают и факты применения китайскими крестьянами запрещенных химикатов для увеличения урожая.
Отыскание оптимального баланса между защитой отечественного производителя и интересами массового потребителя продукции дешевого иностранного труда является для российских государственных структур сложной задачей, от решения которой, однако, нельзя открещиваться. То же касается и соблюдения приоритета отечественного труда перед иностранным. При этом следует иметь в виду, что каждый случай предпочтения китайских рабочих российским, действительный или предполагаемый, население встречает с раздражением, направленным и против мигрантов, и против администрации, традиционно подозреваемой в коррупции. Такую же негативную реакцию вызывают угрозы предпринимателей, конфликтующих со своими работниками, заменить их китайцами.
Другая важная проблема, ждущая своего решения, касается эффективности использования китайского труда: сотрудничество с Китаем в этой сфере у нас организовано далеко не лучшим образом. Показательным примером здесь может служить прокладка магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан на ее якутском участке силами китайской компании China Petroleum Pipeline (CPP), обошедшей отечественные компании благодаря разнице в заявленных ценах. Возникшие сразу же сложности с растаможкой оборудования и выдачей виз, размещение почти 2 тыс. приехавших рабочих в неподготовленных помещениях, в антисанитарных условиях, – все это привело к срыву графика работ. Контракт с CPP чуть было не оказался расторгнутым. При проверке были выявлены многочисленные нарушения трудового и миграционного законодательства, вопиющее пренебрежение санитарно-эпидемиологическими нормами. Кстати, в ходе строительства российской стороне пришлось дополнительно доучивать китайских рабочих. Между тем в Якутии в это время имелось 400 безработных строителей, но, невзирая на уговоры правительства республики, на стройку было принято лишь 200.
Наведение порядка в сфере практического сотрудничества двух сторон, безусловно, является залогом успешного развития Сибири и Дальнего Востока.