Перспективы наращивания неэнергетического экспорта:
Для выявления наиболее востребованных и перспективных категорий товаров для турецкого рынка, было бы полезно оттолкнуться от странового импортного профиля Турции. Для этого мы вновь обратимся к официальной статистике двустороннего товарооборота. Наибольший интерес представляют группы товаров, по которым был зафиксирован самый высокий средний прирост товарооборота за последние годы, поскольку они отражают среднесрочные тенденции. С другой стороны, товарные позиции, продемонстрировавшие наиболее уверенную динамику в 2020 г., подсказывают актуальные импортные потребности Турции. Путем наложения двух подходов могут быть сделаны следующие выводы
Симптоматично, что товарные группы, входящие в топ-10 обоих рейтинговых списков, совпадают на 70%. Это свидетельствует о существовании устойчивого спроса на поставки определенных видов продукции из России. В первую очередь, это касается зерновых, изделий из черных металлов, алюминия и меди, о которых уже было сказано ранее.
Кроме того, быстрыми темпами растет экспорт пластмасс. По итогам 2020 г. наибольшим спросом пользовался полипропилен в первичных формах (162,3 млн $) и полиэтилен в первичных формах (33,7 млн $). Причина такого положения дел кроется как в наличии в Турции больших мощностей по переработке сырья, так и в высоком уровне развития отраслей-потребителей полимерных изделий: автомобильной промышленности, производства готовой одежды, текстиля и электротехники.
Следующим крупным импортером российской продукции является турецкая масложировая промышленность. Высокий спрос на подсолнечное масло предъявляют конечные потребители на внутреннем рынке Турции и многочисленные компании, специализирующиеся на переработке подсолнечника. Однако собственное производство не в состоянии обеспечить потребности экономики, в связи с чем Турция вынуждена закупать продукцию на внешних рынках, главным образом – в России. При этом импортируются не только семена (295,4 млн $ в 2020 г.), но и готовое подсолнечное масло (481,3 млн $). Даже остатки от переработки семян подсолнечника – жмых и шрот, находят покупателей среди местных животноводческих ферм (129,1 млн $).
Перспективным направлением являются поставки химической продукции из России. В частности, высокоразвитый сектор сельского хозяйства Турции активно потребляет азотные удобрения, в состав которых входит аммиак. Технический углерод является неотъемлемой частью процесса производства пластмасс. Как было сказано выше, это один из наиболее развитых секторов турецкой промышленности. Большим потенциалом обладают также поставки гидроксида натрия и гидроксида калия, используемых в производстве мыла, моющих средств и шампуней.
Помимо анализа фактических данных, мы готовы поделиться своим видением будущего российского экспорта. В сознании турецкого потребителя сложился ряд положительных стереотипов в отношении продукции из России.
Выше всего ценится надежность и функциональность российских товаров. В связи с этим, шансы нарастить поставки в Турцию имеют отечественные машиностроительные компании и производители контрольно-измерительных приборов. Станки для обработки различных материалов, а также оборудование, датчики и средства контроля могут быть интересны самому широкому кругу компаний реального сектора экономики.
Знания о наличии в России высоких технологий открывают широкие перспективы для сотрудничества в медицинской сфере. Успешные испытания отечественной вакцины создали позитивный образ российских фармкомпаний, распространяющийся и на смежные отрасли. Пандемия заставила людей серьезнее относиться к своему здоровью, а значит, спрос на товары в соответствующем сегменте сохранится и в будущем.
Наконец, готовность отечественных производителей к передаче технологий может способствовать наращиванию экспорта не только товаров, но и услуг. В первую очередь, речь идет о решениях в сфере IT и кибербезопасности. Отечественные разработчики ПО превратились в настоящий бренд, являющийся синонимом инновационности и профессионализма. Потенциальная сфера применения информационных технологий крайне широка: от систем безопасности в аэропортах, до цифровизации образования.
Безусловно, влияние пандемии коронавируса затронуло российско-турецкую торговлю, однако развитие деловых связей между нашими странами продолжается. Перспективы наращивания экспорта будут, во многом, связаны со способностью российских производителей удовлетворить растущий спрос турецкого рынка на вышеперечисленные позиции.
Для получения бесплатной консультации по экспорту российской продукции в Турцию достаточно оставить заявку в форме обратной связи ("задать вопрос" в правой части страницы), написать на почту business@raspp.ru или позвонить по номеру +7-963-963-83-63. Вам ответит Наталья Сапунова, руководитель департамента торгово-экономического сотрудничества.
Желаем успехов в развитии сотрудничества с Турцией!