Вх. 58/2010. После провального запуска элементов глобальной навигационной системы РФ, которые упали в Азиатско-Тихоокеанском регионе в районе Гавайских островов, Президент Дмитрий МЕДЕДЕВ заявил о необходимости расследования того, как распределялись средства по проекту. РАСПП считает, что контроль за расходованием средств по стратегическим направлениям должен…
Вх. 58/2010. После провального запуска элементов глобальной навигационной системы РФ, которые упали в Азиатско-Тихоокеанском регионе в районе Гавайских островов, Президент Дмитрий МЕДЕДЕВ заявил о необходимости расследования того, как расходовались средства по проекту. Генеральный прокурор Юрий ЧАЙКА пообещал, что тщательная проверка бюджетных средств будет проведена в ближайшее время.
РАСПП считает, что контроль за расходованием средств по стратегическим направлениям должен находиться, в том числе, и под контролем профильных общественных объединений, с привлечением их независимых экспертов и введением представителей российско-азиатских гражданских институтов в Экспертные Советы при соответствующих департаментах РФ. РАСПП обращается с этим предложением к руководству Российской Федерации, которое уже не может позволить себе «терять лицо» на фоне российских заявок по укреплению глобальных позиций в Азии и АТР.
По данному происшествию РИА-Новости сообщает, что потеря трех спутников "ГЛОНАСС-М" из-за неудачного запуска, произведенного в минувшие выходные, не окажет сильного влияния на развитие российской спутниковой навигационной системы и не отпугнет зарубежных производителей техники, поддерживающей ГЛОНАСС, считают эксперты на рынке спутниковой навигации, опрошенные РИА Новости в понедельник.
Утрата трех спутников обернулось для России серьезными материальными потерями (по оценкам экспертов, в несколько миллиардов рублей), однако они малы в сравнении с общими вложениями государства в развитие ГЛОНАСС, и не способны остановить развитие системы. "Речь идет не об уникальных аппаратах, а серийно выпускаемых, и я думаю, в течение полугода мы эти спутники увидим на орбите", - сказал в интервью РИА Новости независимый эксперт в области спутниковой навигации Михаил Фадеев.
Как рассказал РИА Новости руководитель направления коммерческих модулей КБ НАВИС Георгий Шульгин, на орбите сейчас находятся 26 спутников ГЛОНАСС, четыре из которых выведены из системы, а еще два находятся в орбитальном резерве. По словам Шульгина, еще три спутника на орбите ничего принципиально не изменили бы. "По теоретическим расчетам, 18 спутников достаточно для покрытия всей территории России и нормального функционирования по всей Земле", - сказал Шульгин.
Оба специалиста также указали на то, что все использующиеся сейчас в России навигационные приемники являются мультисистемными, то есть поддерживают и российскую, и американскую системы навигации. По мнению Шульгина, такое решение позволяет пользователям быть защищенным от технических проблем с любой из систем, так как важно общее количество видимых спутников обеих систем.
"Никто не ориентируется сейчас по "голому" ГЛОНАСС. ГЛОНАСС, скорее, используется как дублирующая система, которая позволяет точнее определять координаты в сложной ситуации, например, в городских районах с плотной застройкой или при нахождении в высоких широтах, где ГЛОНАСС имеет преимущество перед GPS", - добавляет Фадеев.
Проблема с пополнением спутниковой группировки ГЛОНАСС также не окажет сильного влияния на зарубежных производителей совместимой с российской навигационной системой техники. "Если и будет какой-то негативный эффект, то лишь в краткосрочной перспективе, он исчезнет, как только производители убедятся в стремлении России довести проект до конца", - сказал Шульгин.
Космические аппараты "Глонасс-М", утраченные в результате нештатной ситуации с ракетой-носителем "Протон-М", можно было спасти, если бы своевременно было принято решение отстыковать разгонный блок со спутниками от носителя, считает специалист, принимающий участие в расследовании инцидента, с которым удалось пообщаться корреспонденту РИА Новости.
Источник РИА Новости в космической отрасли полагает, что самая вероятная причина аварии - отказ системы управления. "Это может быть ошибка программного обеспечения, отказ приводов, банальный заводской брак или какая-то случайная проблема, проявившаяся при очередной модификации ракеты-носителя", - сказал эксперт.
По его мнению, "Протон-М" - не самая надежная ракета, так как из десяти ее запусков примерно один оказывается неудачным, в то время как для хороших носителей этот показатель на порядок меньше. "Во многом это результат постоянной модификации носителя, разработчики которого отказались от принятого еще в 1970-е годы принципа "не улучшать того, что нормально работает", - полагает эксперт.
Он, впрочем, считает, что политика такой "технологической перестройки" должна дать хорошие результаты, обеспечив качественно новый уровень, тем более, что альтернатив "Протону-М" по соотношению "цена-качество" нет ни в России, ни в мире.