Как изменился грузооборот между Россией и Китаем за последние 2 года?
В 2019 году товарооборот между Россией и Китаем вырос на 3,4% по сравнению с 2018 годом и составил 110,75 млрд долларов. Таковы данные главного таможенного управления КНР. На 3,6% вырос китайский экспорт в Россию. Показатель в годовом соотношении составил 48,7 млрд долларов. При этом китайским импорт вырос на 3,2% – до 61,05 млрд долларов.
Тенденция к росту товарооборота между Россией и Китаем прослеживается второй год подряд. Так, по итогам 2018 года товарооборот России и КНР впервые превысил 100 миллиардов долларов и показал рост на 24,5% – до 108,284 млрд долларов. Экспорт из России в Китай составил 56,066 млрд долларов и вырос на 44,1%. Импорт в РФ из Китая в 2018 году составил 56,066 млрд долларов и вырос на 8,7% по сравнению с 2017 годом. Стоит отметить, что за первые месяца 2020 года показатели товарооборота между Россией и Китаем упали в связи с тем, что многие предприятия и организации в Китае приостановили свою работу из-за эпидемии коронавируса. Так, за два месяца китайский экспорт в Россию снизился на 15,4% и составил 6 млрд долларов. А вот российские поставки в КНР выросли на 21,7% до 11,18 млрд долларов. Таковы данные главного таможенного управления Китая. Но при этом мы прогнозируем поэтапное восстановление грузопотока начиная со середины марта, так как период эпидемии в стране пройден.
Так, с 2 марта филиал ПЭК в китайском городе Гуанчжоу снова приступил к работе. Мы запустили контейнерный сервис по маршруту Сучжоу – Кресты (Москва) и первый поезд со сборным грузом отправился 27 марта.
Какие существуют тенденции в грузоперевозках между Россией и Китаем?
Первая тенденция – переориентация большей части грузопотока на жд транспорт или на мультимодальную доставку: жд + авто, отмечает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. По его словам, контейнерные железнодорожные сервисы предлагают все более оперативную доставку и с финансовой точки зрения она становится доступнее. Этому способствуют: тренд на контейнеризацию отрасли и развитие железнодорожной инфраструктуры (оборудование грузовых станций большим количество погрузчиков, кранов-штабелеров для перегрузки из контейнеров, появление мощностей для раздельной консолидации). Логистические компании, как правило, используют два основных маршрута ускоренной железнодорожной доставки грузов из Китая. Первый предполагает прибытие на станцию Ворсино (Калужская область). Второй на станцию Кресты (Московская область). В пути ускоренные контейнерные поезда проводят 18-21 день, включая консолидацию груза и проведение таможенного оформления.
Второй тренд – это появление возможности для российских транспортно-логистических компаний возить грузы на авто по всей территории Китая. Россия и Китай в 2018 году ратифицировали соглашение, согласно которому грузы можно перевозить между городами обеих стран. Нововведение урегулировало число посредников и существенно снизило материальные и временные издержки. У российских перевозчиков появилась возможность возить вглубь Китая самостоятельно.
Третий тренд – упрощение таможенного транзита грузового транспорта в Китае с применением так называемой книжки МДП. Внедрение единого стандарта книжки TIR упрощает логистику и помогает доставить груз в целостности. К стандартам МДП Китай присоединился еще в 2016 году, но на практике перевозки начались еще в 2018 году. Директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев отмечает, что внедрение TIR в данный момент уже упростило и ускорило процесс транспортировки товаров автотранспортом. У перевозчиков появляется возможность выбрать наиболее удобные таможенные склады.
Четвертый тренд, развитие которого пришлось на январь-февраль 2020 года – трансформация логистики в условиях пандемии коронавируса. Китайское логистическое сообщество сделало выводы по итогам эпидемии и усилило меры безопасности при доставке, особенно это касается «последней мили». Яркий пример – возможность оплаты посылки QR-кодами, по примеру китайских коллег, мы также внедряем этот сервис в ПЭК.
Какие самые популярные проблемы логистики, с которыми сталкивается бизнес при работе с Китаем? Как ПЭК помогает их решить?
Первый риск возникает еще до начала перевозки – речь о закупках товара в Китае, отмечает директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. По словам эксперта, заказчик может не получить приобретенный товар по ряду причин, в том числе из-за выбора ненадежного партнера. Несмотря на широкий круг организаций по поддержки российско-китайского экономического сотрудничества и большое количество образовательных программ, в Китае все еще попадаются фирмы-однодневки, которые исчезают после получения денег. Хотя, конечно, это стало происходить значительно реже, нежели, например, 6-7 лет назад.
Если клиент решил обезопасить себя и все же обратился к логистическому партнеру для того, чтобы проконтролировать процесс закупки товара в Китае, важно, чтобы у этого партнера было представительство в Поднебесной. Таким образом он сможет все проконтролировать в режиме реальном времени и предоставить заказчику полную информацию о поставщике. Также важно, чтобы компания в режиме реального времени могла отслеживать каждый этап доставки без участия посредников.
При этом все же может случиться форс-мажор, например, если обнаружен некачественный или поврежденный при погрузке/перегрузе товар. И в этом случае возможность возместить убытки от внештатных ситуаций есть только у крупных перевозчиков.
Как изменился логистический бизнес за последние 5 лет, какие инновации использует ПЭК?
За последние 5 лет логистика стала сервисом, а не просто механизмом доставки из точки А в точку Б. Многие клиенты думают уже не только о выгодной стоимости и даже не только о качестве доставке, а о том, насколько оптимальна услуга в долгосрочной перспективе.
Теперь требуется более комплексное решение. Клиенты все больше отдают логистику на аутсорсинг. А именно: такие функции как: доставка, хранение товара, его комплектация и фулфилмент, сбор наложенного платежа, возврат денег. Логистика перестала быть логистикой одного конца. ПЭК максимально автоматизировал свою деятельность. Яркий пример – Центр управления перевозками, в которой с помощью блокчейн технологий анализируются данные и планируются логистические цепочки. ПЭК продолжает развивать цифровые технологии, большое внимание уделяется мобильном приложению. В текущей ситуации и в условиях пандемии также особое внимание уделяется безопасности грузоперевозки: бесконтактной оплате, доставке и выдаче грузов.
Одной из главных проблем в грузоперевозках между Россией и Китаем являются недозагруженные фуры, которые идут из России в Китай. Это влияет на стоимость доставки для российских импортеров. Как вы решаете эти проблемы?
Главный путь по решению этой проблемы – продолжить развивать российский экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в числе которых и Китай. Так, в 2019 году китайский экспорт вырос на 3,2% – до 61,05 млрд долларов. Об этом свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы РФ. Согласно статистике Российского экспортного центра, на экспорт из России в Китай традиционно отправляется продукция агропромышленного комплекса, зерновые, масличные. Также важная часть грузооборота: грузы молочной и кондитерской промышленности, птицеводческая продукция, соки, воды. На сегодняшний день большая часть данной продукции перевозится жд транспортом. В то время как в будущем необходимо распределить потоки более равномерно.
На текущий момент в планах ПЭК – запуск автомобильного маршрута из Китая в Россию. Мы рассматриваем различные способы оптимизации маршрута, чтобы предусмотреть минимальный порожний пробег транспортного средства.
Какие еще азиатские направления развивает ПЭК? Какие страны являются наибольшим спросов у ваших клиентов?
Вслед за развитием логистических сервисов в Китае, ПЭК рассматривает также интеграцию на Вьетнамский рынок. Развитие зоны свободной торговли, растущий товарооборот и потенциал для российского экспорта во Вьетнам – все это является драйвером торговых отношений между нашими странами.
Также мы планируем продолжить свою географическую экспансию на территории Китая. Так, в этом году будет открыто два собственных склада: в Гуанчжоу и в Манчжурии. Это важно, для того чтобы сделать работу по комплектации грузов из южных и северных провинций Китая еще эффективнее.
Какие клиенты чаще пользуются услугами ПЭК: это крупный, малый и средний бизнес?
Клиенты ПЭК – это различные категории компаний из малого, среднего и крупного бизнеса. ПЭК предлагает широкий спектр продуктов, которые включают как перевозку сборных, так и генеральных грузов.
Бизнес-юнит ВЭД в «Первой экспедиционной компании» начал свое развитие с услуги сборных грузоперевозок из Китая в Россию. В первую очередь, нам важно было доработать качество стандартных продуктов: транспортировку, консолидацию, экспедирование. Но сейчас мы запускаем собственные маршруты, меняем ценообразование и готовим нестандартные предложения в том числе и для крупного бизнеса. В основном, речь идет о сегментах промышленного оборудования и товарах народного потребления. Поэтому сейчас 60% ВЭД-клиентов ПЭК представляют направление малого бизнеса, 38% – представляют средний бизнес и сегмент крупного бизнеса составляет 2%
Какие советы вы могли бы дать малому и среднему бизнесу по доставке из Китая?
Первое, и самое главное, внимательно проверяйте поставщиков, у которых закупаете товар. Как было сказано ранее, в Китае до сих пор частично сохранился рынок фирм-однодневок. И есть риск наткнуться на мошенников, которые увидят новичка на рынке. Второе: внимательно соотнесите ваши задачи и сроки/качество доставки. Не забудьте, что учитывать надо также инфраструктурные характеристики станции/порта прибытия и убытия товара, а также сроки таможенного оформления. Третье, готовьте документы по таможенному оформлению заранее и тщательно их проверяйте, чтобы не возникло дополнительных досмотров в пути.
Конечно, выбирайте надежного логистического партнера. Важно, чтобы партнер имел филиал в КНР, а также распредцентры, пункты консолидации и другие инфраструктурные мощности в этой стране. Это позволит ему отслеживать движение груза на всем пути в режиме реального времени. И, главное, помните, если на каком-то пути поставки происходит несостыковка, то это отражается на всех участниках логистического процесса.
Как членство в РАСПП помогает российским компаниям, чем оно помогло ПЭК?
Задача РАСПП – оказывать содействие развитию отношений России со странами Азии по различным направлениям, в числе которых экономика. Для ПЭК как для системообразующей организации логистической отрасли – это еще одна возможность настроить диалог с коллегами-предпринимателями и также представителями государственных министерств и ведомств в части развития со странами азиатско-тихоокеанского региона. В настоящий момент мы находимся на стадии поиска механизмов взаимовыгодного партнерства.