Целью доклада является попытка ответить на вопрос чем является миграционный процесс для России и зачем он ей нужен? Прошедшие 6 лет стали временем активного выстраивания демографическо-миграционной политики страны. Были внесены поправки в Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями). Вышел Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". В 2012 Появилась концепция государственной миграционной политики до 2025 года...
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Целью доклада является попытка ответить на вопрос чем является миграционный процесс для России и зачем он ей нужен?
Прошедшие 6 лет стали временем активного выстраивания демографическо-миграционной политики страны. Были внесены поправки в Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изменениями и дополнениями). Вышел Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". В 2012 Появилась концепция государственной миграционной политики до 2025 года.
Плюс к этому президентом Российской Федерации был взят курс на модернизацию экономики России, создания 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест и повышения производительности труда.
И в этом смысле ситуация запуталась окончательно. Ведь главный посыл демографической концепции – возмещение убыли населения любой ценой. А концепция миграционная ставит целью повышения качества человеческих ресурсов въезжающих в нашу страну различными целями и на различный период времени. И предлагает для этого ряд решений.
Но помимо буквы закона, есть ещё его дух. Буква закона отвечает на вопрос как, буква закона отвечает на вопрос зачем? Ответа на этот вопрос ни один из документов не содержит.
В этой связи, крайне важным представляется опыт, как наших ближайших соседей и стратегических партнеров коими являются Казахстан и Китай. А так же миграционный опыт Франции, который по очень многим параметрам является правомерным для стравнения (сложность отношений с бывшими провинциями, массовая низкоквалифицированная миграция, демографический кризис и т.д.)
Столкнувшись на определенном этапе с ограниченностью возможностей государства как единственного актора, Франция сумела воспользоваться возможностями единой Европы включив ею адаптационные и организационные возможности в курс своей миграционной политики. Задействовать возможности бизнеса, диверсифицировать оказание услуг мигрантов в зависимости от целей прибывания.
Тем самым Франции удалось последовательно перейти от политики изоляционизма к политики общеевропейского диалога по регулированию миграционных потоков.
При этом опыт Франции показал, насколько важным является необходимость продуманных действий в отношении того или иного миграционного решения. Ведь политика массового привлечения кадров на низкооплачиваемую не квалифицированную работу из стран пусть входивших в качестве колоний в зону влияния Франции, но все же чуждых ей культурно привела к серьезной нагрузке на государственный аппарат уже спустя 30 лет.
Этот опыт крайне важен для России, которая в своей миграционной стратегии ставит во главу угла поддержание количественного состава населения без учета адаптационных возможностей системы, реальных потребностей экономики спустя 30 лет.
Что касается решения данных проблематик Казахстаном и Китаем, то здесь, совершенно очевидно, преобладает прагматичная консервативная позиция. С одной стороны, Казахстан, который в годы обретения независимости не имел преобладающей нации (казахи едва достигали половины населения Республики), взял курс на привлечение этнических казахов со всех уголков мира. Вместе с тем для удержания экономически активного населения не титульной национальности русскому языку был присвоен статус официального. А в программу по возвращению «оралманов» были вложены значительные ресурсы, которые пошли на обучение вновь прибывшей молодежи в школах и вузах страны, строительство жилья и социальной инфраструктуры, чтобы максимально сгладить риски связанные с социальной неустроенностью.
Изначальное расселение «оралманов» в сельскохозяйственных и малонаселенных областях помогает Казахскому правительству решить ещё и вопрос по развитию сельского хозяйства. Таким образом, выполняя государственную идеологическую задачу по сбору казахской нации, правительство решает вопросы дальнейшего экономического развития, в том числе такой традиционно важной отрасли, как животноводство.
Китай, в отличие от Казахстана и Франции, является страной донором рабочей силы и научных кадров для всего мира. С точки зрения оттока научных кадров он сталкивается с той же проблемой что и Россия. Но в отличии от Российской Федерации, Китай активно разрабатывает механизмы, которые бы позволили ему массово возвращать домой как своих граждан, так и привлекать на работу в Китай ученых и бизнесменов со всего мира.
Так для первых предусмотрена система свободного въезда и выезда из страны, предоставления условий работы в тесном взаимодействии с зарубежными научными центрами, а так же оплата труда выше средней по экономике. Для вторых принят Закон «О контроле за въездом в страну и выездом из страны иностранцев» позволяющий получить право на длительное проживание в КНР, либо на постоянное жительство тем иностранным гражданам, которые в соответствии с китайским законодательством имеют в Китае инвестиции или осуществляют экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество с китайскими промышленными предприятиями и хозяйственными организациями, а также другие иностранцы, которым требуется длительное пребывание в Китае на основании разрешения компетентных органов правительства Китая.
В том, что касается ответа на этот вопрос для России, то здесь может быть процесс укрепления нации, о которой говорил президент в своем 12 декабря 2012 года, тогда в этом случае количественный показатель в 145 миллионов человек, становится вторичным по отношению к показателю качественному.
С моей точки зрения, если отвечать на вопрос, зачем нужна миграционная политика, ответ следующий: стране необходимо уйти от структуры неорабовладельческого общества или говоря менее провокационно от структуры преобладания низкоквалифицированного труда, труда в рамках которого является сложным обеспечение не только базовых прав и свобод человека, а зачастую и самых обычных санитарно-гигиенических условий проживания. И это является критерием выживания государства.
И здесь сразу главными становятся вопросы трудовых отношений, культуры отношения к месту своего постоянного проживания, уровня реального образования граждан страны, а так же встает вопрос выстраивания соответствующих отношений со странами донорами человеческих ресурсов не толко с опрой на государства но и с опорой на существующие бизнес-институты. Поскольку полноценное обеспечение правами возможно лишь когда рабочее место производит больше, чем государству или бизнесу обходится его содержание.
В этой связи, при привлечении кадров из ближнего зарубежья, в том числе и титульных наций России, а так же использования внутренних человеческих ресурсов вкупе с модернизацией промышленности и оптимизацией рабочих мест в бюджетной сфере, государству вполне по силам преодолеть прогнозируемый дефицит рабочих рук на период до 2025 года.
В том, что касается социализирующей составляющей, то здесь наиболее эффективны возможности бизнеса. Ведь согласно данным Росстата наибольшее количество мигрантов занято в сфере услуг и строительства. И в том, что касается сферы услуг, то проблем с адаптацией, как правило, не возникает. По причине четких требований по соответствующей бизнес модели.
В этой связи представляется довольно серьезным моментом при реализации «Концепции государственной миграционной политики» опираться на технологии бизнес структур в рекрутинге и адаптации мигрантов.
Такая мера позволила бы снизить государственные издержки на реализацию миграционной программы, а так же уменьшило давление на социальную инфраструктуру и позволила сохранить общественный баланс, а так же дала время на более детальную проработку интеграционных программ.
Владимир БАЗАВЛЮК,
магистр,
Общеуниверситетская кафедра "Политического анализа и публичной политики",
Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики.
Специально для РАСПП
(тезисы доклада были представлены на V Форуме
"Миграция в России: сотрудничество и безопасность")
* * *
На фото: В.Н. Базавлюк (справа) с участниками V Форума "Миграция в России: сорудничество и безопасность" (Москва, 30.05.2013)